В работах художника-акварелиста Славы Лихачева, все живет, все меняется. Неподъемное – поднимается, обыденное – превращается в необычное, а повседневное – становится праздничным. Подметив эту особенность творчества Славы, галерея Квартира S решила организовать ему персональную выставку под названием «Обычное-необычное», которая пройдет с 9 по 20 декабря, в самом центре Москвы.
Слава, расскажите, с чего началось ваша с акварелью история?
Однажды папа достал из шкафа бумагу еще советских времен. Она настолько мне понравилась по качеству и фактуре, что я сразу же создал натюрморт с цветами, и под этим впечатлением начал много писать. Листов формата А1 было штук 20, и спустя полгода стопка закончилась. Вскоре брат нашел мне еще один источник той же советской бумаги. И теперь все мои даже самые современные работы имеют ретро оттенок, так как созданы на листах с более чем тридцатилетней историей.
Процесс работы над акварельной картиной, каков он?
Я работаю в технике по сырому, для многих художников она очень сложна. Сам процесс прекрасен, когда создаешь картину – все устраивает, все вдохновляет. Но как только акварель высыхает – порой остаются лужи и заплатки. А мне удается сохранить это прекрасное. Если всплывает не очень удачный подтек – я пробую подстроиться под картину, и чаще всего из этого выходит очень уместная и привлекательная деталь. Но главная особенность в такой работе – это тот неповторимый эффект, когда растворяется бумага и краска, и остается только облако, только то, что сказала сама акварель. А ты лишь подсказываешь зрителю, чем это могло бы быть.
Опишите ваше творчество тремя словами.
Утро, так как большинство работ я создаю по утрам, когда все еще спят. Летом встаю с рассветом, и в солнечный день мне всегда лучше работается. Второе слово – это свобода, свобода творчества, фантазии, перемещения. И третье – восторг, то, что получаю от своей работы на выходе.
Кстати, о солнечном дне, на мой взгляд, свечение лучей – особая черта ваших работ. Воздушность, свет, тепло и жизнь присутствуют в большинстве картин. И даже в самых тяжелых и темных – нет-нет, да и проглянет луч надежды. Наверное, любимый цвет у вас – желтый?
Скорее, зеленый, цвет жизни. Раньше он мне трудно давался, не яркий травянистый, а сложный, глубокий, зеленый.
Что для вас самый лучший комплимент?
На одной из выставок ко мне подошел художник и сказал: «После ваших работ хочется прийти домой и рисовать, рисовать, рисовать!» Вдохновлять других – лучший комплимент любому творчеству.
Кто-то из известных людей обладает вашими картинами?
Создатель всемирно известной игры «Тетрис» Алексей Пажитнов – у него коллекция моих работ «Руки», из которой был сделан календарь. Президент компании Seagate. Для Heritage Foundation делал серию портретов их директоров со снимков, на которых присутствовали Рейган, Тетчер и другие.
Какой ваш любимый фильм об искусстве?
Телевизор я вообще не смотрю. А из фильмов про искусство люблю «Фриду», «Поллока» и «Прожить жизнь Пикассо». Во всех них творческая жизнь показана как сумасшедшая. Друзья тоже меня называют сумасшедшим, правда, в хорошем смысле слова.
Кто ваш первый зритель?
-Мой первый зритель – это моя половинка, моя жена. И все те нюансы и детали, которых я не замечаю, она видит и подсказывает мне. Срабатывает всегда великолепно, ее интуиция нас не обманывает.
Значит, первый показ можно считать еще частью рабочего процесса. А когда вы отдаете картину на суд широкой публике, что испытываете?
Такое ощущение, как в детстве на качелях, когда захватывает дух, и бабочки в животе.
Вы такой светлый, позитивный, легкий человек. А бывают ли у вас «тяжелые» периоды?
Нечасто, но бывают. Тогда я прячусь, ничего не показываю, и долгое время даже рисовать не хотел в таком настроении. Но друг подсказал рисовать, чтобы оставить память и о таком состоянии. Так получился один «Депрессивный альбомчик». Просто сижу, вожу карандашом по бумаге, и на ней всплывают обозления, страхи, медитации, пороки и недостатки человечества.
В своей новой картине «Ячейка общества» режиссер Алена Званцова с осторожностью, пониманием и сочувствием исследует феномен семейного благополучия, показывая, насколько зыбким может быть счастье и как тонка нить доверия, связывающая любящие сердца. Редактор раздела «Кино» Юрий Аверченков посетил премьерный показ и рад поделиться впечатлениями от просмотра.
Положенная в основу фильма «Ячейка общества» история проста и повседневна, но это только добавляет картине убедительности и шарма. Будничность и понятность повествования немедленно вовлекает в происходящее на экране – мы в уютной съемной квартире одного из домов «старой» Москвы, здесь живет молодая семья: папа Кирилл (Кузьма Котрелев), мама Александра (Анастасия Красовская) и дочь Варя (Герда Пугачева). Шесть лет декрета привязали Александру к ребенку и к дому. С одной стороны, большой мир манит свободой и разнообразием вариантов, с другой – совершенно непонятно, как заново в него встраиваться, ведь рабочих навыков нет, а с дипломом генетика не устроиться в первую же попавшуюся компанию. Пытаясь удержать равновесие, Александра отчаянно цепляется за дочь, но понятно, что вечно сидеть с ней не получится, ребенку давно пора социализироваться и отправляться в детский сад. Завидуя устроенности мужа-программиста, стеная и тревожась, Александра все же преодолевает сомнения и отправляется на собеседования, однако работу не получает. Найти занятие удается в детском саду Вари. В составе родительского комитета Александра берется за подготовку спектакля к ближайшему утреннику и неожиданно для себя увлекается не только пьесой, но и Глебом (Семен Шкаликов) – брутальным отцом одной из девочек, участвующих в постановке. Став очевидицей невинного флирта между мамой и дядей Глебом, в растерянности и ревности Варя по секрету сообщает о случившемся папе…
Режиссер Алена Званцова внимательно и подробно рассматривает каждую деталь назревающего конфликта, давая понять, как именно – от сомнения к недовольному взгляду, от мелкой лжи к упреку, от эмоции к действию – зарождается (точно собирается буковка к буковке слово в любимой семейной игре Scrabble) болезненная готовность к разводу. Завораживающие сверхкрупные планы, когда играют даже не актеры, а только их губы, глаза, брови, дарят такое глубокое сопереживание, что желание оценивать (еще хуже – судить) кого-либо из персонажей просто не возникает. Каждого совершенно четко можно понять, каждому посочувствовать. И в то же время, запутываясь в клубке очевидностей и субъективных правд, внезапно оказываешься вместе с героями на пороге, увы, ставшей привычной, ошибки, из-за которой больно всем – особенно маленькой Варе. Ссора, расставание, возможный развод… И вроде бы на экране не по годам умные, чуткие, современные люди, готовые разговаривать, работать над отношениями, беречь психику ребенка, идти на компромиссы… Но почему-то даже этого недостаточно. Сомнения подогревают эмоции, они закаляют клинки слов, и те, вспарывая плоть самолюбия, бьют точно в самые чувствительные точки, которые за время семейной жизни уже хорошо друг другу известны, а потому беззащитно обнажены. Уколы болезненны и безжалостны. Да, казалось бы, это просто слова. Но к чему в итоге они приведут?
Удастся ли заживить эти раны? Получится ли потом не замечать шрамы? Забудется ли с годами обида? Об этом режиссер приглашает совместно поразмышлять в своей картине, а заодно насладиться органичной актерской игрой, классными костюмами и очень уместным музыкальным сопровождением. И кто знает, может, просмотр фильма поможет кому-то удержаться от собственной ошибки?
13.08.2024
Фото || https://www.kinopoisk.ru.
Автор || Юрий Аверченков
Колонка арт-обозревателя журнала Ольги Серегиной о самых ярких выставках и арт-событиях города на этой неделе….
Колонка арт-обозревателя журнала Ольги Серегиной о самых ярких выставках и арт-событиях города на этой неделе….