«Феллини. 8 ½»: авторское кино на театральной сцене

Изящная, хрупкая Лейла Абу-аль-Кишек, режиссёр Театра Вахтангова, выходит к журналистам после пресс-показа спектакля «Феллини 8 ½»: «Я просто искала историю, которая меня тронет и у которой не такая большая сценическая жизнь». Однако каждый, кто видел одноимённый фильм знаменитого итальянца, понимает, насколько амбициозная задача поставлена перед творческой командой. Хотя Лейла и подчёркивает, что язык Федерико Феллини очень театрален, всё же именно возможности кино позволили ему изобразить рефлексию героя, его воспоминания и фантазии, мир подсознания.

«Рискованная вещь, – признаётся исполнительница главной женской роли Анна Дубровская, – неподготовленному зрителю спектакль может показаться не интересным, хотя именно театральная версия более доступна к пониманию». В случае с фильмом случился парадокс: сложный для восприятия, он получил успех у зрителя. А театральная постановка? Удивительно, но билетов на март и апрель уже нет. Чем же цепляет обывателя сюжет «8 ½»?

Представьте себя на месте главного героя Гвидо Ансельмо: вы уже признанный режиссёр, от вас ждут мощного кино, одновременно прибыльного и умного, продюсеры уже выстроили декорации и привели актёров на пробы, а у вас кризис – творческий, возрастной, духовный. Даже если не так просто примерить на себя роль востребованной знаменитости, то состояние выгорания знакомо каждому. Именно от сугубо внутренних ощущений отталкивается и исполнитель главной роли Владимир Вдовиченков: «Я решил не снимать копии ни с Феллини, ни с Мастроянни, я вдруг понял, что спектакль предоставляет чудесную возможность раскопать свои жизненные обиды, радости, обманы, предательства. Раскопать и избавиться от них так, чтобы человек, сидящий в зале, сказал: “это и про меня”».

Обнаружить внутренние противоречия, с чем-то примириться, от чего-то избавиться, найти ответы на вопросы, – пожалуй, вот рецепт выхода из творческого клинча, фильм как раз об этом. «8 ½» во многом автобиографичен. О Гвидо Ансельми, своём альтер-эго, Феллини говорил: «серьёзный человек, но немножечко клоун». Шутовскую составляющую личности Ансельми Лейла Абу-аль-Кишек подчёркивает, выводя на сцену клоуна Рума: главному герою не раз придётся вести с ним диалог то на языке музыки, то пантомимы. Сохраняя чёрно-белый антураж фильма и периодически подбрасывая зрителю персонажей в узнаваемом гриме, режиссёр ищет свои, сугубо театральные средства, для выражения тех движений души, что обычно сокрыты от посторонних глаз. И этот творческий процесс явно не останавливается после того, как в спектакле ставится точка.

28.02.2023
Фото ||  Яна Овчинникова 
Автор || Татьяна Михальская

Поделиться: