Продолжаем серию заметок Саши Ришар о современном искусстве. Александра — искусствовед, куратор, редактор раздела «Искусство» журнала Cabinet de l’Art.
Почему живопись, напоминающая детскую мазню, стоит дороже квартиры в центре Москвы? Признайтесь, наверняка и вы хоть раз задавались подобным вопросом. Неудивительно, ведь в новостных лентах постоянно мелькают новости о рекордных суммах, вырученных за продажу произведений современного искусства. Как определяется цена на произведение искусства и как она регулируется? Надеюсь, после этой заметки ситуация для вас немного прояснится.
Цена произведения искусства складывается из двух факторов – материального объекта и нематериального контекста. Так, цена, например, холста размером 4 на 5 метров будет больше, чем миниатюрного эскиза на бумаге, даже если это работы одного автора. А вот нематериальный контекст, окружающий работу художника, складывается из трех основных критериев – новизны, уникальности и аутентичности. От них в основном и зависит стоимость произведения.
Предлагаю разобрать данные критерии на конкретных примерах.
Полотно Леонардо да Винчи «Мона Лиза», известное под названием «Джоконда», стоит, по нашим оценкам, много денег, потому что было написано в начале XVI века. Аналогов на то время данной картине не было. «Джоконда» – оригинальное произведение, продукт творчества художника. Картина не является копией полотна другого автора, она существует только в одном экземпляре.
На арт-рынке в ходу термин «провенанс» (от французского provenance – происхождение, источник). Провенансом подтверждается подлинность картин, их принадлежность кисти художника, а также история владения данным произведением искусства. Провенанс значительно влияет на цену предмета.
А что касается аутентичности, то «Джоконда» – работа кисти великого итальянского живописца эпохи Возрождения Леонардо да Винчи – это бренд знаменитого автора. Совокупность всех перечисленных факторов делает цену такой, на наш взгляд, высокой.
Аналогичным образом формируется стоимость произведений современного искусства. Коллекционер платит не за художественную ценность, а за сочетание новизны, уникальности экземпляра и бренда автора.
Например, картина Джексона Поллока «№5» (1948 г.) в 1949 году была продана за 1500 долларов. А в 2006 году ее цена поднялась до 140 млн долларов. Художник впервые в истории живописи применил технику разбрызгивания краски. В этом заключается новизна картины. Работа Поллока уникальна и аутентична – он лидер и идеолог абстрактного экспрессионизма, художник – бренд, оказавший влияние на развитие искусства второй половины XX века.
Существуют и другие причины, которые оказывают влияние на цену произведений современного искусства. Это инвестиции, мода на коллекционирование определенного художника в узких кругах, элемент престижа и социального статуса, недобросовестные галеристы и арт-дилеры, искусственно поднимающие цены на работы конкретных авторов, но это уже совсем другая история.
Фото || Wikipedia.com, flickr.com
Автор | | Саша Ришар, редактор раздела «Искусство»
№1 «Зачем вам изучать современное искусство?»
№2 «Понять и простить современное искусство»