#Низа Шевэнман. Интервью со скульптором

 

Французский скульптор Низа Шевэнман живет в своем собственном «бронзовом веке». Каждый день она работает с металлом, который сдается под напором ее таланта и покрывается потертостями и царапинами, окисляется и принимает формы, которые ему велит Низа. Она возводит здания и создает людей, строит миры и рождает цивилизации. Произведения скульптора, похожие на вавилонские башни разных форм, говорят о вечном и о простом, человеческом, одновременно. Это и мифы, и история, и философия, и наши мысли и чувства в одной «бронзовой книге».  Мы встретились с удивительной Низой Шевэнман и поговорили о ее искусстве.

 

ОЛЕСЯ: Низа, как все началось? Как вы пришли к такому материалу как бронза, к своим идеям?

НИЗА: Хороший вопрос. В основе всего лежит идея создания целого мира – я создаю мир. Меня интересует тема человечества в целом, поскольку я сама принадлежу ему. Вся история нашего мира завораживает меня. В Библии тоже говорится об истории человечества, и эти рассказы актуальны и по сей день. Я сокращаю их, по-своему интерпретирую. В моих произведениях часто встречается библейская тематика.

ОЛЕСЯ: В ваших работах присутствует отсыл именно к Вавилонскому столпотворению. Почему именно этот сюжет?

НИЗА:  Вавилон… Сегодняшний мир, молодое поколение, часто не знает, что стоит за этим понятием. Вавилон – это библейский сюжет о людях, которые захотели вознестись так высоко, чтобы стать выше Бога. Они построили целый город, чтобы жить сообща, говорить на одном языке на всей планете и «сделать себе имя». Богу не понравилось это предприятие, и он, увидев, как люди стали возводить Вавилонскую башню, разрушил Вавилон. Потому что это был грех гордыни. Он покарал людей за этот грех. Сейчас мы продолжаем писать ту же историю. Ничто не служит нам уроком, и мы это знаем. Мы мним себя богами на земле, например, разрушаем природу.

Cérémonie — 1999

ОЛЕСЯ: То есть, ваши скульптуры о грехах человеческих?

НИЗА:  В моем творчестве вы увидите всю двойственность и неоднозначность человечества – лучшие и худшие стороны человека. Это, безусловно, трагедия. Но красивая трагедия, согласитесь.

ОЛЕСЯ: Расскажите о своем творческом пути: вы всю жизнь были художником или пришли к этому не так давно?

НИЗА: По образованию я психолог, и человеческая история меня всегда интриговала. И когда однажды из маленьких человечков у меня получилось нечто похожее на «человечество», для меня это было открытием сродни тому, как если бы я нашла нефтяное месторождение у себя в саду.

ОЛЕСЯ: Когда это случилось? Когда вы впервые взяли в руки кусок бронзы?

НИЗА: Все началось не с бронзы, а с глины и воска. Оригинал всегда из воска. Двадцать пять лет назад я начала работать с глиной. И, создавая человечков, я всегда хотела, чтобы их было много, целая толпа. Техника работы с воском позволила мне следовать за моими идеями.

Знаете, все то, что я выражаю через скульптуры, могло бы стать книгой. С названием «Корни и люди», например. Человек принадлежит земле. Мои работы тоже берут начало в земле – они из глины, но они стремятся вознестись, все выше и выше. Люди тоже хотят взлететь.

Foule II — 2016

ОЛЕСЯ: Откуда вы берете идеи, как придумываете, какие будут люди, что они будут делать? Вы подсматриваете за реальной жизнью вокруг или сочиняете истории?

НИЗА: Ваш вопрос про таинство создания. Все исходит от меня самой, конечно же, от основ моей культуры. По духу мне ближе Месопотамия, Древний Египет. Я прожила больше двадцати лет в Египте, приобщилась к миру Античного Египта, который был античным задолго до греков, к Античному Египту эпохи Месопотамии – к действительно архаичному месту, где зародилась история и человечество, письмо, духовность, чувство свободы. Все это наложилось на пласт французской культуры и на мое художественное и психологическое восприятие. Благодаря всему этому я начала творить. Уберите один ингредиент, и, возможно, моего творчества не было бы.

Все то, что я выражаю через скульптуры, могло бы стать книгой. С названием «Корни и люди», например. Человек принадлежит земле. Мои работы тоже берут начало в земле – они из глины, но они стремятся вознестись, все выше и выше. Люди тоже хотят взлететь.

ОЛЕСЯ:  У вас есть скульптура, которая называется «À fleur de peau», что переводится с французского как «на грани». Названия рождаются до скульптуры или после, когда уже все готово?

НИЗА: Мне понадобилось три года, чтобы эта скульптура получилась именно такой, какой я могла ее принять. Было очень тяжело искать составляющие, находить равновесие. Я попыталась передать через эту работу важную мысль: нехватку воды, засуху. Я хотела сказать, что наша планета хрупка. Но, с другой стороны, я не хотела, чтобы скульптура получилась отталкивающей. Вначале я назвала ее «Куст». Она напоминала связку хвороста, ветви, засохшие от нехватки воды. Но в конце работы я была на грани, я устала – так получилось название «На грани». Вы заметили, что в этой скульптуре тоже есть цветы, цветы из человечков – она также про кожу и плоть.

Noun — 2018

ОЛЕСЯ: Низа, искусство – это скорее труд, чем вдохновение? Вы идете в мастерскую каждый день, как на работу, или только когда есть особое настроение?

НИЗА: Находиться в мастерской для меня жизненно необходимо. Мне нужно уехать из дома. Чувство, что я оставляю весь мир позади себя, приходит, как только я сажусь за руль, чтобы направиться туда. Моя мастерская – это мой мир. Рядом есть небольшой сад. Я посадила бамбуковую изгородь. Это мое личное пространство. Но если у кого-то появляется причина заглянуть ко мне – я не против, разрешаю войти в мир своих работ.

ОЛЕСЯ: Как вы относитесь к выставкам?

НИЗА: Я думаю, что любое произведение создается для того, чтобы быть выставленным. Но с другой стороны, его не хочется продавать, потому что это значит расстаться с ним. Когда меня спрашивают про стоимость скульптуры, я называю цену, за которую я согласна с ней расстаться. Бывают предложения, на которые я отвечаю «нет».

Но, честно говоря, во мне нет коммерческой жилки. Мне важнее, чтобы люди понимали, что они приобретают нечто исключительное, ведь я работаю по два-три года над одним произведением, оно драгоценно.

Мне действительно трудно расставаться со своими работами. К тому же, мои произведения лучше всего раскрывают себя, когда их выставляют по три или четыре одновременно, потому что тогда виден их «путь». С покупателями я заключаю договор, по которому, когда меня не станет, все мои произведения будут выставлены в одном месте – в замке.

ОЛЕСЯ: Тема номера «Назад в будущее». У вас есть мечты о будущем?

НИЗА: Я думаю, что на этом этапе жизни я уже реализовала свою мечту: мои произведения созданы и, даже если я исчезну, мой след останется. Но невозможно знать, что за двери откроются в будущем, что будет за ними. Наверное, сейчас я мечтаю о том, что когда-нибудь, мои создания встретились с меценатом, который защитит их от расставания, приобретя вместе четыре, пять или шесть произведений. Тогда я действительно буду счастлива. Ведь мои скульптуры, купленные по отдельности, ставшие предметами интерьера, похожи на отдельные  главы из книги без самой книги.

 

Фото || www.nisachevenement.fr
Перевод || Василиса Момбелли
Автор || Олеся Суджан, главный редактор

Поделиться: