#Акулы пера  

 

Литература уже давно перестала быть чисто мужским занятием. Женщины уверенно занимают не менее завидные позиции на писательском Олимпе: они  заметны, влиятельны, востребованы. Новая весенняя подборка тому подтверждение.

 

Маргарет Этвуд «Она же Грейс» 

Роман Маргарет Этвуд, широко известной у нас благодаря «Рассказу служанки», снова о судьбе женщины. Любопытна она тем, что в ее основе лежит реальный случай из XIX века. Юная служанка Грейс Маркс была осуждена за убийство хозяина и его любовницы-экономки. Второй соучастник преступления был наказан повешением. Сама Грейс не признала своей вины. Все обвинение строилось на словах ее подельника. Девушка же 30 лет провела в заключении, часть из них в психиатрической лечебнице, будучи там единственной женщиной. История вызвала большой резонанс в канадском обществе, главным образом благодаря ангельскому облику самой Грейс. Этвуд, взяв за основу этот полудетективный сюжет, насыщает его массой вымышленных деталей, в частности вводит образ молодого психиатра, пытающегося выяснить, справедливо ли обвинение Грейс, и постепенно влюбляющегося в нее. Любителям тонкой психологической прозы будет интересно.

 

 

Анна Ахматова «Реквием» 

«Реквием» — одно из самых выдающихся произведений Ахматовой. Во время создания поэмы отдельные куски ее, опасаясь последствий, поэтесса даже не записывала, их запоминали друзья, чтобы после сложить все в единый текст. Поэма описывает жуткое время репрессий, когда Ахматова вместе с другими несчастными женщинами стояла в многочасовых очередях у петербургских «Крестов» ради передачки арестованному сыну. Кто-то, узнав Ахматову, спросил, может ли она описать то, что там происходило. Ахматова ответила «могу» и свое обещание сдержала. Несмотря на столкновение тяжелейших тем: несправедливость, обреченность, неизвестность, страх — эта поэма не крик, а монумент. Монумент безграничной материнской любви, монумент колоссальной исторической трагедии. Вопреки тяжелейшим испытаниям, выпавшим на долю «царскосельской веселой грешницы», сломить Ахматову не удалось. Ее жизнь и ее «Реквием» – пример мужества, стойкости и силы.

 

Роберт Гэлбрейт «Зов кукушки» 

«Зов кукушки» — первая книга серии о расследованиях частного детектива Короморана Страйка и его помощницы Робин Элкотт. Здесь они расследуют загадочную смерть модели Лулы Лэндри. В процессе погружения в дело Корморан понимает, что версия о самоубийстве, на которой остановилась и полиция, и пресса, не выдерживает критики. Узнавая тайны жизни Лулы, детектив открывает истину, и она, по законам жанра, совсем не предсказуема. Интересно, что сначала читатели не знали, кто истинный автор романа, полагая, что книга — дебют некоего Роберта Гэлбрейта. Однако вскоре выяснилось, что автор — сама Джоан Роулинг. Это вмиг сделало детектив невероятно популярным: с 5076 позиции рейтинга на Amazon.com «Зов кукушки» взлетел на первое место. Роулинг не хотела раскрывать своего имени, чтобы не быть зависимой от ожиданий читателей, тем более что детектив — новый для нее жанр. Несмотря на разоблачение, продолжение она выпускает под псевдонимом.

 

Элена Ферранте «Незнакомая дочь» 

«Незнакомая дочь» пусть и не столь известное произведение Ферранте в сравнении с нашумевшим «Неаполитанским квартетом», но тоже заслуживающее внимания. Это роман-размышление о непростом материнстве и выборе женщины. Главная героиня, Леда, приезжает в отпуск на море, надеясь отвлечься от суеты и проблем, но именно здесь она оказывается лицом к лицу со своими воспоминаниями и страхами. Леда — мать уже взрослых дочерей. На пляже она наблюдает за одной семьей: молодой мамой с маленькой дочкой в окружении толпы неприятных родственников, похожих на ненавистную Леде собственную родню. Смотря на них, героиня все больше погружается в свои переживания, пытаясь понять, хорошая ли она мать. Когда-то дочерям она предпочла карьеру и личную жизнь, теперь они уже взрослые и живут в другой стране ближе к отцу. Грустно ли Леде от этого?  Да. Стоила ли ее жизнь расставания с детьми когда-то?  На этот вопрос ей и предстоит ответить.

 

Марина Степнова «Сад» 

«Сад» — исторический роман лауреата «Большой Книги» Марины Степновой. Сюжет вращается вокруг знатной семьи Борятинских, чья жизнь пришлась на вторую половину XIX века. Степнова тонко и изящно создаёт атмосферу прошлого, с ее усадьбами и жеманством, предрассудками и очарованием. Идиллическая картина легкого семейного быта стареющих супругов нарушается, когда 44-летняя жена обнаруживает, что беременна. Ребёнок нежеланный, общество на такие поздние роды смотрит косо, однако рожать женщина намерена. Девочка Наташа, Туся, как все будут ее звать, в муках явившаяся на свет, не похожа ни на кого и не любима никем, кроме доктора Мейзеля, принимавшего роды. Он становится ей и матерью, и отцом, и другом. Девочка растет очень своенравной, не созвучной времени, готовой рисковать ради своей мечты. Семья же после появления в ней Туси раскалывается. Книга о том, что не бывает простых времён, простых решений и простой судьбы.

Фото ||  wikipedia.org; gorvesti.rulivelib.ru; ozon.ru; knigi-janzen.de
Автор || Наталия Савилова

 

 

 

 

 

*Эту статью можно прочитать в онлайн номере журнала ВЕСНА 2021

 

Поделиться: