«Без вины виноватые» Комедия Островского в Театре на Малой Бронной

 

Отыскать новый ракурс восприятия засмотренной пьесы нелегко. И на первый взгляд кажется, что режиссёр Роман Самгин ограничится классической инсценировкой спектакля «Без вины виноватые»: зрителя встречает традиционно оформленная сцена, вступительная часть разыгрывается в горестной тональности. Однако всё резко меняется с появлением Олеси Железняк в роли Кручининой.

Эта уникальная актриса, виртуозно балансирующая между трагедией, комедией и фарсом, – локомотив всей постановки. В самом деле: произнеси реплики Кручининой на полном серьёзе – выйдет трагедия. Мать узнаёт, что сын её, в раннем детстве объявленный мёртвым, на самом деле выжил, но что с ним и где он – неизвестно! А тут ещё отец его, подлец и предатель, противодействует поискам. Однако у Островского заявлено «комедия». Олеся Железняк умудряется произносить трагичные реплики, вызывая у зрителя одновременно слёзы и улыбку. Чего стоит сцена, где Кручинина разговаривает с Незнамовым, не подозревая, что это её сын, но уже проявляя материнское участие. Пережми с интонациями, выбранными Железняк, – получится фарс. На этой тонкой грани держится не только игра отдельной актрисы, но и постановка в целом.

Это причудливое смешение мелодрамы, трагедии, комедии, водевиля и даже эстетики корпоративов: первый акт заканчивается коллективным исполнением полублатной песни из девяностых «Одинокая ветка сирени у тебя на столе стояла», подобной же начинается второй акт. В одежде и гриме актёров провинциального театра Коринкиной и Миловзорова проглядывает чёрно-белый Голливуд, а сами они – нарочитые злодеи-пакостники из мультфильмов. Однако пестрота режиссёрской подачи не исказила смысл пьесы. О чём же она? О том, что в жизни случаются чудеса, но подлецы остаются подлецами.

 

«Без вины виноватые», Театр на Малой Бронной

Ближайшие показы: 23 января

Фото: пресс-служба

Фото || предоставлены пресс-службой театра
Автор || Татьяна Михальская

Поделиться: