Правила жизни Чарльз Фредерик Уорт

Англичанин, ставший не только легендой французской моды, но и создателем Haute Couture. Первый в мире дизайнер одежды, начавший диктовать заказчикам свои вкусы и прогнувший под себя аристократический мир. В разгар осенних модных показов вспоминаем короля модельеров и модельера королей – Чарльза Фредерика Уорта, ведь все, что является основными атрибутами современной модной индустрии, включая дефиле профессиональных манекенщиц, сезонные коллекции и логоманию, придумано им.

 

 

ПРАВИЛО 1

Трудолюбие и еще раз трудолюбие.

Чарльз Фредерик Уорт родился 13 октября 1825 года в Линкольншире, графстве на востоке Англии. Его отец, простой стряпчий, любитель азартных игр и алкоголя, промотал почти все деньги, а после и вовсе сбежал от кредиторов, бросив жену и троих детей. Уорту пришлось работать с одиннадцати лет, для чего он перебрался в столицу. Вначале молодой человек устроился помощником к печатнику, а затем перешел в лондонский универмаг, но расторопного и цепкого юношу, освоившего торговлю, переманил крупный поставщик дорогих тканей. Все свободное время Уорт проводил в Национальной галерее, рассматривая изображенные на картинах костюмы, ткани, узоры и орнаменты.

 

 

ПРАВИЛО 2

Мечта предполагает действие.

Уорт, с детства питавший интерес к конструированию одежды, осознавал, что его призвание – мода. В двадцать лет он отправился в Париж, где устроился в фирму «Гажелен и Опиге» и убедил владельцев бизнеса предлагать дамам не только ткани, но и пошив одежды. Вскоре на Великой выставке в Лондоне платье от «Гажелен и Опиге», созданное Уортом, получило медаль. А четыре года спустя, на Всемирной выставке в Париже, другое платье мастера с новой, более изысканной конструкцией шлейфа имело оглушительный успех.

 

 

ПРАВИЛО 3

Реклама и PR — лучшие союзники таланта.

В «Гажелен и Опиге» Уорт встретил будущую жену — изящную сотрудницу компании Мари Верне, на которой совершенно очаровательно смотрелись его творения. В 1858 году молодой кутюрье открыл собственное ателье. С тех пор никто не мог ограничить его амбиции художника и конструктора. Уорт выпускал – как мы обозначили бы это сегодня – «сезонные коллекции»: ключевые модели предлагались в различных цветах и тканях. Их дополняли шляпки, перчатки и прочие аксессуары. Кутюрье демонстрировал платья не на манекенах, а на живых девушках – четырежды в год он проводил дефиле для клиенток, анонсируя будущие новинки. Так в мире появилась еще одна профессия – манекенщица. Однажды Мари Верне в наряде от супруга добилась встречи у принцессы фон Меттерних, и та заказала у Уорта платье, в котором отправилась на званый ужин к императрице Евгении. Увидев наряд, императрица уже на следующий день призвала к себе кутюрье. А следом за ней к мастеру потянулись монаршие особы со всей Европы. Заручившись поддержкой Евгении, Чарльз Уорт перестал сдерживать фантазию: в 1864 году он отменил кринолины, раздражавшие, впрочем, и императрицу, и смело укоротил подолы – теперь они доходили лишь до щиколотки. В новых «платьях для прогулок» женщины действительно могли гулять, не опасаясь споткнуться о собственный подол. Кроме того, он ввел в обиход свободные платья-туники. Русская императрица Мария Федоровна тоже предпочитала французского мастера, а британская королева Виктория заказывала у него наряды через третьих лиц, чтобы подданные не сочли ее расточительной, ведь стоимость туалетов от Уорта взлетела до небес. Аристократия, подобно сегодняшним «селебритис», служила рекламой ателье – одежда с биркой «Чарльз Уорт» стала желанной для актрис и дам полусвета. Способность много трудиться пригодилась кутюрье и после того, как он стал успешным и богатым. В год он выпускал до пяти тысяч моделей одежды!

 

Платье от Уорта для австрийской императрицы Елизаветы Баварской

 

ПРАВИЛО 4

Новации против надоевшего и неудобного.

После смерти Чарльза Фредерика дело продолжили его сыновья Гастон-Люсьен и Жан-Филипп, а затем внук Жак. В 1924 году модный дом занялся и выпуском парфюмерии. Но после Второй мировой войны «Дом Уорта» тихо исчез с карты мировой моды. В 2010-е была предпринята не особо удачная попытка возродить марку. Творения же самого Уорта и его детей и внуков хранятся в Музее Альберта и Виктории в Лондоне и нью-йоркском «Метрополитене». Уорт упростил жизнь женщин, избавив их платья от лишних оборок и рюш, сместил объем с боков на заднюю часть, создав силуэт «турнюр». Придумал платье-трансформер, когда к одному верху подходило несколько низов и наоборот, а само платье из дневного легко превращалось в бальное. Уорт сумел создать иллюзию бесшовности в одежде и придумал до сих пор актуальные способы драпировки ткани на теле. Он первым стал пришивать именные бирки, разделять коллекции на сезоны и выпускать фирменные аксессуары, первым ввел лицензионное создание копий для простых горожан. И пусть «Дом Уорта» давно прекратил свое существование, мировая модная индустрия с ее динамичными трендами, яркими дефиле и знаменитостями-амбассадорами до сих пор функционирует по его лекалам.

 

 

11.12.2024
Фото || архив редакции, www.wikipedia.org, www.i.pinimg.com
Автор || Татьяна Михальская

 

Поделиться: