#Что делает фотографию произведением искусства? Интервью с Майклом Бенсоном

 

«Фотография — это не спорт. У неё нет правил. Всё должно быть испробовано» 

Билл Брандт (1903 — 1983), английский фотограф, один из наиболее выдающихся мастеров фотографии ХХ в.

 

История фотографии известна всем, возникла она совсем не как направление искусства.  Но, это первый вид искусства, который появился в результате технического прогресса и успехов в области физики, химии и оптики. Фотография, используя для своего развития приемы традиционных видов искусства, одновременно аккумулирует новые методы, появлявшиеся вместе с развитием технологий.

Сейчас фотография практически признана одним из изобразительных искусств и занимает важное место в современной массовой культуре. Одновременно она стала повальным увлечением. Более того, если проект Эсперанто, задуманный как общий всемирный язык, остался утопией, фотография реально стала единым глобальным языком общения. Дискуссия о том какова позиция фотографии в мире искусства, где грань между произведением фотоискусства, которое может быть как художественным вымыслом, так и художественным документом, и бытовой и коммерческой рекламной фотографией продолжается.

Об этом мы поговорили с теми, чьи творчество и жизнь неотделимы от мира фотоискусства. Как понять или почувствовать грань рассказали: Майкл Бенсон, Марк Коберт, Андрей Коллеров, Сергей Сапожников, Рауль Скрылев, Владимир Филонов.

Майкл Бенсон
писатель и кинопродюсер, соучредитель консалтинговой фирмы в области культуры Candlestar, в настоящее время является директором Prix Pictet.

 

Prix Pictet

одна из ведущих мировых премий в области фотографии и устойчивого развития, основана в 2008 году;
– получила международное признание за продвижение фотографий, привлекающих внимание общественности к важным социальным вопросам и проблемам окружающей среды;
– в 2019 году темой конкурса стала «Надежда», а победителем – фотограф из Кот-д’Ивуара Джоана Чомали. В серию работ «Все будет хорошо» вошли снимки, сделанные через 3 недели после террористической атаки на пляже в 2016 году;
– призовой фонд Prix Pictet составляет 100 тысяч швейцарских франков;
– после Цюриха и Токио выставка финалистов VIII Международного конкурса фотографии Prix Pictet была представлена в Москве в усадьбе Муравьевых-Апостолов.

 

 

ОЛЬГА: Майкл, в вашем понимании, что такое искусство в фотографии? Практически каждый из нас делает множество фотографий каждый день, почти все мы – пользователи Instagram. По вашему личному мнению, что делает фотографию произведением искусства?

МАЙКЛ: Я думаю, искусство фотографии заключается в том, что мы не просто фиксируем изображение, но снимаем говорящее изображение – создаем произведение фотоискусства, если нам действительно есть что сказать. У такого произведения есть своя глубина. Вы смотрите на изображение и очень медленно раскрываете его секреты. Это как картина или как скульптура. Поверхность вы можете видеть всегда, но есть ли что-то под оболочкой? Вы должны проникнуть в глубинную суть, чтобы понять, что на самом деле происходит.

Маргарет Кортни-Кларк. “Их жизнь”, 2017

ОЛЬГА: Вы думаете, что можно научить технике, но нужно родиться творцом, чтобы стать настоящим художником?

МАЙКЛ: Да. Я думаю, что фотограф также должен иметь верный глаз и понимать, как работает свет, понимать построение кадра, соотношение света и тени. Это комплекс вещей, которые вступают в игру, когда вы делаете фотографию. Конечно, химия также важна.

ОЛЬГА: Prix Pictet – совершенно уникальная организация. Выдерживая четкие требования к качеству представленных работ, вы во главу угла ставите социальную значимость, глобальную актуальность проблемы, общечеловеческие ценности. Как вы определите миссию Prix Pictet?

МАЙКЛ: Миссия Prix Pictet – реагировать на различные кризисы по всему миру. В некотором смысле мы предлагаем новые способы понимания глобальных актуальных проблем, новые способы говорить о них. Мы видим, как много слов, написано в газетах и журналах, и как много говорят об общечеловеческих трагедиях и проблемах. Идея заключается в том, что сами фото-образы подобны международному языку. Вам не нужно знать русский или испанский, вы просто видите изображение. Мы хотим использовать этот международный язык, чтобы начать изменять ход международного диалога.

Джоана Чомали. “Без названия” Из серии Ca-va-aller

ОЛЬГА: Значит, вы верите, что искусство может если не спасти мир, то хотя бы улучшить его? Есть ли у вас какие-то подтверждения того, что люди действительно понимают этот универсальный язык фотоискусства и начинают реагировать своим отношением, действиями, поведением?

МАЙКЛ: Да. Когда мы начинали, то видели, что нас не понимали, не понимали что мы делаем. Теперь, если вы поднимаете этот вопрос, он знаком каждому. Даже в больших музеях и галереях беспокоятся об устойчивости развития и нашем общем будущем. Мы хотели внести свой вклад в осознание проблем, и мы верим, что у нас получается.

 

Фото ||  предоставлены пресс-службой Музея-Усадьбы Муравьевых-Апостолов
Автор || Ольга Серегина, арт-обозреватель

 

Поделиться: