С 16 ноября 2017 по 18 февраля 2018 сразу два музейных пространства — Новую Третьяковку на Крымском валу и Еврейский музей и центр толерантности — занимает грандиозная выставка Эль Лисицкого.
Художник, архитектор, график, дизайнер, конструктор, теоретик искусства, Лисицкий был одним из титанов русского авангарда. Его самые фантастические идеи совпали с духом времени, требующего сказку сделать былью.
В свое время Эль Лисицкий изменил мир: он работал сразу во всех мыслимых направлениях. Имя художника связано и с изобретением еврейского модернизма, и с развитием архитектуры конструктивизма, и с изобретением конструктивистских приемов в полиграфии. Несомненны и его заслуги — возможно, как раз первоочередные — в оформлении выставок и фотоэкспериментах, где он действительно опередил свое время. А короткий период, связанный с изобретением проунов, оказал сильное влияние на все западное изобразительное искусство.
Экспозиция в Еврейском музее посвящена главным образом раннему, доавангардному периоду в творчестве художника.
Лисицкий окончил три учебных заведения: в Смоленске, Дармштадте и Москве — получив специальность инженера-архитектора. В экспозицию входят его работы как графического дизайнера (в том числе плакат «Клином красным бей белых», предоставленный Российской государственной библиотекой) и театрального художника, а также проуны, фотоколлажи, фотомонтажи, рукописи и документальные фотографии.
Период становления Лисицкого как художника связан в большей мере с иллюстрацией. За несколько лет до революции он углубился в изучение еврейской культуры, путешествовал по белорусскому Поднепровью и Литве в поисках памятников еврейской старины. Он гордился своими еврейскими корнями и «закладывал» в свои работы элементы еврейской художественной культуры, исследуя орнаменты и убранство старинных синагог. В его ранних работах они находят отражение наряду с традиционным лубком.
В залах Третьяковcкой галереи экспонируется около 200 работ, среди которых проуны и архитектурные проекты, эскизы проектов выставочного дизайна, фотографии. Здесь впервые в России можно увидеть шесть живописных проунов Лисицкого из крупнейших зарубежных собраний – в отечественных музеях нет ни одной живописной работы художника. Эти произведения Лисицкий создал в Германии в начале 1920-х годов, куда он был направлен для налаживания художественных контактов.
Про проуны Лисицкого стоит рассказать отдельно, потому что именно они принесли художнику признание. Главный поворот в искусстве мастера произошел в Витебске в 1919–1920 годах. Именно в это время Лазарь Лисицкий превратился в художника авангарда Эль Лисицкого. Работая рядом с другим мастером авангарда, Казимиром Малевичем, он пришел к изобретению совершенно новой универсальной художественной формы — проуна («проект утверждения нового»). В проунах объединились приемы архитектурного мышления и геометрической абстракции, сам он их называл «пересадочной станцией от живописи к архитектуре».
От метафизической абстракции Малевича проун отличает проектность: не изображать, а создавать реальность — вот что стало целью Лисицкого. В дальнейшем проун становится основой для изобретения горизонтального небоскреба. Если бы мечты Лисицкого сбылись, сегодня на главных площадях Бульварного кольца в Москве стояли бы семь горизонтальных небоскребов, в которых должны были размещаться министерства.
Там же, в Витебске, Лисицким были заложены основы нового графического дизайна: в «Двух квадратах» художник первым начинает представлять книгу как архитектурный объект.
Без Лисицкого был бы невозможен современный выставочный дизайн: приемы выставочного дизайна художника до сих пор считаются хрестоматийными. Если в архитектуре и живописи он не был первооткрывателем, то про выставочный дизайн можно сказать, что Лисицкий его изобрел, а также придумал новые принципы художественной инсталляции. Для Лисицкого было важно, чтобы зритель стал участником выставочного процесса наравне с произведениями искусства, а сама выставка превращалась бы в игру. Для этого он, как современные кураторы, подбирал экспонаты, чтобы усилить эффект от их высказывания, расставлял эффектные композиции, напоминающие «проуны».
Для первой своей выставки «Пространства проунов» Лисицкий заменил живописные работы их увеличенными моделями из фанеры.
Для «пространства конструктивистского искусства» придумал необычную обработку стен, благодаря которой стены меняли свой цвет, если посетитель находился в движении.
—
Автор || Олеся Суджан, главный редактор