Трудности во взаимоотношениях отцов и детей были и есть почти в каждой семье. От родителей бывает тяжело получить поддержку в профессиональных начинаниях, а что уж говорить, если ребенок желает выбрать путь творчества – невысокооплачиваемый и не слишком престижный труд, который вряд ли сможет прославить фамилию и гарантировать кусок хлеба на завтра.
Удивительно, как легко взрослые забывают о том, что сами были детьми, мечтали, стремились к великому и планировали покорить эту жизнь. Сколько несчастных детей таких родителей ушли работать на производства или по выбранной старшими профессии, а не вслед за своей мечтой, лишь бы не расстраивать маменьку и папеньку и рассчитывать на их любовь и гордость.
Выбирающие же путь мечты не всегда достигают ее, часто «ломаются» по дороге, оставшись наедине со своими проблемами и болью. Художники не исключение. Но до нас дошли биографии лишь тех, кто не сдался и стал великим, несмотря на щемящее чувство в сердце, которое не покидало их на протяжении всей жизнь, – осознание разочарования, которое испытывали по отношению к ним родители.
Моне, Дега, Сезанн, Тулуз-Лотрек, Ван Гог, Дали, Верещагин и это еще не все имена художников, которых помимо признания во всем мире объединяет и то, что их семьи не одобряли выбранную профессию и периодически лишали средств к существованию, пытались от них отречься или вычеркнуть из наследства.
Конечно, не у всех художников, имевших трудные отношения с семьей, судьба складывалась так драматично. Например, родители Эдуарда Мане любили сына, но не его живопись. Мама считала, что он просто связался с дурной компанией, а отец как уважаемый и зажиточный человек всегда хотел для наследника такой же респектабельной профессии и не забывал ему об этом напоминать при жизненных неудачах. И все же мама Мане давала деньги сыну для устройства персональной выставки, а отец после большого публичного скандала, когда от сына отвернулся даже его учитель, начал расхваливать картины Эдуарда высокопоставленным друзьям, чтобы хоть как-то ему помочь.
Некоторые родители художников признавали свою ошибку, когда видели успех детей, а некоторые даже на похоронах умудрялись устроить издевательскую выходку, как, например, отец Тулуз-Лотрека.
История семейных отношений Анри де Тулуз-Лотрека наложила печальный отпечаток на всю его жизнь и творчество. Отец художника Альфонс де Тулуз-Лотрек происходил из знатного графского рода, а потому сильно радовался появлению на свет наследника, хоть и не слишком долго. По воспоминаниям Анри и его матери Адель, глава семейства никогда не уделял достаточное время семье, она попросту его не заботила. Несмотря на это мальчик провел детство по всем законам аристократов: получил хорошее образование, занимался верховой ездой, жил в роскошном родовом поместье, ездил с отцом на охоту, ярмарки и светские мероприятия. Все это определяло ритм жизни молодого Лотрека. Мальчик страстно хотел быть похожим на отца. Тогда же появились его первые эскизы и акварели, демонстрирующие бесспорный талант их молодого автора, но Альфонс пророчил сыну карьеру военачальника, как и подобало выходцу из графского рода, если бы не роковая случайность, поссорившая отца от сына, но позволившая прорасти художественному таланту Тулуз-Лотрека.
Так, в результате нескольких неудачных падений в 14 лет у маленького Анри остановился рост ног. При этом остальные части тела продолжали развиваться согласно возрасту. Но Анри не упал духом. Прикованный к постели, он постоянно рисовал. Отец был шокирован тем, что наследник навсегда останется с физическим дефектом, а после заявления о том, что тот хочет стать художником и вообще разочаровался в нем, заявив, что «мазня» не приумножит славу знатного рода Тулуз-Лотреков.
Альфонс де Тулуз-Лотрек всю оставшуюся жизнь не просто стыдился своего сына с приобретенной инвалидностью и отказывался ему как-либо помогать в приобретении профессии художника, но и всячески издевался над ним.
Получив художественное образование и нащупав стиль, Анри привез свое достижение – работу «В цирке Фернандо. Наездница» (1888 г.) – отцу, который запретил сыну подписывать «эту мазню» именем Тулуз-Лотреков. Расстроенный Анри решил больше ничего не доказывать отцу, надеясь получить одобрение и поддержку, и жить так, как у него получалось, и в результате ушел в бурлящую жизнь Монмартра.
Благодаря эксцентричному характеру отца рано познакомившийся с увеселительными мероприятиями – ярмаркой и цирком Анри сделал темы развлечения, публичных домов и доступной любви основными в своем творчестве. Он проводил большую часть времени в кабаре, рисовал проституток и вел разгульный образ жизни. В 37 лет сифилис и чрезмерное употребление алкоголя сильно подкосили здоровье художника, и он умер на руках у матери с мыслями о том, что бездарно прожил жизнь. Отец злорадствовал, ведь сын-инвалид не сумел прославить род, как Альфонс и предрекал.
Спустя годы картины Лотрека стали продаваться за огромные деньги, а человек, который, по мнению родственников, опозорил знатный род, стал знаковым художником конца 19-ого века. И, кстати, он был единственным представителем этого семейства, вписавшим фамилию в мировую историю.
Трагедия, произошедшая в семье Сальвадора Дали еще до его рождения, наложила серьезный отпечаток на жизнь и творчество. Дело в том, что в его семье первенцем был не всем известный художник, а мальчик Сальвадор Дали, умерший за 9 месяцев и 9 дней до рождения гения. Художник всю сознательную жизнь считал, что его зачали на смену умершему наследнику. Родители не потрудились даже изменить имя новому ребенку, поэтому художника никогда не покидала навязчивая мысль, что он проживает не свою, а чужую жизнь – умершего ребенка.
Сальвадор Дали всю свою жизнь воевал за внимание отца с покойным братом. Отец постоянно противопоставлял мертвого сына живому. Дали получал осуждение за свои «дурные» поступки, которые, по мнению родителя, не совершил бы покойный сын, оставшись жить. Противопоставление двух братьев провоцировало художника на эксцентричные выходки, а неодобрение отца профессии художника еще больше подталкивало юного Дали на эту «тропинку». Последней каплей в отношениях отца и сына стала выставленная в 1929 году картина «Иногда мне нравится плевать на портрет моей матери», после чего отец выгнал его из дома, лишил наследства и прекратил всяческое общение до конца своих дней. Эксцентричные выходки и нелепое поведение на всю жизнь стали следствием трагической одержимости художника доказать себе, отцу и окружающим, что он это он, а не покойный брат.
Своих детей Сальвадор Дали так и не завел, но смог успешно использовать детские травмы и впечатления для создания работ. В дневниках он писал, что порой осознанно возвращался к самым болезненным детским периодам, чтобы пережить их снова и выразить в своих картинах.
Это лишь единичные примеры того, как отношения с семьей повлияли на жизнь и творчество великих художников. Сейчас мы можем рассуждать так, что именно благодаря трудностям в семье, внутренним переживаниям из-за отсутствия родительской любви и поддержки, эти художники смогли выразить себя, свою боль в работах и получить признание. Но уже никто и никогда не узнает, согласились ли бы они заплатить такую цену за славу и величие, если бы был выбор – прожить счастливую жизнь, наполненную теплотой своей семьи, или снова повторить все эмоциональные виражи и получить посмертную любовь и признание целого мира.
Фото || www.commons.wikimedia.org, www.artprojekt.ru
Автор | | Саша Ришар, редактор раздела “Искусство”