Дом культуры ГЭС-2 – арт-событие года

 

 

В начале последнего месяца года в Москве произошло долгожданное событие – 04.12.21 открылся Дом культуры «ГЭС-2». Это новое культурное пространство в центре города на Болотной набережной расположено в здании бывшей городской электростанции.  

 

ГЭС-2 начали строить в летом-осенью 1904 года с определенной целью – для питания контактной сети городского трамвая.  Название, согласно своему предназначению, она получила – «Трамвайная». Первый трамвай появился в Москве  в 1899 году, придя на замену конно-железной городской дороге. Сначала московский трамвай эксплуатировался частными фирмами, но потом город решился национализировать его. Для удобства начали строить единую ГЭС, которая снабжала бы существовавшие до революции подстанции. Участок для строительства электростанции был выделен на территории государственного винно-соляного двора, где ещё в 1880-х годах инженер Павел Яблочков планировал возвести электростанцию для освещения Храма Христа Спасителя. Расположение обеспечивало удобное снабжение водой из Водоотводного канала.  Архитектором «Трамвайной» станции стал выпускник Московского училища живописи, ваяния и зодчества и Императорской академии художеств Василий Башкиров, инженер – Михаил Поливанов. В 1907 году станцию ввели в эксплуатацию.

 В дни противостояния большевиков и сторонников Временного правительства заводской комитет захватил станцию, на часовой башне работала пулемётная точка, а трамвай использовался красноармейцами для бесперебойного снабжения боеприпасами и перемещения по городу. После Октябрьской революции Трамвайная электростанция перешла в подчинение Московского Совета рабочих и красноармейских депутатов. В 1925 году Раушская электростанция была переименована в «ГЭС-1 Мосэнерго», а Трамвайная — в «ГЭС-2 Мосэнерго». К этому времени станция утратила значение «трамвайной». В 1925 году котлы ГЭС-2 были переоборудованы на антрацит для экономии нефти, в конце 1920-х – начале 1930-х годов станция прошла реконструкцию и модернизацию в соответствии с планом первой пятилетки. За военные годы на станцию упали 7 фугасных снарядов и 153 зажигательные бомбы, но пожары удалось предотвратить. С началом поставок природного газа по газопроводу Саратов – Москва, начался перевод котельных ГЭС-1 и ГЭС-2 на природный газ с возможностью использования мазута в качестве резервного топлива. В 1996 – 2005 годах были запущены новые очистные сооружения и мазутное хозяйство, установлены шумоглушители, котлы были переведены на смесь воды и хеламина. Тем не менее, в 2006 году в связи с «физическим и моральным износом» и избыточной стоимостью производимой электроэнергии власти приняли решение закрыть ГЭС-2. В 2015 году здание было продано с торгов главе ПАО «Новатэк» Леониду Михельсону под строительство современного Дома культуры, после чего Фонд современного искусства V-A-C  начал реконструкцию здания. Фонд V-A-C основали в 2009 году Леонид Михельсон и Тереза Иароччи Мавика, видя главной задачей Фонда переосмысление системы художественного производства и производства знаний.

Для этого вместе с художниками V-A-C реализует проекты вне дисциплинарных границ, разрабатывает новый язык современных культурных процессов. Фонду необходимо для своей деятельности иметь постоянное пространство, каковым и стал новый Дом Культуры ГЭС-2 – культурный, выставочный образовательный центр в реконструированном историческом здании в центре Москвы. В 2009 году зданию ГЭС-2 был присвоен статус объекта культурного наследия регионального значения. Задачей проекта реконструкции было максимально сохранить исторический облик здания и превратить его в новую городскую площадку. Архитектурную концепцию реставрации ГЭС-2 разработала международная архитектурная мастерская Renzo Piano Building Workshop – под руководством знаменитого итальянского архитектора Ренцо Пиано, автора здания Центра Помпиду в Париже. ДК ГЭС-2 стал первой работой Renzo Piano Building Workshop и партнера RPBW Антонио Бельведере в России.

В Доме культуры есть выставочные залы, библиотека, кинотеатр и концертный зал, мастерские, студии и резиденции художников, магазины, ресторан и кафе, детская площадка и аудитории для публичных и просветительских мероприятий.

GES-2_Renzo_Piano_Building_Sketch

Программа Дома культуры «ГЭС-2» на ближайшие годы состоит из нескольких сезонов и посвящена трансформации, которую пережила российская культура за последние три десятилетия. Первый сезон «„Санта-Барбара“. Как не поддаться колонизации?» включает в себя три основных проекта. Первый из них – масштабный перформанс «„Санта-Барбара“. Живая скульптура Рагнара Кьяртанссона», созданный специально для «ГЭС-2», в котором под руководством приглашенного исландского художника профессиональная съемочная команда из России будет в течение трех месяцев переснимать по одному эпизоду одноименной мыльной оперы в день. Второй проект – групповая выставка «В Москву! В Москву! В Москву!», кураторами которой выступили Рагнар Кьяртанссон и Ингибьорг Сигурьонсдоттир. Избранные произведения Кьяртанссона представлены вместе с работами художников, с которыми он сотрудничал, и тех, кем он восхищается. Выставка включает и работы начала XX века, и новые произведения, созданные специально для нее. Третий элемент программы – многоформатный проект «Я моторы гондолы разбираю на части. Карнавал в четырех действиях». Он состоит из выставки, рейва, серии стендап-выступлений и уличной танцевальной процессии. Все части проекта затрагивают разные аспекты карнавальной культуры в современной России.

«„Санта-Барбара“. Живая скульптура Рагнара Кьяртанссона» – монументальный новый проект, созданный специально для «ГЭС-2», и один из трех основных проектов первого сезона. Работа исландского художника Рагнара Кьяртанссона представляет собой живую скульптуру протяженностью в 100 метров в центральном пространстве здания. Вдохновением для работы Кьяртанссона послужил одноименный телесериал, который снимался с 1984 по 1993 год. Первая зарубежная американская мыльная опера, которую показали в России, и которая сформировала мечты и стремления целого поколения зрителей, которые смотрели ее и погружались в другой мир и другой образ жизни. Вероятно, «Санта-Барбара» и в самом деле оказала влияние на культурную историю современной России. Художественный метод Рагнара Кьяртанссона разворачивается вокруг театральности и ритуала и их общей черты – повторения и многократного воспроизведения. Под руководством Кьяртанссона профессиональная киногруппа во главе с режиссером Асой Хельгой Хьорлейфсдоттир поставит на русском языке, снимет и выпустит 98 эпизодов теленовеллы на глазах у посетителей Дома культуры. Съемки каждой серии должны уложиться в сутки. Все сцены снимаются с единственного дубля. Декорации, костюмы и реквизит каждого эпизода воспроизводят те, что были использованы в оригинальном сериале. Переснимая серию за серией в режиме реального времени, Кьяртанссон пишет своего рода масштабное историческое полотно, которое превращается в живую перформативную скульптуру. Суть связана с давним интересом Кьяртанссона к тому, как культурные продукты и их эмоциональная сила могут изменить жизни людей и размышление о влиянии вымысла и популярной культуры на историю, современность и реальность. Рагнар Кьяртанссон – художник и музыкант. Родился в Рейкьявике в 1976 году. В своей практике использует различные художественные приемы и медиумы. Его видеоинсталляции, перформансы, рисунки и картины затрагивают историю кино, музыки, литературы.

«Санта-Барбара». Живая скульптура Рагнара Кьяртанссона

 

Выставка «В Москву! В Москву! В Москву!» задумана в связи с перформансом «Санта-Барбара» и посвящена исследованию творчества художников, с которыми Кьяртанссон вместе работал, и тех, кем он восхищается. Проект под кураторством Рагнара Кьяртанссона и его супруги Ингибьорг Сигурьонсдоттир представляет очень личное собрание близких им художественных работ, которое можно сравнить с камерной встречей гостей за ужином. Выставка организована таким образом, чтобы усилить эффект от каждой работы за счет формальных или содержательных созвучий, перекличек и параллелей. Двухканальное видео «Грозныйпрегрозный» посвящено полотну Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885), которое подвергалось нападению дважды — в 1913 и 2018 годах. Злополучный холст, вызывающий неконтролируемые эмоциональные реакции, послужил Кьяртанссону поводом для новых размышлений о силе воздействия искусства на человеческую душу. Фотосерия Ольги Чернышевой – портреты водителей междугородних автобусов, следующих в столицу, – тоже называется «В Москву» и отсылает к атмосфере чеховских пьес – в частности, к драме «Три сестры», где Москва превращается в метафору недостижимых перемен и жажды осмысленной жизни. По словам кураторов, «фраза „В МОСКВУ!“ перекликается с идеей неизбывного стремления к чему-то прекрасному, но недосягаемому. Иногда это стремление можно на миг утолить с помощью произведений искусства. Однако все та же несбыточная мечта толкает нас к художественному творчеству».

Ragnar Kjartansson, Terrible, Terrible, 2021

 

Название проекта «Я моторы гондолы разбираю на части» заимствовано из песни «Карнавала.нет» группы «Мумий Тролль», выпущенной 31 декабря 1999 года. Четыре части, упомянутые в названии, – это выставка с живыми выступлениями, уличная танцевальная процессия, стендап-программа и ночной рейв. Архитектурное решение выставки воссоздает праздничную городскую площадь. Бюро KOSMOS architects спроектировало шатры и широкие проходы между ними, как будто предназначенные для народных гуляний. В представленных работах затрагиваются разные стороны карнавальной культуры: переодевание и самовыражение посредством костюма, примерка новой идентичности и создание вымышленной параллельной реальности, ниспровержение иерархии и смешение «высокой» и «низкой» культуры, физическое соприсутствие людей в публичном пространстве. В историческую часть выставки вошли произведения 1990-х и 2000-х годов, в которых костюмы являются частью игры в перевоплощение и способом проявить себя и вместе с тем отражают дух времени, сочетая крайности в настроениях, характерные для раннего постсоветского периода. Авторы новых работ, созданных специально для «ГЭС-2», рассматривают карнавальную культуру с выгодной позиции сегодняшнего дня, чтобы исследовать ее актуальность. Двухчасовая танцевальная процессия «Думаю, вам показалось» хореографа Татьяны Чижиковой и художницы Полины Бахтиной предлагает участникам пройти траекторию от вымышленного карнавального веселья к переживанию экстаза и внутреннему освобождению. Смеху и юмору как неотъемлемым частям карнавала и народной культуры посвящена программа стендап-выступлений «Новые шутки о главном». Она будет разворачиваться в течение шести вечеров на сцене в центре выставочного пространства. Наряду со стендап-лекциями популярных комиков о природе смешного и советском юморе в проект входят концерты-шоукейсы московских объединений «Фемстендап», «Альтернативная комедия» и «Импров». Рейв в «ГЭС-2» соберет в коллективном действе очень разноплановых музыкантов. Приквелом к «Третьей части ночи» станет перформанс художника Алексея Таруца, посвященный интенсивным эмоциональным переживаниям, которые вызывают массовые музыкальные мероприятия.

Глюкля и Фабрика Найденных Одежд (ФНО). «Партия Языка Хрупкости» (из проекта «Карнавал Вытесненных Желаний»), 2017 Собственность художницы

Дом культуры «ГЭС-2» предлагает просветительскую и публичную программы, информация о которых находится на сайте Дома культуры. Кинотеатр «ГЭС-2 Кино» ежедневно показывает фильмы для самых разных зрителей: фестивальные новинки и премьеры российского проката, проекты как голливудских студий, так и небольших независимых компаний и режиссеров. Большинство фильмов идут на языке оригинала с субтитрами; некоторые показы сопровождаются тифлокомментарием. Центр художественного производства «Своды» расширяет художественную экосистему российской столицы, предоставляя творческим профессионалам доступ к самому современному оборудованию для реализации их проектов. Деятельность «Сводов» задумана как параллельная художественной программе Дома культуры, но не связанная с ней напрямую. «Своды» объединяют ряд мастерских, открытых для специалистов креативных индустрий и для художников-резидентов «ГЭС-2». Здесь можно экспериментировать с материалами: деревом, металлом, пластиком, керамикой и текстилем, создавать проекты в фото-, аудио- и видеостудии, лаборатории 3D-печати, студии шелкографии и финишной мастерской, пользоваться библиотекой материалов и активно взаимодействовать с другими участниками в пространстве коворкинга. Ателье — это игровая площадка и мастерская для детей. Здесь есть все для творчества — можно заниматься самим или вместе с сотрудниками Ателье и приглашенными художниками. Некоторые воркшопы и события Мастерской проходят по предварительной записи. В Библиотеке хранятся книги, собранные по рекомендациям кураторов и участников художественных и просветительских программ «ГЭС-2», а также полный набор книг издательской программы V–A–C Press. Собрание постоянно пополняется. Библиотека оснащена оборудованием для слабовидящих и слепых посетителей.

Одна из главных идей в основе деятельности фонда V–A–C создание условий для равного доступа к культуре всем посетителям, независимо от их особенностей восприятия, опыта или возраста.

Задача Дома культуры – познакомить людей с современным искусством и привлечь их к активному участию в культурных процессах. «Для меня культура — это процесс познания мира вокруг нас, мира других людей, мира внутри себя. Иными словами, культура – это средство прямой коммуникации всех со всеми, в самых разнообразных формах. И Дом культуры „ГЭС-2“ есть не что иное, как открытое для всех пространство культурных коммуникаций». Леонид Михельсон, президент фонда V–A–C

Дом культуры ГЭС-2

Общая площадь: 2 га. Площадь помещений «ГЭС-2»: около 36 000 м2 Пространства Дома культуры «ГЭС-2»: Резиденции для художников, Библиотека, Актовый зал, Классы, Ателье, Выставочные пространства, Магазины, Ресторан, 3 кафе, Центр художественного производства «Своды»,  Парковка.  В «ГЭС-2» 6 этажей: 4 надземных и 2 подземных. Основной корпус состоит из 5 частей: 1. Фронтальная часть Во фронтальной части здания, выходящей на набережную, располагается Площадь – один из основных входов в «ГЭС-2». Над Площадью находится Библиотека. 2. Правый ризалит, где размещены творческие студии, предназначенные для российских и зарубежных художников, принимающих участие в программах резиденций «ГЭС-2». 3. Левый ризалит с рестораном и офисными помещениями. 4. Основная часть на 1-м уровне, где расположен Проспект «ГЭС-2» и по которому могут свободно перемещаться посетители. Проспект окружен пространствами для художественных и просветительских программ. К Проспекту примыкают кафе, Магазин и Актовый зал. На 1-м уровне расположены основные выставочные пространства. 5. Актовый зал – трансформируемый киноконцертный зал с 10 конфигурациями сцены, рассчитанный на 420 человек. Он предназначен для лекций, театрализованных постановок, концертов и кинопоказов. Здесь же располагается кинотеатр «ГЭС-2 Кино». Своды: 2 000 м2 – Центр художественного производства «Своды» находится в отдельно стоящем здании XIX века, которое принадлежало известному фабриканту Ивану Смирнову.

Сейчас здесь располагаются мастерские для профессионалов: столярная, слесарная, текстильная и керамическая, фотолаборатория, студии шелкографии и 3D-печати, студия звукои видеозаписи. Роща – на искусственном холме (эксплуатируемой кровле) со сложной системой полива высажены более 600 берез и 80 000 кустарников. Через Рощу проходит прогулочная тропа, по которой можно попасть на смотровую площадку Бельведер. Двор – за зданием Дома культуры «ГЭС-2» расположен Двор – территория для самостоятельно организованного досуга. В теплое время года здесь проходят кинопоказы и концерты. Парковка находится  под Двором и Рощей, двухуровневая на 207машиномест с зарядными станциями для электромобилей. Экологичность Здание претендует на получение золотого сертификата LEED (Leadership in Energy and Environmental Design). «ГЭС-2» активно использует возобновляемые источники энергии.  На крыше установлены солнечные батареи, которые вырабатывают до 10 % потребляемой «ГЭС-2» электроэнергии. Трубы «ГЭС-2» высотой 70 метров используются для фильтрации воздуха.  Парковка оснащена зарядными устройствами для электромобилей.  В здании установлена система для сбора и очистки дождевой воды, которая используется для технических нужд.

 

Вход в Дом культуры бесплатный. Временные требования для посещения следует уточнять на сайте  v-a-c.org

 


Фото ||  предоставлены пресс-службой Дома культуры ГЭС-2
Автор
|| Ольга Серегина,

арт-обозреватель

Поделиться:

Подписка

Мы не спамим! Прочтите нашу политику конфиденциальности, чтобы узнать больше.