«Час тишины»: семейная лодка, тонущая в водах канализации

 

В репертуаре «Школы современной пьесы» новая искромётная комедия, да ещё авторства актуального нынче Флориана Зеллера. Режиссёры – Дмитрий Астрахан и Илья Макаров просят зрителя не сдерживать эмоций, ведь поводов для смеха в спектакле предостаточно, но несмотря на эксцентричные сюжетные кульбиты, свойственные лёгкому жанру, всякий, кто обременён семьёй и детьми, испытает здесь определённый катарсис.

Итак, пара Мишель и Натали Лепру – благопристойнейшая. Мишель – человек интеллигентнейший, добряк в жилетке и бабочке, увлекается джазом, жену величает не иначе как «котёнком». Натали – интеллигентнейшая, гнёздышко свила уютнейшее: обои с кошечками от известного художника Васи Ложкина, в вазах цветочки, на диванах подушечки – пастораль, да и только. У этой пары и ребёнок должен вырасти благопристойнейший, это ясно, как божий день. Но вот, появляется сыночек: 29-летний маргинал, солист панк-рок группы «Трахальщики», тёмное, громкое, грубое существо в тату и цепочках, которое требует обращаться к нему «грёбаная крыса».

Становится понятно, что в красивом миленьком шкафчике Мишель и Натали прячется нескромных размеров скелет.

Флориан Зеллер – французы называют его не иначе как новым Мольером – в который раз обращается к теме семьи, наследственности и ответственности всех перед всеми. Семья или генерирует любовь, или «награждает» травмой отвержения, в конечном счёте определяет судьбу будущего члена общества, способность быть счастливым самому и делиться счастьем с другими. Семья – система слишком значимая, а потому слишком уязвимая.  Можно тщательно выстроить фасад семейной лодки, но не исправить штурвал, не заткнуть пробоины – куда уплывешь в такой посудине?  Вот и в спектакле курьёзные события семейной драмы сопровождаются ремонтом в санузле и уютную светлую квартирку постепенно затапливает водой из канализации, от милых кошечек на стенах к финалу остаётся невнятная размазня. Но надо пережить настоящее крушение, чтобы получить шанс на дальнейший счастливый путь.

А начинается всё с того, как глава семьи Мишель, блестяще сыгранный Иваном Мамоновым, купил редчайшую пластинку своей молодости – альбом Нила Юарта «Я, только я, и снова я». Предвкушая чудесную встречу с вожделенными мелодиями, он стремительно направляется к граммофону, не замечая заплаканных глаз жены (Джульетта Геринг) и не придавая значение её просьбе – обсудить эксцентричное поведение сына (Никита Плахотнюк). Дело в том, что свои переживания за отпрыска Натали прорабатывает с психологом, и тот убедил её сделать одно важное признание… Мишель не настроен на откровения: «Ты красива. Ты здорова. Я тебя люблю», – обрывает он. Какие разговоры, когда приближается минута счастья? Однако, как назло, жена, сын, мама, сосед (список неполный, зрителя ждут сюрпризы) словно сговорились и активировались именно в эту минуту, а ведь всё, что нужно Мишелю, – это час тишины. Неужели так много? Может показаться, что глава семьи – жертва эгоизма своих домочадцев, но по ходу пьесы выясняется, что название пластинки «Я, только я, и снова я» далеко не случайно. Что если на самом деле Мишель всю жизнь только её и слушал?

10.04.2023
Фото || Петр Захаров
Автор || Татьяна Михальская

Поделиться: