«Красавец мужчина» в Школе современной пьесы

 

Про мошенников и альфонсов с сайтов знакомств уже снимают сериалы, а криминальная хроника то и дело пополняется жертвами алчных красавцев. Почему самодостаточные женщины теряют разум от обходительных смазливых хищников? Пьеса Островского «Красавец мужчина» про слепую любовь к подлецу, актуальна настолько, что не требует современного апгрейда. Вот и режиссёр Дмитрий Астрахан оставляет в спектакле антураж 19-го века, но добавляет ему красок: зрителя ждёт яркое дефиле костюмов от модельера Дмитрия Логинова, а оперные хиты от сладкоголосого Евгения Суслова предваряют первый и второй акты.

Да и чем 19-й век отличается от нашего в плане романтических знакомств? Если не было цифровых «тиндеров», то печатных – сколько угодно. Дмитрий Астрахан эту идею обыгрывает. В спектакле у главного героя с десяток альтер-эго, объединённых в команду щёголей, – они с азартом озвучивают брачные объявления позапрошлого столетия из разряда: «ты богата, а я молод и красив, для тебя бурлеск нескончаемых ласк». «Красавец мужчина» в исполнении Родиона Вьюшкина не зря носит имя Аполлон: высокий, стройный, лицом пригож. Правда, в любви к нему супруги нет ни тени похоти: Зоя в воплощении актрисы Анастасии Акатовой нежная, искренняя и по-детски наивная. Такой красавец мог взять невесту с самым большим приданым, а он выбрал её – значит, любит! Поглощённая своей идеализацией, она не замечает, что имение почти разорено, а муж давно обхаживает новую богачку и ищет повод к разводу.

Конфигурация сцены продумана так, что зрителям волей-неволей приходится «держать свечку» – спальня, куда изменщик завлекает своих жертв, находится на уровне центральных рядов, однако самое интересное происходит не там: манипуляции Апполона Окоёмова – вот что по-настоящему феерично: то он угрожает застрелиться ружьём без патронов, то кидает на пол подушечки, прежде чем упасть на колени, то умоляет жену скомпрометировать себя изменой, но обвиняет при этом в ветрености. В любовной аддикции Зоя приносит всё новые жертвы. Долги? Не беда, будут оплачены. Развод? Пусть вина ляжет на неё.

Среди поклонников Зои нет достойных. Землевладелец Олешунин, бесподобно сыгранный Денисом Кутузовым, – комически глуп, хотя и не лишён самоуважения, а импозантный барин Лупачёв – интриган и эгоист. Но даже если рядом с Зоей и обнаружится мужчина порядочный, она вряд ли его заметит, потому что до последнего будет верить, что исправление подлеца возможно…

«Пусть несчастие послужит нам уроком: другая и призадумается перед замужеством-то, и не кинется очертя голову на шею первому встречному», – говорит пожилая дама Сосипатра (Елена Анисимова). «Для женщины уроков нет, – отвечает ей умудрённый опытом Лотохин (Вадим Андреев). – Мало ли было подобных историй, а женщины всё те же». Что ж, женщины и вправду «всё те же», но в этом можно найти одно утешение: пьеса «Красавец мужчина» будет ещё долго любима публикой.

24.10.2023
Фотограф || Петр Захаров
Автор || Татьяна Михальская

 

Поделиться: