«Керамика — это осязание, красота и субъективность, а также передача идей, о которых не расскажешь словами».
Кристина Туфиньо, пуэрториканский художник
В повседневной жизни разговор о керамике вызывает ассоциацию либо с самим природным материалом, либо с предметами быта, а в лучшем случае — с предметами декоративно-прикладного искусства. Все верно! «Kέραμος» на древнегреческом языке — это «глина», и по происхождению материала изготовления все изделия из глины и смесей с минеральными добавками, изготавливаемые под воздействием высокой температуры мы называем «керамикой».
Керамика, возможно, стала первым созданным человеком искусственным материалом. Древнейший предмет из обожженной глины датируется 29-25 тысячелетиями до нашей эры. Керамика прошла длинный путь вместе с нами и как природный материал никуда не исчезла. Изначально применявшаяся для изготовления посуды, позднее она стала использоваться в промышленности, строительстве, искусстве, медицине. В XX столетии были созданы новые керамические материалы для использования, например, в полупроводниковой индустрии.
Керамика всегда была одним из традиционных видов декоративно-прикладного искусства с глубокими национальными корнями. Художники и ремесленники, работающие с этим материалом, на протяжении веков вносили свой вклад в мир искусства. Керамика, соединяя в себе неограниченные возможности создания цветовой гаммы, фактуры, формы, комбинируемости с другими материалами, открывает для художника путь к эксперименту и реализации любой своей фантазии, выполняя утилитарную, эстетическую и художественную функции.
Керамические традиции давно проникли в практику художников. Несмотря на то, что керамика является древнейшим средством самовыражения, в поле современного искусства она не часто представлена на выставках и в коллекциях. Особенно в России керамика редко ассоциируется с современным искусством, и не так много найдется художников, создающих керамические произведения. Трудно не согласиться со словами британского керамиста Аарона Энджела: «Я думаю, работа с глиной заслуживает большего, чем просто быть ремеслом, вскользь упоминаемым в мире искусства».
Вот именно в таком ключе мы поговорили о керамике с преподавателем и художником Наталией Хлебцевич, куратором Мариной Весной и художником Антоном Кушаевым.
Антон Кушаев
Художник
ОЛЬГА: Антон, имея в основе прочный фундамент образования в Московском училище прикладных искусств, в Иконописной школе при Московской Духовной Академии и в Институте современного искусства «БАЗА», создавая работы в различных техниках, и активно выставляясь с 2016 года, вы в своих творческих изысканиях фокусируетесь на сложных темах, каждая из которых требует отдельного разговора. Какая проблематика сейчас вам наиболее интересна, какие темы стали для вас константой в творческих исследованиях?
АНТОН: Для меня всегда была и продолжает быть интересна тема миграции смыслов в знаковой системе. Это наиболее актуально, как мне кажется, в области визуальных исследований и поисках человеческой идентичности через определение «нечеловеческого»: какова роль в этом материального носителя, произведения — какие существуют способы фиксации этого флюидного состояния знака?
ОЛЬГА: У вас есть личный опыт создания живописных холстов, живописи по латуни и ткани, фотографии, скульптуры и керамических объектов, которые вы сами справедливо именуете керамическими картинами. Каждый материал — это как еще один язык для общения, самовыражения художника. Как вы выбираете «язык общения» для нового произведения? Что приводит к выбору керамики, почему именно она для данной работы или темы?
АНТОН: Каждый материал является полноценным сам по себе, никогда не воспринимал его как способ «самовыражения». Для меня в таком отношении присутствует глубокое уважение к материалу как самостоятельному субъекту. Выбор материала для меня — это попытка всмотреться в сам материал, будь то латунь, ткань, дерево или керамика. Я стараюсь понять, какую ценность несет в себе это явление, — и каждый из них может быть слоем в системе взаимоотношений краски, поверхности, кисти, руки и так далее. Керамика в этом смысле наиболее «слоистое» и часто внезапное, наделенное случайным «существо».
ОЛЬГА: Если бы вы не научными терминами, а языком художника, говорящего о своем творчестве, и человека, говорящего о своих ощущениях, давали определение керамике как направлению в современном искусстве, что бы вы отметили, что выделили и подчеркнули?
АНТОН: Керамика позволяет решать задачи одновременно живописные и скульптурные. Керамика — также возможность вспомнить о материальности объекта и ее ускользающих свойствах. Нарочито материальная вещь может преодолеть реалистичность через абсурдизацию своей вещественности. Керамика одновременно проста и случайна, доступна и капризна. Меня привлекают такие свойства материала. Работа с керамикой предполагает какую-то очень грубую постепенность и прохождение «природных» состояний: вода, воздух, огонь. Сама мутация материала для меня значима в связи с его физическим состоянием.
Керамика одновременно проста и случайна, доступна и капризна. Меня привлекают такие свойства материала.
ОЛЬГА: По каким критериям вы оцениваете те произведения из керамики, которые создаются в поле современного искусства? Что такое хорошо и что такое плохо по вашей личной оценке керамического произведения?
АНТОН: Стараюсь не оценивать искусство в категориях «хорошо» и «плохо». Это достаточно сложно и требует усилий. Могу сказать, что мне ближе качественная работа с материалом и использование его потенциала и уважение к нему. Меня очень увлекают примеры работ с керамикой вне поля современного искусства — традиционные техники Кореи и Японии. Очень вдохновляет современная британская керамика и гончарное авторское производство. Вообще, любая традиция, замкнутая в своем цикле, становится для меня интересна в попытке ее разомкнуть и использовать отдельные фрагменты в этом разрыве. Современное искусство часто грешит академизацией своих направлений, желанием «сделать правильно». При этом необязательность керамики и ее легкость в производстве часто могут быть нарочито случайными.
ОЛЬГА: А если говорить о мире современного искусства в целом, как вы думаете интерес к керамике будет продолжать нарастать, и она займет более прочные позиции в творческом выборе художников?
АНТОН: Я думаю, что как и с любой модой долго это не продлится, но какие-то новые подходы и возвращение ремесленного в противовес цифровому позволит в некоторых конкретных локациях поменять оптику. Кому-то это позволит справиться с травмой «советского» и 90-х, кто-то найдет возможность оторваться от экрана телефона и сделать объект руками. Отлично, что мода на материал проходит, и появляются свежие идеи. Хорошо, когда художник смотрит «за поворот» и в попытке почувствовать, что есть «современное», не приникает к технике как к единственно возможному источнику. Для меня керамика — это, прежде всего, возможность «охладить» концептуальное до состояния ДПИ, уравнять визуальные катаклизмы в болоте китча.
Фото: Иван Ерофеев
Автор || Ольга Серегина,
арт-обозреватель
*Эту статью можно прочитать в онлайн номере журнала ЗИМА 2020/2021