Метрополис: большая немецкая антиутопия

 В нашей жизни мы часто встречаем арт-объекты, ставшие «мемами»: с городских граффити и футболок улыбаются многочисленные «Моны Лизы», протягивают навстречу руки Творец и Адам Микеланджело, манят подсолнухи Ван Гога. XX век добавил немало поводов для оммажа. К их числу относится и культовый фильм Фрица Ланга – дедушки популярного жанра «киберпанк» – «Метрополис».

Картина вышла в прокат в 1927 году. В Европе и Америке это было время расцвета удивительной эпохи «Ар деко», «пира во время чумы», провозглашающего праздник во всем – первые небоскребы, невероятные автомобили, неприлично короткие юбки и безудержный джаз. В синематографе же – торжество Великого Немого и уникальный «немецкий экспрессионизм», давший миру Фридриха фон Мурнау, Пауля Вегенера, Роберта Вине.

Смена элиты, переоценка ценностей после Первой мировой войны, непростая экономическая ситуация и вечный немецкий философский вопрос о «человеке и обществе» породили новые затруднения и противоречия. Именно развитие научно-технического прогресса навеяло идею фильма. Какое место в жизни занимает мораль и нравственность? Хороша ли наука, которая в конечном итоге подчиняет, разрушает, убивает? Безусловно, это не вопросы обскурантизма новейшей истории. Но неразрешимые проблемы классового неравенства в то время ощущались особо остро.

В Метрополисе, городе-государстве, где между высотками летают самолеты, а диковинные автомобили мчатся по дорогам-мостам между зданиями, живут «избранные». Они – элита, обитающие в верхнем городе, занимаются изучением наук и искусств, гармонично развиваются, отдыхают в «Райских садах», им доступны всевозможные удовольствия. А глубоко под поверхностью сити распложены многоуровневые подземелья с убогими бедными жилищами. В них живут рабочие, которые, как винтики, приводят в действие «сердце» мегаполиса – «Главную машину». Население города-улья четко делится на класс господ и рабов. Метрополис, Вавилонская башня нового образца, ужасен и прекрасен одновременно.

Фредер, сын гения-злодея и главы Метрополиса, встретив Марию, воспитателя детей рабочих и жительницу нижнего города, влюбляется в девушку с первого взгляда. В поисках любимой юноша спускается под землю и видит все ужасы жизни пролетариата. Главная машина города представляется ему Молохом, бесконечно поедающим несчастных тружеников. Фредерик слышит проповедь Марии среди рабочих, надеющихся на освобождение от гнета с помощью мессии, который примирит «руки» и «мозг». Молодой человек понимает, что именно его ждали многострадальные, замученные тяжелым трудом «братья». Но управляющий Метрополисом, отец главного героя, узнает о готовящемся восстании «рабов» и уговаривает изобретателя, «закадычного врага» ученого Ротванга, придать сконструированному роботу черты Марии, подменить проповедницу на бездушную «человека-машину» с определенной программой. Механическая дева соблазняет танцем Саломеи жителей верхнего города и провоцирует рабочих нижнего сити на открытый бунт, чтобы развязать руки верховному правителю.

Чем закончилась запутанная история «Метрополиса», можно узнать посмотрев киноленту. Правда, сам Фриц Ланг был против такого финала, но ему пришлось пойти на компромисс с продюсерами. Режиссер уступил предложенной концовке, хотя считал, что «волки и овцы не могут примириться».

«Метрополис» недвусмысленно «замешан» на средневековой мистерии – оживление Лжемарии в лаборатории происходит под пентаграммой – это аллюзия на одушевление Голема с помощью Каббалы. Религиозный подтекст проходит четким рефреном – Вавилонская башня, Молох, масштабный потоп, катакомбная церковь с крестами, семь смертных грехов, вавилонская блудница и другие цитаты Откровения Иоанна Богослова. Да и имя главной героини – Мария – тоже выбрано не случайно.

А «Райские сады» верхнего города – мечта Гитлера о новой светлой жизни Германии, грезы и утопии фюрера об особом мироустройстве для арийцев. По воспоминаниям самого режиссера «Метрополиса», однажды его вызвали на беседу к Геббельсу. Министр пропаганды поведал гостю, что Гитлеру очень понравился его фильм, и передал предложение Лангу стать официальным режиссером идеологических нацистских картин. Сразу после разговора «немецкий гений с моноклем» переехал в Париж, а потом эмигрировал в Америку, чтобы избежать взаимодействия с властями. Получается, что «Триумф воли» мог снять именно Фриц Ланг, а не Лени Рифеншталь… Впрочем, так эту историю рассказывал сам эпатажный кинодеятель, а как было на самом деле, мы так и не узнаем. Повторить успех своих немецких картин в Америке Ланг так и не смог. «Фабрика грез» диктует свои условия; Голливуд – это Молох, съедающий лучших европейских актеров и режиссеров.

Кстати, Фриц Ланг прекрасно знал и советское кинопроизводство, он внимательно изучал первый фантастический фильм про внеземную цивилизацию – «Аэлиту» Якова Протазанова, а также работы Сергея Эйзенштейна.

В чем уникальность фильма «Метрополис» с точки зрения истории кино? Прежде всего, премьера робота на экране. Прекрасно воплощен жанр научной фантастики – здесь есть и видеосвязь, и механический протез руки изобретателя Ротванга, и робот-андроид – атрибуты, предвосхитившие время. Были придуманы невероятные для тех лет спецэффекты. «Метрополис» считается самым дорогим фильмом Великого Немого, общие затраты ленты составили около 7 млн марок – это более 1,5 млн долларов. В массовых сценах было задействовано около 30 тысяч статистов, а 11 тысяч из них согласились побрить головы ради съемки эпизода с Вавилонской башней.

В этом фильме сошлось все – сильная драматургия, узнаваемые библейские архетипы, потрясающая визуализация линий и форм «Ар деко». Не зря «Метрополис» так часто цитируют, ведь эта лента оказала колоссальное влияние на последующие фильмы. Можно найти намеки или прямые цитаты из «Метрополиса» в «Новых временах» Чаплина, «Бэтмене» Тима Бертона, «Матрице» режиссеров Вачовски (Фредерик – прообраз Нео), «Бегущем по лезвию» Ридли Скотта, «Пятом элементе» Люка Бессона.

Можно сказать, что «Метрополис» Фрица Ланга – проекция коллективного бессознательного искореженной реальности 1920-х годов, страшного лица войны, нестабильности миропорядка, экономических кризисов. Это надежда на сказочный мир. Но этот мир, увы, оборачивается антиутопией. Девиз Марии – «Посредником между головой и руками должно быть сердце» – можно считать посланием потомкам и предчувствием страшных последующих событий в Европе.

Автор || Екатерина Руссиян vk @katargina_r
Фото || www.kinopoisk.ru

Поделиться: