Правила жизни Анри Руссо

 

Французский художник Анри Руссо был мечтателем, причем очень успешным: мечтал стать художником и стал, несмотря на то, что никаких предпосылок к такой творческой карьере у него не было. Но за такой вроде бы классической историей успеха стоит намного более интересная и, к сожалению, трагическая судьба, про которую мало кто вспоминает, ведь намного веселее просто посмеяться над тем, как какой-то работник таможенной службы возомнил из себя художника. Поэтому предлагаем исправить это недоразумение и познакомиться не только с жизнью художника, но и с правилами, по которым он жил.

Правило первое

Превращайте свои недостатки в достоинства.

Анри Жюльен Феликс Руссо родился 21 мая 1844 года в небольшом французском городке Лаваль в семье простого жестянщика. Большими доходами его семья не отличалась, поэтому привить сыну любовь к искусству или хотя бы научить его каким-то основам живописи родители не могли. Да и Анри не настаивал, ведь у него и мысли не было о том, чтобы становиться художником. Однако банкротство главы семейства Руссо и последующая за этим продажа их дома все изменили. Родители отправили юного Анри, которому не было еще и десяти лет, в школу-интернат, где он и полюбил рисование. Только не спешите радоваться, что уже в таком юном возрасте Анри узнал свое призвание, потому что на тот момент он просто полюбил рисование как хобби, и не более того. Поэтому после череды некоторых драматичных событий –  обвинение в краже, военная служба и смерть отца – Анри нашел вроде как свое призвание – работу в парижской таможне Акцизного департамента. А еще он женился на Клеманс Буатар, но про свое хобби не забыл. Говорят, что за своим рабочим столом он установил холст и в любую свою свободную минуту рисовал. В будущем из-за своей работы он получил прозвище «Таможенник».

Однако личная жизнь у Анри не складывалась: вначале после продолжительной болезни – туберкулеза – умерла его жена Клеманс, а затем из девяти их совместных детей по причине все того же туберкулеза в живых осталось только двое – дочь Жюли-Клеманс и сын Анри-Анатоль. Но на этом история не закончилась, потому что, женившись чуть позже на соседке по дому Жозефине, Анри снова попал в беду. Буквально через несколько лет умер его сын Анри, а затем и сама Жозефина. На протяжении всего этого времени именно рисование было его единственной отдушиной.

 

Правило второе

Не обращайте внимания на то, что говорят окружающие.

Вероятно вас интересует, а что же все это время наш «таможенник» рисовал? Честно говоря, вначале – ничего особенного: он просто писал то, что видел вокруг, поэтому первые его работы часто называют «таможенными пейзажами».

Автопортрет. Анри Руссо, 1890. Национальная галерея в Праге

Единственное, что сильно отличало их от работ других его коллег-художников, так это отсутствие хоть немного верно построенной перспективы, нестандартные пропорции и далекие от реальности цвета. Именно поэтому знатоки искусства частенько посмеивались над ним, ведь они считали, если человек позиционирует себя как профессиональный художник, а именно им считал себя Анри, то он должен следовать установленным в живописи канонам. Но Анри их словно не слышал. Тем не менее, иногда мог и «напасть» в ответ. Однажды на «Салоне независимых» – выставке, на которую мог попасть любой художник, желающий показать свои работы публике, такой случай как раз и произошел. Дело в том, что работы Анри были выставлены в каком-то самом дальнем углу, поэтому когда один из общепризнанных мастеров (не будем называть его имя) решил таким положением уколоть художника, тот быстро нашел, что ему ответить. Он сказал: «Да-да, мои полотна здесь есть. А вы, месье, извините, где нынче выставляетесь?». И, в целом, он сказал правду – работы того мастера на Салоне представлены не были.

 

Правило третье

Не сомневайтесь, что вы гений.

Уверенности Анри действительно можно было позавидовать, ведь несмотря на достаточно поздний старт его живописной карьеры – его первое участие в том самом Салоне вообще произошло в возрасте 42 лет, он считал себя один из самых талантливых, успешных и незаменимых художников эпохи. А еще он считал себя самым настоящим реалистом, потому что «всегда видел картину, прежде чем нарисовать ее». В возрасте около 60 лет, решив принять участие в Салоне снова, он представил совершенно новые работы – цикл с яркими джунглями и экзотическими животными. В какие же джунгли ему удалось съездить, если он так строго придерживался правила «всегда увидеть картину, прежде чем нарисовать ее»? Да ни в какие. Он просто распространил легенду, как во время службы в армии побывал в Мексике и как на всю жизнь запомнил местную флору и фауну. Ну, а чтобы не выдумывать все растения из головы, Анри ходил в ботанический сад, где делал зарисовки растений, и в зоопарки, чтобы не прогадать с животными. От своих нарисованных растений художник был в восторге. Он круглосуточно повторял, что когда заходит в теплицы ботанического сала и видит в них растения из экзотических стран, то ему кажется, что он спит.

Сон. Анри Руссо, 1910. Нью-Йоркский музей современного искусства

 

Правило  четвертое

Никогда не забывайте…фантазировать.

Но была в жизни Анри история, в которой его самоуверенность сыграла с ним злую шутку. Связана она была с портретом, который художник решил сделать для своих друзей: поэта Гийома Аполлинера и художницы Мари Лорансен. К работе Анри подошел очень основательно – как настоящий художник-реалист – попросил друзей позировать ему несколько сеансов, замерил все их части тела линейкой, а краску подбирал с помощью прикладывания тюбиков к лицу и одежде своих моделей. Затем Руссо читал книги, чтобы изучить символизм растений и подобрать для картины определенные виды. И, конечно же, ездил в свой любимый ботанический сад, чтобы выбранные растения срисовать. Кажется, что с таким подходом у художника должна была получиться как минимум фотография, но вышло все намного хуже. Мари, которая была девушкой стройной и высокой, на картине выглядела дамой большой и объемной, а цветы на переднем плане оказались левкоями, которые символизируют смерть. 

Правило  четвертое

Не доверяйте незнакомцам.

Однако стиль наивного художника был близок и характеру Анри. Он часто влипал в неприятные истории из-за своей доверчивости и очень странно из них выбирался. Например, один раз знакомый втянул его в какую-то денежную авантюру. Анри Руссо попал под суд, и ему грозил реальный тюремный срок. Спасли от заключения художника его картины, увидев которые, суд сжалился и сказал, что такой наивный человек, как Анри, не мог совершить преступление.

Фото || www.depositphotos.com
Автор || Евгения Ал

 

 

 

 

*Эту статью можно прочитать в онлайн номере журнала ЗИМА 2021/2022

Поделиться: