Правила жизни Альфонса Мухи

 

Все, к чему прикасалась рука художника Альфонса Мухи, превращалось в предмет искусства: рекламный плакат, посуда, журнальные обложки, бижутерия, мебель. Он занимался живописью, графикой, оформлял здания Парижа, Праги, Нью-Йорка, придумывал изумительные украшения. Его творчество – квинтэссенция модерна, но при этом он создал собственный стиль, которому до сих пор подражают художники всего мира. Его томные, чувственные барышни и цветущие орнаменты живут среди нас в различных интерпретациях и воплощениях. В яркой карьере Альфонса Мухи сыграли свою роль и дарование, и творческая неутомимость, и… Его Величество Случай. Впрочем, всякого рода счастливых случаев было в жизни Мухи не мало.

 

ПРАВИЛО 1

Беритесь за любое дело, тогда точно не упустите шанс.

Родился Альфонс Муха 24 июля 1860 года в морском городишке Иванчице, территория Чехии. Мать умерла рано, и отец, мелкий служащий, один воспитывал пятерых детей. Тем не менее он заметил в Альфонсе талант художника и даже обратился в пражскую Академию художеств с просьбой принять сына, но поступить мальчику не удалось. Какое-то время юный Муха работал в суде на должности писаря, а в свободное время рисовал афиши для любительского театра. Однако вскоре театр сгорел, и Альфонс принялся расписывать интерьеры для состоятельных господ. Однажды он получил заказ на создание фресок в замке Эммахоф. Хозяин – граф Куэн-Беласси – настолько восхитился работой молодого художника, что спонсировал его обучение в престижной Академии в Мюнхене, а затем и в Париже. Выбиться в люди в столице искусств, мод и светских развлечений молодому человеку было очень непросто. Часто Муха выбирал между красками и едой. Он брался за любую работу: оформлял журналы, рисовал визитные карточки, приглашения, меню для ресторанов, этикетки. Особенной удачей стал заказ на иллюстрирование «Истории Германии».  Но шанс, настоящий шанс, был еще впереди…

Альфонc Муха за работой

 

ПРАВИЛО 2

Когда получаете заказ, выполняйте его на сто процентов.

В 1894 году накануне Рождества все художники разъехались, а театру «Ренессанс» срочно потребовались афиши для спектакля «Жисмунда» с придирчивой и капризной Сарой Бернар. Альфонс Муха, всегда бравшийся за любые заказы, и на этот раз не отказался от сложной работы. Он изобразил пятидесятилетнюю актрису молодой, манящей, загадочной и просто роскошной. Сара Бернар была в восторге. Огромные плакаты с ней украшали весь Париж, актриса сделала Альфонса Муху главным декоратором театра – так начался самый плодотворный период творчества художника. Сама Сара Бернар выступила его продюсером: помогала с выставками, ввела его в богемное парижское общество, посоветовала носить косоворотку, ведь художник из Чехии должен чем-то отличаться от пижонистых французов. Альфонс Муха моментально стал душой светского общества, его близким другом был Поль Гоген, а публика обожала его творчество. Кроме афиш и декораций к спектаклям, Муха создавал эскизы костюмов, украшений, календарей, упаковок, обивочных тканей, работал над обложками и иллюстрациями журнала «Кокорико», трудился над дизайном интерьеров и рекламными плакатами. Наконец, появились и знаменитые работы в фирменном стиле: «Времена суток», «Четыре сезона», «Драгоценные камни», «Цветы». Альфонс стал настоящей звездой, от заказчиков не  было отбоя, каждому хотелось иметь что-то «от Мухи».

«Жисмунда»

ПРАВИЛО 3

Деньги не составляют счастья, в жизни должна быть истинно высокая цель.

Однако слава и финансовый успех не только радовали, но и тяготили. Альфонс Муха скучал по родине и вынашивал грандиозный замысел – цикл картин «История славян». Но как реализовать задуманное?  Нужна огромная студия. И снова Его Величество Случай сам постучался в дверь художника. Альфонс Муха отправился в Америку, где на волне грандиозного успеха его пригласили написать портрет Жозефины Крейн. Заказчик – отец, Чарльз Ричард Крейн, страстный славянофил, промышленник, поставщик августейших особ Российской Империи. К примеру, в Зимнем дворце было установлено именно его канализационное оборудование. Узнав о мечте Мухи, он тут же предложил финансирование: снял огромный замок в Чехии и сам рекламировал новую серию художника. Альфонс Муха, собирая материалы, посетил Польшу, Галицию, Балканы, изъездил Россию, где нарисовал картину «Отмена крепостного права». В его масштабном проекте сочетались исторические факты, мифы и легенды славян. Десять гигантских работ он посвятил Чехии, остальные десять – истории других славянских народов. Художник проводил целые дни на лесах, жители деревни Збирог позировали ему в доспехах и костюмах. «Целью моих произведений не было разрушать, а всегда только строить, возводить мосты, так как мы все должны питать надежду, что человечество сблизится. И это сближение будет происходить тем быстрее и проще, чем больше люди узнают друг о друге», – писал Муха о славянском цикле.

Однако критики новые работы знаменитого мастера не восприняли. В них не было томности, изысканности и притягательности классического Мухи, для потомков он так и останется художником модерна.

 

ПРАВИЛО 4

Слава и успех не должны затмевать главное – семью.

Муха был окружен красавицами, а молва приписывала ему роман с Сарой Бернар. Однако, дожив до сорока трех лет, он так и не обрел спутницу жизни: француженки отталкивали его свободными нравами, и Муха мечтал встретить родственную душу. И вот, судьба снова нашла его сама. Юная чешка, начинающая художница Мария Хитилова, младше художника на двадцать лет, впервые увидела его в 1902 году на гала-концерте в Праге, где Альфонс сопровождал Родена. Мария не смогла отвезти глаз от мастера Belle Époque, а через год сама приехала в Париж и стала брать у него уроки. Муха влюбился. «В мою душу пришла весна, распустились цветы, – признавался он. – Я так счастлив, что готов разрыдаться, петь, обнимать мир». Вскоре они поженились. Муха ласково называл супругу Марушкой. Моделью для многих персонажей славянской эпопеи была именно она и их дети – дочь Ярослава и сын Иржи.

9.07.2023
Фото || www.commons.wikimedia.org
Автор || Татьяна Михальская

Поделиться: