Жизнь художника-авангардиста Марка Шагала — это история человека, сумевшего, несмотря на испытания, сохранить в себе чувство любви, благородства и неиссякаемой веры в Бога.
В день, когда Марк Шагал появился на свет, в Витебске бушевал настолько сильный пожар, что кровать с будущим художником и его матерью пришлось выносить из дома — иначе беды было не миновать. Более того, сам Шагал всегда считал себя мертворождённым, ведь в эти минуты он не подавал признака жизни. Кажется, что настолько ранние воспоминания со временем забываются, но художник не раз рассказывал про этот случай. Вспоминал, как его кололи иголками и поливали водой, лишь бы увидеть хоть какие-то признаки жизни. Не знаю, как ему это удалось, но уверена, что в один момент к нему снизошел его ангел-хранитель, а мир услышал голос Шагала.
Сын! У нас родился сын! Конечно же, родители предсказывали Моисею, а именно так его нарекли при рождении, если уж и не безоблачное, то хотя бы безбедное бухгалтерское будущее. Тем более, что следом после него в семье появилось еще девять детей. Однако, в один прекрасный день (а других и быть не могло, говорил Марк), он подошел к матери и сказал, что хочет рисовать. Эта мысль пришла к нему извне: друг, увидев его рисунки, обозвал его художником. И это была подсказка свыше.
«…А ночью ангел светозарный над крышей пламенел амбарной и клялся мне, что до высот моё он имя донесёт». Марк Шагал
После скандалов и уговоров родители сдались и отправили его в местную школу рисования, которой тот быстро «насытился». Так он решил поступать в Петербург, где первый и последний экзамен в жизни был провален. Но это была не неудача, а поворот в сторону своего счастья. Вернувшись домой, он опустошенно бродил по улицам, да лишь обращался к небесам, чтобы те показали ему дорогу и послали родную душу. По тем же дорогам и с теми же мыслями в городе ходила Белла Розенфельд, которая вернулась после неудачных попыток стать актрисой. И это был дар свыше.
Небесные силы свели их вместе и подарили каждому то, чего не хватало — поддержку. Ведь художник так и не примкнул ни к одной художественной группировке. Он хотел писать, как чувствует, а не ограничиваться рамками условностей. Так вместе со своей уже женой Марк уехал в Париж, где и произошло его становление как художника.
Дальше было много всего: успех, война, уничтожение картин Геббельсом, смерть. Смерть музы и самого родного человека — Беллы. Долгое время не брался Марк за кисть, но не оставил его ангел-хранитель и в этот момент. Ведь перед уходом Белла оставила ему дочь, которая оберегала его до самой смерти. И это был спустившийся с небес ангел.
Говорят, если человек выбирает свою цель, то обстоятельства рано или поздно позволят задуманному осуществится. А еще говорят, что взгляд на мир определяет будущее. И в этой истории можно убедиться в каждом тезисе наверняка.
Фото || wikipedia.org
Автор || Евгения Ал
В своей новой картине «Ячейка общества» режиссер Алена Званцова с осторожностью, пониманием и сочувствием исследует феномен семейного благополучия, показывая, насколько зыбким может быть счастье и как тонка нить доверия, связывающая любящие сердца. Редактор раздела «Кино» Юрий Аверченков посетил премьерный показ и рад поделиться впечатлениями от просмотра.
Положенная в основу фильма «Ячейка общества» история проста и повседневна, но это только добавляет картине убедительности и шарма. Будничность и понятность повествования немедленно вовлекает в происходящее на экране – мы в уютной съемной квартире одного из домов «старой» Москвы, здесь живет молодая семья: папа Кирилл (Кузьма Котрелев), мама Александра (Анастасия Красовская) и дочь Варя (Герда Пугачева). Шесть лет декрета привязали Александру к ребенку и к дому. С одной стороны, большой мир манит свободой и разнообразием вариантов, с другой – совершенно непонятно, как заново в него встраиваться, ведь рабочих навыков нет, а с дипломом генетика не устроиться в первую же попавшуюся компанию. Пытаясь удержать равновесие, Александра отчаянно цепляется за дочь, но понятно, что вечно сидеть с ней не получится, ребенку давно пора социализироваться и отправляться в детский сад. Завидуя устроенности мужа-программиста, стеная и тревожась, Александра все же преодолевает сомнения и отправляется на собеседования, однако работу не получает. Найти занятие удается в детском саду Вари. В составе родительского комитета Александра берется за подготовку спектакля к ближайшему утреннику и неожиданно для себя увлекается не только пьесой, но и Глебом (Семен Шкаликов) – брутальным отцом одной из девочек, участвующих в постановке. Став очевидицей невинного флирта между мамой и дядей Глебом, в растерянности и ревности Варя по секрету сообщает о случившемся папе…
Режиссер Алена Званцова внимательно и подробно рассматривает каждую деталь назревающего конфликта, давая понять, как именно – от сомнения к недовольному взгляду, от мелкой лжи к упреку, от эмоции к действию – зарождается (точно собирается буковка к буковке слово в любимой семейной игре Scrabble) болезненная готовность к разводу. Завораживающие сверхкрупные планы, когда играют даже не актеры, а только их губы, глаза, брови, дарят такое глубокое сопереживание, что желание оценивать (еще хуже – судить) кого-либо из персонажей просто не возникает. Каждого совершенно четко можно понять, каждому посочувствовать. И в то же время, запутываясь в клубке очевидностей и субъективных правд, внезапно оказываешься вместе с героями на пороге, увы, ставшей привычной, ошибки, из-за которой больно всем – особенно маленькой Варе. Ссора, расставание, возможный развод… И вроде бы на экране не по годам умные, чуткие, современные люди, готовые разговаривать, работать над отношениями, беречь психику ребенка, идти на компромиссы… Но почему-то даже этого недостаточно. Сомнения подогревают эмоции, они закаляют клинки слов, и те, вспарывая плоть самолюбия, бьют точно в самые чувствительные точки, которые за время семейной жизни уже хорошо друг другу известны, а потому беззащитно обнажены. Уколы болезненны и безжалостны. Да, казалось бы, это просто слова. Но к чему в итоге они приведут?
Удастся ли заживить эти раны? Получится ли потом не замечать шрамы? Забудется ли с годами обида? Об этом режиссер приглашает совместно поразмышлять в своей картине, а заодно насладиться органичной актерской игрой, классными костюмами и очень уместным музыкальным сопровождением. И кто знает, может, просмотр фильма поможет кому-то удержаться от собственной ошибки?
13.08.2024
Фото || https://www.kinopoisk.ru.
Автор || Юрий Аверченков
Колонка арт-обозревателя журнала Ольги Серегиной о самых ярких выставках и арт-событиях города на этой неделе….
В своей новой картине «Ячейка общества» режиссер Алена Званцова с осторожностью, пониманием и сочувствием исследует…