Мы начинаем серию заметок Саши Ришар о современном искусстве. Александра – искусствовед, куратор, редактор раздела “Искусство” журнала Cabinet de l’Art.
«А зачем мне изучать современное искусство, стоит ли тратить на это силы и время?» — вот такой вопрос я получила вчера и не сразу нашла, что ответить. Лично я об этом как-то не задумываюсь в потоке жизни — просто читаю, изучаю, интересуюсь, мне любопытно и в кайф. Но вопрос, конечно, философский, надо ли именно вам «тратить» на это свое время, и именно этот вопрос подтолкнул меня подготовить серию материалов, которые, я надеюсь, помогут вам лучше понять современное искусство и, возможно, себя.
Мне нравится цитата лидера движения поп-арт Энди Уорхола, которая относится не только к современному искусству, но и к изучению искусства в целом:
«Искусство может позволить обычным скучным вещам стать интересными. Ты можешь увидеть много чудесного в малом, если позволишь себе это».
Попробуем логически разобраться, зачем нам изучать искусство.
Первая причина, по которой люди во все времена обращаются к искусству, заключается в удовлетворении изобразительной потребности личности. Доказательство тому – живопись детей и первобытных людей.
Вторая причина выражается в необходимости эмпатии – осознанном сопереживании эмоциональному состоянию другого человека (в нашем случае – художника). Рассматривая произведения искусства, зритель сравнивает себя с ними, переносит свои переживания на картину. Процесс эмпатии происходит интуитивно и предполагает удовлетворение индивидуальных эстетических потребностей.
Еще одна причина – это возможность разобраться в окружающем нас мире и его процессах. Искусство во все времена обслуживало интересы эпохи. Общее представление об истории искусства позволяет нам понять, что каждая работа встроена в определенный исторический и политический контекст, и его знание позволяет нам до конца понять произведение.
Ну и, наконец, если вы считаете себя культурным и образованным человеком, то уровень вашего знакомства с мировой живописью точно должен шагнуть дальше реалистичных пейзажей Ивана Шишкина. Кроме того, общение с объектами современного искусства научит принимать особенности других и лучше понять себя.
Именно эти причины, на мой взгляд, являются основополагающими в изучении современного искусства и истории искусства в целом.
Фото || Wikipedia.com
Автор | | Саша Ришар, редактор раздела Искусство
В своей новой картине «Ячейка общества» режиссер Алена Званцова с осторожностью, пониманием и сочувствием исследует феномен семейного благополучия, показывая, насколько зыбким может быть счастье и как тонка нить доверия, связывающая любящие сердца. Редактор раздела «Кино» Юрий Аверченков посетил премьерный показ и рад поделиться впечатлениями от просмотра.
Положенная в основу фильма «Ячейка общества» история проста и повседневна, но это только добавляет картине убедительности и шарма. Будничность и понятность повествования немедленно вовлекает в происходящее на экране – мы в уютной съемной квартире одного из домов «старой» Москвы, здесь живет молодая семья: папа Кирилл (Кузьма Котрелев), мама Александра (Анастасия Красовская) и дочь Варя (Герда Пугачева). Шесть лет декрета привязали Александру к ребенку и к дому. С одной стороны, большой мир манит свободой и разнообразием вариантов, с другой – совершенно непонятно, как заново в него встраиваться, ведь рабочих навыков нет, а с дипломом генетика не устроиться в первую же попавшуюся компанию. Пытаясь удержать равновесие, Александра отчаянно цепляется за дочь, но понятно, что вечно сидеть с ней не получится, ребенку давно пора социализироваться и отправляться в детский сад. Завидуя устроенности мужа-программиста, стеная и тревожась, Александра все же преодолевает сомнения и отправляется на собеседования, однако работу не получает. Найти занятие удается в детском саду Вари. В составе родительского комитета Александра берется за подготовку спектакля к ближайшему утреннику и неожиданно для себя увлекается не только пьесой, но и Глебом (Семен Шкаликов) – брутальным отцом одной из девочек, участвующих в постановке. Став очевидицей невинного флирта между мамой и дядей Глебом, в растерянности и ревности Варя по секрету сообщает о случившемся папе…
Режиссер Алена Званцова внимательно и подробно рассматривает каждую деталь назревающего конфликта, давая понять, как именно – от сомнения к недовольному взгляду, от мелкой лжи к упреку, от эмоции к действию – зарождается (точно собирается буковка к буковке слово в любимой семейной игре Scrabble) болезненная готовность к разводу. Завораживающие сверхкрупные планы, когда играют даже не актеры, а только их губы, глаза, брови, дарят такое глубокое сопереживание, что желание оценивать (еще хуже – судить) кого-либо из персонажей просто не возникает. Каждого совершенно четко можно понять, каждому посочувствовать. И в то же время, запутываясь в клубке очевидностей и субъективных правд, внезапно оказываешься вместе с героями на пороге, увы, ставшей привычной, ошибки, из-за которой больно всем – особенно маленькой Варе. Ссора, расставание, возможный развод… И вроде бы на экране не по годам умные, чуткие, современные люди, готовые разговаривать, работать над отношениями, беречь психику ребенка, идти на компромиссы… Но почему-то даже этого недостаточно. Сомнения подогревают эмоции, они закаляют клинки слов, и те, вспарывая плоть самолюбия, бьют точно в самые чувствительные точки, которые за время семейной жизни уже хорошо друг другу известны, а потому беззащитно обнажены. Уколы болезненны и безжалостны. Да, казалось бы, это просто слова. Но к чему в итоге они приведут?
Удастся ли заживить эти раны? Получится ли потом не замечать шрамы? Забудется ли с годами обида? Об этом режиссер приглашает совместно поразмышлять в своей картине, а заодно насладиться органичной актерской игрой, классными костюмами и очень уместным музыкальным сопровождением. И кто знает, может, просмотр фильма поможет кому-то удержаться от собственной ошибки?
13.08.2024
Фото || https://www.kinopoisk.ru.
Автор || Юрий Аверченков
Колонка арт-обозревателя журнала Ольги Серегиной о самых ярких выставках и арт-событиях города на этой неделе….
В своей новой картине «Ячейка общества» режиссер Алена Званцова с осторожностью, пониманием и сочувствием исследует…