ОСТРОВА И ОБЛАКА
Василиса Липатова, скульптор и художник, выпускница МГХПУ им С.Г. Строганова и Школы современного искусства «Свободные мастерские» Московского музея современного искусства (ММОМА), сооснователь и соруководитель скульптурной мастерской «Эрдынеев — Липатова БЮРО» любит летать и экспериментировать, создает прочное из хрупкого, воздушное из твердого и совмещает несовместимое. Василиса рассказала нам о современной скульптуре и личном творчестве.
ОЛЬГА: Василиса, скульптура может пониматься очень по-разному. Если говорить о классическом понимании скульптуры, то это некая вполне определенная единица, облеченная в камень, металл, дерево. Сегодня в поле современного искусства под скульптурой понимается любой объект. В каком поле работает вы? У вас очень интересное сочетание образований.
ВАСИЛИСА: В искусстве, действительно, существуют совершенно разные понятия скульптуры. Да, скульптурой сегодня может считаться все вплоть до digital-арта или VR — то есть то, что совершенно нельзя даже потрогать. В моем представлении это огромное поле. Разница образований, — классическое в Строгановке и затем совершенно новое в «Свободный мастерских» в MMOMA — дали возможность смотреть на это поле совершенно с разных точек зрения.
Классическое образование работает в том смысле, что практически каждая моя скульптура отталкивается от формы или связана с материалом. Плюс у меня есть «БЮРО» — наша рабочая мастерская, которую мы ведем с мужем, скульптором Виктором Эрдынеевым, и там мы реализуем проекты, которые все имеют классическую историю про форму, пространство, материал.
Если говорить про мои творческие работы, то они очень разные. Это скорее имеет отношение к объектам, и здесь можно говорить о том, что это именно современное искусство.
ОЛЬГА: Вы также работаете с городской средой. У вас есть работы в сфере ландшафтной скульптуры. Например, в 2013 в ПКиО «Фили» была установлена монументальная скульптурная композиция «Штурвал», созданная вами в соавторстве со скульптором Виктором Эрдынеевым. В 2014 вы стали победителем конкурса современной ландшафтной скульптуры «Art-лужайка 2014». Это направление, которое вас увлекает лично, или это заказы, которые вы выполняете?
ВАСИЛИСА: Мне очень хочется перейти в ландшафтную среду и создавать более современные объекты, большие и интересные формы. У меня даже есть целый проект техно-био-объектов. В Московской области в Ногинском районе установлена моя скульптура из серии «Техно-Био Объекты».
ОЛЬГА: Какие еще ваши работы можно посмотреть в открытом доступе в городской среде?
ВАСИЛИСА: Таких объектов сейчас несколько. Это кинетическая композиция с бронзовыми рельефами и цитатами, вырезанными в стали. Объект стоит в Подмосковье в городе Щелково. Композиция называется «Сон» и состоит из шестнадцати рельефов. Еще есть очень интересный и нетипичный для нашего бюро проект православного памятника, который посвящен крестному ходу в городе Софрино-1. Сейчас эта скульптура стала неким символом. В Электроуглях смонтирован увеличенный био-объект в дереве и металле.
ОЛЬГА: Что вы называете био-объектами? На каком именно этапе в скульптуре появляется эта приставка «био»?
ВАСИЛИСА: Это отсылка к форме. Нельзя сказать, что форма взята напрямую из природы или строения насекомого, но то, как строится форма, ее ритм, ее объем, ее визуальный вес — как раз взято из природы. Это более плавные, лаконичные и законченные формы. В них не будет техногенного следа.
ОЛЬГА: А «техно» — это более сложно устроенный объект?
ВАСИЛИСА: Да, с технологичной вставкой. Это не целиком плавная скульптура. В ней присутствуют элементы чего-то острого, что тяготеет к вертикалям, горизонталям, параллелям, к какому-то заколдованному ритму. Сейчас очень много отсылок к микросхемам, которые идут в качестве рельефа.
ОЛЬГА: Содержание и форма находятся в таком интересном балансе, когда форма предполагает очень мягкую природу, а содержание нацелено именно на гаджеты, без которых мы не можем существовать. Это словно воспроизведение человека, который, являясь живым «ядром», окружен гаджетами. Только в скульптуре все вывернуто наизнанку — сердцевина техническая, а оболочка живая.
ВАСИЛИСА: У нас даже есть кодовое название наших «ТЕХНО-БИО ОБЪЕКТОВ» — «механический цветок», «скульптура, реагирующая на измнение реальности». У нас уже готова пачка эскизов для очень большого проекта, и, чтобы начать его реализовывать в городской среде таким, каким он должен быть, мы приступили к переговорам с разными специалистами: программистами, геологами, физиками, архитекторами, бизнесменами.
ОЛЬГА: Вы работаете с камнями — булыжниками, кирпичами. Чем интересны камни с вашей точки зрения автора и создателя? В чем для вас интерес работы с кирпичом, и что такое «облака» и «острова»?
ВАСИЛИСА: Начнем с «островов». «Острова» — это часть проекта «Габорики. Острова». Габорики — это такие марсианские неземные мною выдуманные растения, жители «островов». По сути это скульптуры про путешествия. Я очень люблю путешествовать. Каждый «остров» — это мир. Мои «острова» — это такое лаконичное внутреннее пространство его же жителей, как единый симбиоз острова и жителей.
Что касается камней, то они разные. Есть направление, которое выходит за рамки «веселого творчества» про свободу и выдуманный мир. Проект «Банальность зла», вышедший в финал на берлинском конкурсе и попавший в short-list, — это работы про жесткий камень с жестким металлом. В одном случае это камень с наручниками, а в другом — с гвоздями.
Другие мои камни — тоже некий микромир. Эта часть проекта называется «Габорики в камнях», и эти камни сами являются единой личностью. Очень большое количество моих работ про совместимость несовместимого. Абсолютно природный кусок вечности — камень, у которого есть своя история, своя порода, но, по сути, мы относимся к ним, как к обычным и непримечательным кускам гор. И в них живут эти пластиковые выдуманные существа — что-то среднее между растением и живым существом. Эта моя история уже про симбиоз. Вместе они становятся не пространством, как в «Островах», а единым организмом.
ОЛЬГА: А какая история с «облаками»?
ВАСИЛИСА: Очень интересная. Для меня космос — это бесконечное и завораживающее пространство и даже состояние. Этот зов космоса мне хотелось как-то в чем-то воплотить. У меня было море эскизов и записей. Когда я начинала думать, как работать с космическими объектами, внутри назревало некое напряжение, потому что должны быть сложные материалы, техническая подоплека, программирование. Это меня каждый раз тормозило. Но в какой-то момент я столкнулась с цветным пластиком и продумала технику ручной 3D печати. И сразу же космические объекты начали проявляться сами. Появились «Облака». «Малое облако» сначала попало в Третьяковку на выставку «5 измерений», а затем вошло в коллекцию этого музея – Государственной Третьяковской галереи.
ОЛЬГА: Вы любите экспериментировать с новыми материалами или ориентируетесь на уже опробованные?
ВАСИЛИСА: Я люблю эксперименты. Часть удается, часть проваливается, часть становится уникальным опытом. На данном этапе творчества мне нравится работать с камнями. Я их чувствую, с ними складываются интересные проекты. Часть камней полностью переведены в пластик и были представлены на моей персональной выставке «ЗАЗЕМЛЕНИЕ». Изначально это должны были быть камни с пластиком, как часть проекта «ТЕХНО-БИО ОБЪЕКТЫ», но, благодаря ошибке моего замечательного помощника Андрея, который все перепутал и отформовал камни целиком, получилось так.
Я люблю эксперименты. Часть удается, часть проваливается, часть становится уникальным опытом.
ОЛЬГА: Есть какие-то абсолютно новые идеи, над которыми вы работаете?
ВАСИЛИСА: Самый большой мой замысел — это проект «ТЕХНО-БИО ОБЪЕКТЫ» — скульптуры, реагирующие на изменение реальности. Это самая большая идея.
ОЛЬГА: Возможно ли, что внедрение цифровых технологий и цифрового искусства изменило способ мышления и потребность выражаться?
ВАСИЛИСА: Да, возможно. С этим мне тоже хотелось бы поработать. Когда я училась в Свободных мастерских, то у меня был проект под названием «Небо на земле»: пластиковые «острова», на которые проецируются видео моих полетов. Я очень люблю летать. Летаю на всем, что летает. Для этого проекта я думала специально пойти в парашютную школу, чтобы отснять материал. Мне было бы интересно поработать с VR, но еще нет четкого понимания, как это выставлять и реализовывать дальше. У меня есть необходимость творить, но вопрос часто упирается в финансирование.
Фото || Андрей Артамонов, предоставлены Василисой Липатовой
Автор || Ольга Серегина, арт-обозреватель
*Эту статью можно прочитать в онлайн номере журнала ОСЕНЬ 2020