Искусство — отражение пути каждого

Фраза «лучшая версия себя» напоминает определение сверхчеловека по Ницше — это личность, в которой воля к жизни, к увеличению жизненной и творческой силы достигает наивысшей точки своего развития. Можно закрыть глаза и представить, какие ассоциации приходят в голову, когда думаете обо всем этом. Возникают образы извилистой дороги, лестницы, открытых глаз, оголенного сердца, крыльев, ростка, прорывающегося из земли… поэтому мы решили собрать картины и истории, которые могут натолкнуть вас на новые мысли и помочь оценить, на какой части своего пути вы находитесь.

 

Фото: Courtesy of Kutlesa Gallery

 

Глаза

Часто говорят, что глаза — это зеркало души. Рене Магритт в своей картине «Фальшивое зеркало» (1928) подчеркивает, что важен не внешний облик вещей, а то, что они способны до нас донести: мудрость, красоту мира, все то, что доступно нашему взору. Композиция на картине представляет собой изображение крупным планом человеческого глаза. Однако это не обычный человеческий глаз. Его радужка изображена автором как ярко-голубое небо с плывущими по нему белыми облаками — символом мудрости и духовности, а их бесконечный путь по небесному куполу – путь духовного совершенства и личностного роста.

Другое названия этой картины — «Кривое зеркало»: мы видим только то, что доступно нашему взору. Недосягаемое помогает уловить смысл бытия, так как наше сознание в поисках истины начинает блуждать по самым далеким и скрытым местам вселенной, познавая ее и понимая. Только из бесконечно далеких друг от друга реальностей может родиться новый, неповторимый образ. Видим ли мы то, что есть на самом деле — или то, что привыкли и хотим видеть? Кто мы в этом мире — наблюдатели или наблюдаемые, статисты или хозяева собственной судьбы? Одно можно сказать наверняка: «Фальшивое зеркало» Магритта — это приглашение взглянуть на мир по-другому.

 

Сердце

Личность Фриды Кало и ее творчество прекрасно отображает внутренние терзания, удары судьбы и семейные узы. В работе «Две Фриды» (1939) есть много отсылок к жизни художницы: оголенные сердца, кровные связи, отголоски несчастной любви. На холсте изображены две женщины — они сидят на софе, держась за руки. Одна из них одета в традиционное мексиканское платье, другая — в европейский наряд. Это — две разные ипостаси самой художницы. По версии некоторых исследователей, это отсылка к смешанному происхождению Фриды: отец ее был немцем, а мать — метиской. Другие считают, что так женщина демонстрирует свой внутренний раскол, одновременную приверженность национальным традициям и любовь к европейским ценностям. Именно эту европейскую часть, по мнению Кало, не смог принять ее муж.

Сама художница рассказывала, что вторая фигура — это воображаемая подруга из детства. Она появилась, когда девочка была всеобщим изгоем из-за своей хромоты, и ее никто не поддерживал. Выдуманная Фрида вернулась, когда женщина опять осталась одна в целом мире, без всякой поддержки извне. Их открытые сердца соединены одним сосудом: он обвивает плечи и шеи, заканчиваясь в руках европейской Фриды. Она пытается пережать сосуд зажимом, но из него все равно сочится кровь, оставляя следы на белоснежной ткани.

Обнаженные сердца, кровоточащие раны и даже начинающееся раздвоение личности – все это Фрида Кало переносила в свои картины с необыкновенной искренностью. Именно поэтому ее произведения до сих пор глубоко трогают сердца зрителей, вызывая чувство щемящей жалости и сопереживания. Это история про то, как легко себя потерять, и про то, что иногда нужно посмотреть на все со стороны, чтобы увидеть то, что тебя ломает.

 

Смотреть картину «Две Фриды»

 

Путь

Дорога до любых целей, к мечтам и до себя самого обычно лежит «через тернии к звездам». Преодоление преград и трудностей, чтобы достичь далекого, прекрасного и желанного — это реальность, которая может как мотивировать, так и лишать сил продолжать.

Хочется обратиться к работе Николая Рериха «Звезда героя» (1936). На темно-синем небе мерцают живым, трепетным светом звезды, а небо прорезает блистательная комета. Это и есть «звезда героя». Внизу, на фоне огромных гор, в сиянии огня костра — фигура путника, устремленного духом ввысь, внимающего звездному знаку. Самоотверженным подвигом осветить людям путь ко благу — это и значит стать кометой света… Работа посвящена старшему сыну Рериха — Юрию, которому родители завещали приехать в Россию для передачи их наследия и утверждения его в российской культуре. Юрий Николаевич исполнил завет, и в советской стране конца 1950-х годов, когда имя и учение Рерихов были под запретом, его мужественный подвиг стал подобен комете, рассекающей тьму невежества и духовного застоя.

Есть в этой картине какая-то загадка, ощущение неведомого и еще ощущение какого-то уюта, или места, где можно укрыться от земных тревог. Кажется, что человек, изображенный на картине, точно знает это место. А может быть, оно не снаружи, а внутри? А падающая звезда — это предвестие Нового мира, где все будет по-другому. Испытания и вечное движение взращивают в нас новые силы для достижения истинных желаний на пути к своей вершине.

 

Фото: www.ru.wikipedia.org

 

Вера в себя

Начать с малого — это уже больше, чем не сделать ничего. Каждое дело, будь это работа, хобби или развитие личностных качеств требует времени, внимания и вовлеченности. Не все и не всегда получается сразу, и тому пример история жизни художника Эдварда Хоппера: с малых лет он увлекался рисованием, много практиковался, часто экспериментировал со стилями, но долгое время это не приносило успеха. Хоппер продолжал создавать картины, искал сюжеты и начинал по новой. Только к 40 годам его усилия привели к прорыву. Безусловно, его творчество оказало сильное влияние на развитие поп-культуры XX века.

«Полуночники» (1942) — самый авторитетный шедевр мастера. На картине изображено одно из ночных заведений города, где можно было выпить кофе или даже перекусить. Присутствуют все атрибуты стиля живописца: пустая ночная улица, темные окна домов, застывшие за стойкой фигуры людей. Интересно, что отчасти шедевр обязан появлением одному из рассказов Хемингуэя — «Убийцы». Мы никогда не знаем, сколько времени понадобится каждому из нас для достижения своей цели, но главное — начать и делать. 

 

02.02.2024
Автор || Александра Качалина

Поделиться: