«Бред вдвоем»: абсурдистская пьеса Эжена Ионеско в театре Ермоловой

В камерном пространстве Новой сцены театра Ермоловой, где зрители находятся буквально на расстоянии вытянутой руки от актёров, искромётные диалоги Эжена Ионеско звучат по-особому интимно. Он и Она спорят уже 17 лет: черепаха и улитка – один вид животного или нет. Абсурд? Однако в нагромождении словесных конструкций, возражений и обид каждый узнаёт себя.  Театр абсурда не абсурднее самой жизни. Он и Она сетуют на упущенные возможности, большей частью воображаемые. Между желаниями и тем, что реально предлагает жизнь, – пропасть.

В какой-то момент возникает надежда, что режиссёр Вера Камышникова подарит супругам шанс. Она (Наталья Селивёрстова) произносит первые обвинительные слова, а Он (Дмитрий Павленко), находится, скорее, в оборонительной позиции, сдувает с жены пылинки и как-то снисходительно выслушивает эскапады «ты на всё способен, ты ни на что не способен». И одевает их режиссёр одинаково, и вводит сцену с дружеским распитием пива. Однако новая колкость, теперь уже с подачи не жены, а мужа, возвращает пару на прежний круг совместного ада.

Есть ли выход из этого бреда совместного бытия? Режиссёр буквально кричит «да», вводя в сценографию мотив двери.  Дверь-стена, дверь-коврик, дверь-плед, дверь-вешалка. Выход есть, он рядом. Но… герои его не ищут, не замечают. Внутренняя война у Ионеско выливается за пределы квартиры, там, снаружи, кто-то тоже воюет и не понятно, кто с кем и за что…

Однако объектив Веры Камышниковой захватывает ракурс ещё более широкий, взмывая в космическое пространство: теперь квартира – маленькая планета, удивительно похожая на ту, где Маленький принц поливал свою розу. И над этой планетой разносится: «улиткааааа», «черепахаааа» – а что, если абсурд есть необходимое условие нашего бытия? Как бы ни была абсурдна эта мысль, от неё становится легче.

«Бред вдвоём» Театр Ермоловой, Новая сцена. 16+

Ближайшие показы: 28 января.

Начало в 20:00

Фото || Женя Сирина
Автор || Татьяна Михальская

Поделиться: