Колонка арт-обозревателя журнала Ольги Серегиной о самых ярких выставках и арт-событиях города на этой неделе.
Anna Nova. Сity of lost adults 9. 120x180cm
19.12.24. В арт-пространстве Cube.Moscow открылось 8 новых выставок современного искусства. В большом выставочном зале MSCA Gallery представляет групповую выставку 20 молодых художников «Основные ингредиенты». Тема выставки сосредоточена на личной мифологии авторов: художники размышляют о ключевых аспектах своего творчества, чтобы разобраться, что определяет их художественную идентичность. Кураторы выставки: художники и преподаватели MSCA Жанна Бобракова и Алексей Мандыч, художник и директор MSCA Михаил Левин. Новые выставочные проекты представляют также: «КультПроект», Arts Square Gallery, TRIPTYCH Gallery, Artocratia Gallery, Kupol Gallery и M.A.R.S.H.
В лектории Cube.Moscow выставку «Рождество, подаренное Бергманом» открыла галерея Kupol Gallery. Вдохновением послужил фильм культового шведского режиссера Ингмара Бергмана «Фанни и Александр». Декорации экспозиции напоминают усадьбу, запорошенную снегами Швейцарии, в которой сначала происходит праздничная феерия, а затем столкновение детства с иной, суровой реальностью. В своем пространстве резидента Kupol Gallery показывает персональный проект Сергея Копылова«Фаворский свет». TRIPTYCH Gallery представляет коллективный проект «Каждый в детстве верил в чудо» —предновогоднюю выставку, которая предлагает зрителю окунуться в свои самые теплые воспоминания о детстве и беззаботных счастливых днях. Artocratia Gallery открыла коллективный проект «По направлению к неизвестному будущему» — в экспозиции собраны работы, отражающие видения разных художников о прошлом, настоящем и ощущении перехода от одного к другому. Новый проект Arts Square Gallery — персональная выставка Олеси Новиковой «Небылицы». Семейные архивы часто становятся источником вдохновения для Олеси, а некоторые предметы, например, посуда, используются в качестве самостоятельного медиума. Автор исследует детство как период формирования семейных кодов. Галерея M.A.R.S.H. представляет инсталляцию Льва Казака «Окно в ничто» — инсталляцию, повествующую о том, как образ человека в комнате пытается создавать для себя новые идеи в противовес замкнутости и беззвучию. Галерея «КультПроект» подготовила коллективную выставку«Цвет красный». Отбросив идею связи цвета с его символическими значениями: от страсти до ярости, от величия до страдания, от красоты до христианской иконографии, — галерея «КультПроект» сосредоточилась на тональных взаимоотношениях, поверхностях и фактурах. В проекте про цвет красный рассматривается разнообразие поверхностей и материалов, трансформация цвета и его взаимодействие как с плоскостью, так и с объемом. Выставки работают до 19.01.25.
Галерея «КультПроект», выставка «Цвет красный». Александр Ситников
Фотографии Ольги Серегиной
20.12.24. В Москве состоялся финал проекта «Фабрика дизайна 3.0». Этот конкурс дизайн-решений соединяет на одной платформе российский бизнес и талантливых специалистов в сфере дизайна для создания инновационных решений в самых разных сферах производства: машиностроения, электроники, мебельной промышленности, образовательной робототехники, туризма, культуры и других. Конкурс проводится Агентством креативных индустрий (АКИ) совместно с Союзом Дизайнеров России. Агентство креативных индустрий (АКИ) при столичном Департаменте культуры – институт развития креативных индустрий Москвы. Основные задачи Агентства — создание благоприятных условий для развития представителей кино, моды, дизайна, современного искусства, видеоигр, музыки, издательского дела и др., продвижение их продукции на международных рынках, а также формирование положительного имиджа столицы как международного центра креативных индустрий. В третьем потоке конкурса поступило более 60 задач от более чем 40 компаний-заказчиков, 177 дизайнера разработали 85 дизайн-решений. Генеральный директор АКИ Гюльнара Агамова, «За три года из конкурса дизайн-решений проект трансформировался в полноценную профессиональную площадку, где создается облик окружающих нас предметов. Причем самых разных – от планировки машиностроительного завода до мебели, посуды и медицинского оборудования. В этом году мы охватили свыше 60 российских регионов, более 500 дизайнеров разработали свыше сотни дизайн-концепций». На третьей «Фабрике» дизайнеры предлагали свои идеи по трем направлениям — «Промышленный дизайн», «Графический дизайн», «Средовой дизайн и дизайн интерьеров». В категории «Промышленный дизайн» акцент был сделан на функциональных и инновационных продуктах, которые гармонично сочетают практичность и эстетику. В «Графическом дизайне» участники представили креативные визуальные решения, способные эффективно передавать идеи и эмоции. В «Средовом дизайне и дизайне интерьеров» были предложены разработки предметов для повышения качества жизни. В финале «Фабрики дизайна 3.0» свои проекты презентовали лидеры третьего потока. Победителем в категории «Промышленный дизайн» стал Кирилл Никольский с чехлом для насосной станции, спроектированным для компании «Моторкон». В номинации «Графический дизайн» победил Артур Авдеевс проектом бренда Томской области. Лучший проект в области средового дизайна и дизайна интерьеров предложила Юлия Роднова, разработавшая редизайн сети пекарен «ПечъдаХлеб». Участников оценивали ведущие эксперты российской индустрии дизайна.
Гюльнара Агамова
Фотографии предоставлены пресс-службой АКИ
21.12.24. В Суздале в творческом пространстве «Ларец» открылась выставка-тотальная инсталляция тридцати четырех художников «Где? – на луне!». Ларец — жилая изба XIX века, трансформированная в 2022 году в экспериментальную выставочную платформу творческого сообщества МИРА. Изначально это была крестьянская изба, в советский период здание дважды достраивалось, в 1920-х и 1960-х годах, продолжая быть жилым. Сстояние дома XIX века, сохранность слоев прошлого — обоев и линолеума, удобная для выставок анфиладная планировка навели на мысль о создании выставочного творческого пространства. Бревенчатые стены старинной избы вместо привычного галерейного «белого куба» позволяют по-новому взглянуть на актуальное искусство. Задача «Ларца» — представлять работы современных художников, синтезировать историко-культурный контекст для направления и вдохновления искусства будущего. Выставки «Ларца» предлагают зрителям поразмышлять о динамике художественных методов и практик. Выставочный проект с программой перформансов в день открытия «Где? – на луне!» собрал в 80 квадратных метров избы более 200 произведений, отправив восприятие каждого зрителя в невесомость всевозможного: картины, знаки, книги, скульптуры беспорядочно летают в безвоздушном пространстве… Экспозиционный коллаж куратора рассчитан на создание уникального лунного настроения. Раскрывая тайны непохожих друг на друга художников-лунатиков, этот изо-хаос показывает зрителю мощную силу фантазирования. Куратор: Андрей Бартенев. Партнер проекта POSE magazine. 22.12.24. В центре МИРА состоялась публичная встреча участников проекта «Где? – на луне!» мультидисциплинарных художников Юрия Мелексетяна и Юлии Че, представляющих в «Ларце» совместный творческий проект Мекс & Че. Выставка в Ларце работает до 23.02.25.
Фотографии Ольги Серегиной
В МИРА центре открылась новогодняя выставка для всей семьи «Мы вышли из дома за чудесами» — рождественская сказка о чуде, когда можно путешествовать с волхвами за звездой, послушать овечью колыбельную, заглянуть в ясли и узнать, где живет тайна… Культурное пространство Центр МИРА было создано в Суздале с целью показывать и осмыслять актуальное искусство. Команда, сохраняя наследие города, выстраивает связи между прошлым и сегодняшним днем и развивает современную культуру: проводит концерты, перформансы, кинопоказы, круглые столы и лекции, спектакли-променады и выставки, интегрирует искусство в город или аккумулирует его в МИРА центре. Это пространство диалога и обмена идеями, где можно просто побыть в дружелюбной среде: в библиотеке или во дворике, так как МИРА центр был придуман как место для творческих встреч и коллабораций. Авторы и художники выставки «Мы вышли из дома за чудесами»: Наташа Маркина и Саша Шарапов. Саунд дизайн: Никита Ложкин. Выставка работает до 31.01.25.
Фотографии Ольги Серегиной
22.12.24. В Выставочном зале Суздальского кремля работает выставка «Я есть цвет». Экспозиция погружает зрителей в символический мир, выстроенный вокруг образа цветка. Представлено более 30 уникальных экспонатов, охватывающих период с XII века до наших дней. Генеральный директор Владимиро-Суздальского музея-заповедника Екатерины Проничевой: «В канун Нового года большая радость открывать наш самый светлый проект этого года – «Я ЕСТЬ ЦВЕТ» Алёны Долецкой. Этот проект превзошел все наши ожидания. Нам удалось благодаря этой выставке взглянуть на неведомое глазами прекрасной женщины, влюбленной в жизнь. С ее совершенно удивительным кругозором, мировоззрением, видением цвета и света. Это шаг вперед для нашего музея и всех, кто приедет и увидит эту уникальную экспозицию». Экспозиция раскрывает цикличность жизни: от расцвета до увядания и нового рождения, отражая каждый уникальный миг существования. В то время как в материальном мире цветы напоминают о бренности, в духовном они становятся символом веры в Бога и бессмертия человеческой души. Место и время выставки выбраны не случайно. Суздаль в этом году отметил свое 1000-летие и продолжает духовные традиции России, знакомя с ними нынешние и будущие поколения. Русская зима и Новый Год для каждого из нас являются точкой отсчета, когда старое увядает, а новое еще только собирается расцвести весной. Выставка работает до 30.03.25.
Фотографии предоставлены Владимиро-Суздальским музеем-заповедником
23.12.24. Санкт-петербургская галерея современного искусства Anna Nova представила персональную выставку «City of Lost Adults» Михаила Левиуса, одного из ярких представителей нового поколения фигуративной живописи. Его визуальный язык строится на многослойности и коллажности: художник использует сложную систему трафаретов, накладывая их друг на друга. Вдохновляясь мангой, американскими фильмами ужасов и массовой культурой 90-х, Левиус создаёт образы, балансирующие между реализмом и фантазией. Михаил стремится исследовать границы между реальным и вымышленным, уютным и тревожным. Новый его проект продолжает тему предыдущей выставки художника «Beware!» («Берегись!»), представленной в московской галерее pop/off/art в 2022 году. «City of Lost Adults» приглашает совершить путешествие по загадочному миру, вдохновленному американской массовой культурой и таинственной эстетикой компьютерных игр 90-х годов. Название проекта отсылает к игре «The City of Lost Children», которая в детстве запомнилась художнику своей специфической атмосферой и предгрозовой палитрой. Её контраст между детализированными, неподвижными фонами и угловатыми не явно обозначенными персонажами стал отправной точкой для создания проекта. Михаил Левиус переносит зрителя в бесконечную прогулку по замкнутому миру, где одинаковые дома, деревья и фигуры людей словно повторяются, но каждый раз открываются немного иначе. Экспозиция охватывает два этажа галереи и включает в себя несколько серий: живопись на бумаге, на холсте, графику и мурал. Выставка работает до 16.03.25.
Anna Nova. Сity of lost adults 8. 120x180cm
Фотографии предоставлены галереей
24.12.24. В Новой Третьяковке на Крымском Валу состоялось открытие выставки «Наталья Нестерова. Истории и ребусы», посвященный творчеству Натальи Нестеровой, принадлежащей к числу наиболее значимых отечественных художников второй половины XX века. В 2024 года исполнилось 80 лет со дня рождения Натальи Игоревны Нестеровой, ушедшей из жизни в августе 2022 года. Её самостоятельный творческий путь начался на рубеже 1960-70 годов; закончив МСХШ (1955-1962) и МГХИ им.Сурикова (1962-1968), будучи ученицей Д. Д.Жилинского, она аккумулировала открытия западного и русского искусства. Её стиль можно охарактеризовать, как возврат к экспрессионизму, соединенному с поэтикой примитива, обогащенного элементами сюрреализма. В её мире сочетаются обыденность и фантастичность, инфернальность и святость. С конца 1980-х Наталья Нестерова жила в Москве и Нью-Йорке, участвовала в многочисленных выставках разных стран, её картины пополняли музейные собрания по всей России и миру. В декабре 2024 года Третьяковская галерея представляет масштабный проект, приуроченный к юбилею Натальи Нестеровой, демонстрирующий практически полную картину живописной эволюции мастера. Музейная экспозиция объединит произведения от раннего периода до работ последних лет – принадлежащих музею, из собрания семьи художника, а также из частных коллекций. Впервые показаны большие полиптихи, посвященные – библейской истории, теме цирка, охоты, а также своеобразные произведения, содержащие шутливые и одновременно серьезные зашифрованные послания художника. Кураторы: Татьяна Карпова, Наталья Александрова, Коткина Светлана, Ольга Куприна. Выставка работает по 23.03.25.
Осень в парке. 1984-1985. Центральная часть триптиха.
Фотографии предоставлены пресс-службой ТГ
25.12.24. В Е.К.АртБюро состоялось открытие выставочного проекта Вари Филипповой «Показалось». Работы Филипповой – демонстрация способности художника находить необычное в обычном, отмечать и выделять для зрителя значения, не присущие объекту «по умолчанию». Варя Филиппова: «… мир меня провоцирует ходить по грани между творчеством и чудачеством. Созерцая (не)простые вещи я часто нахожу парейдолические* артефакты или целые миры. Каждый артефакт, как сокровища, невидимые для окружающих, которые я собираю. ПОЧЕМУ? чтобы поделиться/замедлиться/играть. Я окружаю себя разными персонажами. В объектах рождается своя/целая история: иногда она весёлая и ироничная, а иногда наводит на размышления. Мои работы — это приглашение заглянуть глубже и увидеть историю там, где её не ожидаешь». * Парейдоли́я лат. Pareidoliae – разновидность зрительных иллюзий. В экспозиции представлены фотоработы Вари 2017-2024 гг. — серия «Звук», «Агни», «Парейдолические артефакты» и видео «Эффект бабочки». Выставка работает по 19.01.25.
Из серии «Звук» 2 Фотопечать, пластификация
Фотографии предоставлены пресс-агентством галереи
26.12.2024
Автор || Ольга Серегина,
арт-обозреватель