“Королева-мать”: психологическая дуэль матери и сына на сцене театра Вахтангова

Как бы интригующе ни звучало название, это не историческая драма. Пьеса написана в 1984 году и повествует об отношениях матери и сына в современных реалиях. Вот и на двери съёмной квартиры, где обитает пожилая женщина с королевским именем Реджина, висит не колокольчик, а электрический звонок. Автор из Неаполя Манлио Сантанелли – адепт бытового психологического театра, основанного на архетипах, а в Италии архетипы могут быть выражены масками. Режиссёр Сергей Яшин, перенося действие на русскую сцену, сохранил итальянский почерк: теневые стороны главных героев изображают персонажи комедии дель арте: Скарамуш и Арлекин, а идеальный семейный фасад – гипсовые фигуры королевы, короля и принца в пышных нарядах.

Зрителя встречает чёрно-белый антураж детской комнаты: вот огромный аэростат, самолёт, кровать в форме кораблика. По центру кораблика стул (по совместительству трон), королева-мать то и дело усаживается на него. Вот только детей у Реджины как будто и не было, её жизнь вращалась вокруг гениального мужа, носителя всех возможных достоинств. Он и выдающийся доктор, и художник, и музыкант, а однажды спас будущую супругу от акулы, это не обычный человек, а супермен, мифический герой. Постоянные сравнения с идеализированным отцом не дают возможности сыну Альфредо психологически повзрослеть, развиться в крепко стоящего на ногах мужчину. В свои пятьдесят он так и не реализовался в профессии, с женой развёлся, детей нет. К родительнице приехал, чтобы ухаживать за ней, а заодно написать «Дневник болезни и смерти моей матери», на издание которого уже подписал контракт.

Королеву-мать воплощает Людмила Максакова. «Я выполнила завещание Романа Виктюка и моей подруги, переводчицы с итальянского, Тамары Струй, – рассказывает актриса, – они очень хотели, чтобы я сыграла эту роль». В самом деле, горделивая, со своеобразным чувством юмора Реджина органична статной Людмиле Максаковой. Недаром итальянские страсти выливались за пределы сценического пространства. «Было всё, – делится секретами Сергей Яшин, – и вопли, и ссоры, и слёзы». Закулисный нерв ещё больше заостряет противостояние героев. Изящный молодой актёр Владимир Логвинов никак не соотносится с полувековым возрастом, его Альфред транслирует детскую уязвимость, психологическую хрупкость. Он убеждает себя в естественности одиночества, однако отчаянно нуждается в материнском принятии.

В Реджине от Людмилы Максаковой ощущается внутренняя сила, способная как вдохновить близкого, так и подавить его, «съесть». Правда, с годами разрушительная составляющая её энергии уступает обаянию возраста, спокойной мудрости. Она подшучивает над Альфредо, но и над собой – тоже, готова даже подбросить идеи для романа о собственной болезни и смерти, однако слишком поздно: обиды сына вросли в его личность, исказили как жизненный путь, так и восприятие матери, любой диалог с «королевой» обращается в выматывающую словесную дуэль. Принятие Реджиной сына должно было случиться тогда, когда детская комната наполнялась цветом и смехом. В финале рок древнегреческих трагедий настигает и эту итальянскую семью. «Ты хочешь быть сильнее рока»? – обречённо произносит Реджина, обращаясь к сыну. Увы, Альфредо с готовностью склоняет перед ним голову.

5.06.2023
Фото || Яна Овчинникова 

Автор || Татьяна Михальская

Поделиться: