Сила народной мысли против здравого смысла
Его создателями становятся представители разных слоев населения с разными уровнями жизни и образования, которые объединены одним — творчеством, направленным против системы, институции и неравенства. Уличные художники, выражая свои мысли и идеи вне культурных институций, приглашают каждого зрителя — случайного прохожего — к диалогу.
Очень часто под уличным искусством подразумеваются лишь граффити, муралы, настенные мозаики, однако не стоит забывать также и о совершенно иных, невизуальных или так называемых неграфических формах искусства улиц. Например, в России существует уникальное направление уличного искусства, с которым сталкивался практически каждый, — ЖКХ-арт.
Этот феномен, присущий только отечественной культуре, связан с урбанизацией СССР и переселением жителей деревень в городскую среду. Люди, прожившие большую часть своей жизни в деревнях и селах, в одночасье помещенные в условия серых и холодных городов, нуждались в «родном уюте». Таким образом, направление ЖКХ-арт возникло в результате недовольства советских граждан благоустройством городского пространства — речь идет о лебедях из покрышек во дворах домов, оранжереях из бутылок из-под «Pepsi» и так далее.
Таким образом, направление ЖКХ-арт возникло в результате недовольства советских граждан благоустройством городского пространства — речь идет о лебедях из покрышек во дворах домов, оранжереях из бутылок из-под «Pepsi» и так далее.
Придомовая территория и по сей день рассматривается как часть домашней вотчины. Наверняка каждый испытывал чувство внутренней необходимости прибраться в подьезде, поставить горшок или посадить около подъезда что-нибудь красивое или съедобное. В период советского дефицита товаров люди благоустраивали придомовую территорию теми средствами, которыми они или их соседи располагали, поэтому во дворах можно было встретить зверей из покрышек и бутылок.
Появление столь необычного вида стрит-арта в конечном счете связано с безысходностью людей и бездействием властей городов, которые не могли содержать придомовые территории в надлежащем порядке и качестве, а также монтировать качественные детские площадки и скульптуры, к которым так привык взор современного человека.
Сегодня подобное «народное творчество» попросту неактуально, потому что наши дворы изобилуют пестрыми увесилительными и украшательскими объектами. Однако и по сей день в регионах и в некоторых московских дворах можно встретить самодельных лебедей из покрышек и тюльпаны из пластиковых бутылок.
При этом огромное количество людей не разделяет воодушевление соседей-художников, а также существует множество примеров войн между соседями или же между соседями и коммунальными службами, старающимися привести двор в надлежащий вид.
Однако, стоит отметить, что отечественный ЖКХ-арт вдохновил некоторых западных художников на творчество. Например, немецкий художник THE WA после посещения России, а именно Москвы и города Выксы, вдохновился «смекалкой российского уличного искусства», а именно искусства ЖКХ-арта, и по приезде в Берлин создал несколько реплик увиденных им работ.
Можно ли сегодня считать ЖКХ-арт искусством, или все же это вандализм и засорение общественного пространства? На этот вопрос каждому предстоит ответить для себя самостоятельно.
Фото || www.flickr.com, www.pxhere.com, www.pixabay.com
Автор || Мария Ферапонтова
@marieferapontova