“Кабинет доктора Калигари”

Сон наяву, приснившийся немецким экспрессионистам,  но ставший достоянием всего мира

Сейчас существует множество приемов, способных напугать нас при просмотре очередного фильма ужасов. Уже никто не удивляется омерзительным существам, темноте и внезапно возникающим персонажам, как и не поражается тому, что рассказчик может оказаться не тем, кому стоило верить на протяжении всего фильма. Так было не всегда. Одним из первых течений, положивших начало жанру ужасов, был немецкий экспрессионизм, оказавший сильное влияние на неискушенную публику.

Для того, чтобы лучше прочувствовать экспрессионизм достаточно вспомнить известную картину Эдварда Мунка «Крик»: мрачная атмосфера, кривые очертания и общее ощущение некой тревоги. Эти черты характерны и для экспрессионизма в целом, и для немецкого экспрессионизма в кино. Самым известным произведением этого направления считается фильм «Кабинет доктора Калигари» 1919 года.

Кинокартина начинается с того, молодой человек по имени Франц рассказывает своему знакомому жуткую историю. В его город на ярмарку со своим аттракционом приехал загадочный старик по имени Калигари (Вернер Краус). Он заставлял сомнамбулу Чезаре (Конрад Фейдт) отвечать на самые неожиданные вопросы публики. В это же время в городе начинают происходить загадочные убийства.

Сомнамбули́зм (от лат. somnus – «сон» и ambulo – «ходить», «передвигаться»; ноктамбули́зм (от лат. nox, noctis – «ночь»), снохожде́ние, устар. лунати́зм) – расстройство парасомнического спектра, при котором люди совершают какие-либо действия, находясь при этом в состоянии сна. Wikipedia

Франц подозревает Калигари. После расследования оказывается, что старик – директор психиатрической больницы, который ставит на сомнамбуле чудовищные опыты, заставляя убивать людей. Директора арестовывают и помещают в лечебницу. Франц заканчивает свой рассказ и ведет приятеля в вестибюль больницы. Появляется директор, Франц бросается на него с криком, но его хватают санитары. Оказывается, Франц – пациент больницы, и все рассказанное было плодом его бредовой фантазии. Доктор, услышав о Калигари, радостно восклицает: «Теперь я понял, что у него за болезнь, и смогу ее вылечить».

Сюжет, несомненно, пугающий и увлекательный,  но не менее интересными были и обстоятельства, при которых создавался фильм. Начать хотя бы с того, как изменился первоначальный замысел. Сценаристами выступили Ханс Яновиц и Карл Майер, использовавшие в своем сценарии личные воспоминания, среди которых были рассказы о психиатрических больницах и преступлениях, совершенных на сексуальной почве.  Изначально в сценарии не было дополнительных эпизодов, поясняющих, что весь фильм – воплощение бреда больного героя. Наоборот, во всей истории читался актуальный подтекст, связанный с событиями тех лет: Германия переживала тяжелые времена после поражения в Первой мировой войне, крушение империалистических идей, кризис, упадок экономики. В сценарии «Кабинета доктора Калигари» прослеживался намек на судьбу страны, которая словно сомнамбула, покорно шла за своими правителями. Однако режиссер Роберт Вине вопреки желанию сценаристов изменил общую концепцию фильма, превратив все действие в галлюцинацию сумасшедшего.

С художественным оформлением фильму повезло намного больше – декорации отлично передали общую безумность. Художниками выступила троица живописцев-экспрессионистов из берлинской группы «Штурм»: архитектор Герман Варм, художники Вальтер Райманн и Вальтер Рериг. Именно они настояли на необычном стиле этого кинофильма. Картина состоит из неровных и изломанных изображений: колеблющиеся тени, зигзагообразные линии, искаженные очертания, изломанная перспектива, отсутствие привычной симметрии. Диагональные черты и острые углы нагнетают беспокойство и страх. Такое экспрессионистское оформление было сделано для того, чтобы вызвать соответствующее эмоциональное впечатление. Ощущение безумия прекрасно передано и в одном из эпизодов с психиатром, где он был охвачен желанием подражать Калигари. Именно в тот момент в окружающем его пространстве появились нервно прыгающие буквы, складывающиеся в надпись «Я должен стать Калигари».

Такой фантастический мир, скорее, увидишь во сне, чем наяву. Вся картина похожа на сновидение, в котором мы уверены, что все происходит по-настоящему. Пусть и в несколько искаженном состоянии.

В такой же ирреальной манере воплощены и соответствующие образы, представленные актерами. Движения персонажей – резкие, напоминающие ломаные линии окружающего пространства.

Немецкие художники, переживая мучительные события тех лет, уходили в иную реальность – в мир кинематографа, где словно пророческий кошмар родился «Кабинет доктора Калигари», будто предчувствовавший приближающееся зло, запустившее в движение покорных марионеток. Но если смотреть шире, то благодаря именно немецкому экспрессионизму  получили свое развитие жанры ужасов и триллеров в кино. «Кабинет доктора Калигари» показал, как важна общая атмосфера действия, выраженная в декорациях, освещении, ракурсах, цвете, ведь порой именно гнетущее настроение страшнее, чем фигура самого монстра.

Фото || www.wikipedia.com, www.kinopoisk.ru
Автор || Лейла Музипова

 

 

 

 

*Эту статью можно прочитать в онлайн номере журнала ОСЕНЬ 2021 

Поделиться: