Правильнее было бы сказать «ее», потому что |catalog| – это ярмарка современного искусства, организатором которой выступает Ассоциация галерей (АГА). Первая ярмарка |catalog| прошла в Москве в декабре 2023 года. Участниками дебютного выпуска проекта стала 31 галерея, за три дня работы ярмарку посетили более 6000 человек. В апреле 2024 года Ассоциация галерей провела в Москве второй выпуск ярмарки в помещении исторической типографии Ивана Сытина на Пятницкой улице, известной также как Первая образцовая типография. Участие в ней приняли 54 галереи. Все дни ярмарки велась трансляция дискуссий и лекций – эфиры посмотрели более 12000 человек.
1 часть || Алексей Веселовский, Александр Егоров, Алексей Морозов
Являясь молодой профессиональной ярмаркой, |catalog| выстраивает свою стратегическую линию – одинаковые условия участия и размеры стендов для галерей, отсутствие ограничений по количеству художников на стенде, при этом в весеннем выпуске ярмарки галереи показывают работы своих хедлайнеров, а на зимнем представляют новые имена, добавляя в обязательном порядке на стенд работы как минимум одного молодого автора. |catalog| также планирует регулярно организовывать ярмарки в разных городах России, что позволит вовлекать в диалог с актуальным искусством страны самую широкую аудиторию.
Для каждого выпуска ярмарка презентует проект |catalog| limited edition, имеющий коллекционную ценность – это закрытый тираж подписанных автором печатных произведений искусства, средства от продажи которых направляются на благотворительные инициативы ярмарки.
Специально для декабрьской ярмарки работу создал художник Георгий Острецов, в весеннем тираже было произведение Валерия Чтака. В весеннем выпуске ярмарки галереи представили работы более 200 художников. С художникамиучастниками весеннего выпуска ярмарки 2024 мы поговорили о том, каким содержанием наполнили они чистые страницы |catalog|. В разговоре приняли участие Алексей Веселовский (ПиранезиLAB), Александр Егоров (Ruarts Gallery), Алексей Морозов (a-s-t-r-a), Антон Чумак (КРОКИН галерея), Евгения Войнар (Галерея К35), Юлия Павлова (PENNLAB gallery).
Организаторы ярмарки видят |catalog| как «новый слой в истории, архивация момента во времени. |catalog| – это краткое содержание времени, выраженное в форме, где каждый выпуск – это чистый лист, постепенно наполняющийся содержанием, где каждая глава – галерея, страница – художник, а словом является произведение искусства».
АНТОН ЧУМАК
ХУДОЖНИК, КУРАТОР, СООРГАНИЗАТОР ФЕСТИВАЛЯ СОВРЕМЕННОГО НЕЗАВИСИМОГО ИСКУССТВА «ПСИХОНАВТИКА», СТУДИЙ И ОТКРЫТЫХ МАСТЕРСКИХ «КУХНЯ», ГАЛЕРЕИ «ЗЕМЛЯ – ВОЗДУХ».
НОМИНАНТ ПРЕМИИ КАНДИНСКОГО И ПРЕМИИ СЕРГЕЯ КУРЕХИНА В ОБЛАСТИ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА.
ЛАУРЕАТ МОСКОВСКОЙ АРТ-ПРЕМИИ.
ПРИЗЕР МЕЖДУНАРОДНОЙ ВЫСТАВКИ АРХИТЕКТУРЫ И ДИЗАЙНА АРХ МОСКВА 2022 (СОВМЕСТНО С ТПО «ПРАЙД»).
СОЗДАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕЙ РОСПИСИ, НЕДАВНО ОТКРЫВШЕГОСЯ ПОСЛЕ РЕКОНСТРУКЦИИ ЮЖНОГО РЕЧНОГО ВОКЗАЛА В МОСКВЕ.
АКТИВНО СОТРУДНИЧАЕТ С КРОКИН ГАЛЕРЕЕЙ.
Фото: основатель Крокин галереи Михаил Крокин и художник Антон Чумак на стенде галереи на Ярмарке |catalog|, апрель, 2024
ОЛЬГА: Антон, тебя, наверное, можно назвать настоящим современным художником: в твоем творчестве сочетается все, что характеризует современное искусство – междисциплинарность, многоплановость творческой деятельности. Сейчас твой проект, где ты и автор и исполнитель, можно увидеть в недавно вновь открывшемся после реконструкции помещении Южного Речного вокзала в Москве. Как появилась идея внутренней росписи, и как она воплотилась?
АНТОН: Было определенное, но довольно свободное техническое задание по сюжету росписей: футуризм, транспорт, динамика. Так появилась идея «волны» из футуристических транспортных средств и инфраструктуры на первом этаже и техногенной схемы-карты – «навигация» на втором этаже. Самым непростым фактором были сжатые сроки реконструкции, которые влияли и на мою работу, и в целом делали процессы воссоздания вокзала динамично меняющимися.
ОЛЬГА: Ты затрагиваешь разные вопросы в рамках выставочных проектов, по-разному их представляешь, используешь разные медиумы. Как ты обычно работаешь: появляется тема, ты представляешь ее в виде выставочного проекта, и все – точка поставлена? Или есть какие-то центральные темы, к которым ты периодически возвращаешься?
АНТОН: Изначально появляется тема выставочного проекта и ее концептуальная проработка. Потом я начинаю работать над визуальным рядом, создавать произведения. Иногда, пока я создаю картины и объекты, тема, концепция и даже название могут измениться. Для меня сквозной темой является попытка осмысления феномена цивилизации и векторов ее развития, включая потенциальные. Одной из основных форм проявления различных цивилизаций является архитектура. Поэтому я часто обращаюсь к изображению различных значимых сооружений. Мы с куратором галереи Крокин Александром Петровичевым совместно прорабатываем концепцию и подачу выставочного проекта, а визуальное содержание произведений обычно я создаю самостоятельно.
ОЛЬГА: По твоему мнению, насколько на ярмарках и, вообще, на нашем рынке искусства востребованы объекты по сравнению с живописью или графикой?
АНТОН: Объекты всегда были очень востребованы со стороны тех, кто организовывает выставки. Наличие арт-объектов значительно расширяет возможности работы с пространством экспозиции, позволяет создать разные точки фокусировки внимания зрителя. Но создание объемных произведений довольно часто является процессом, требующим значительных ресурсов. И это, возможно, основная причина некоторого дефицита качественных арт-объектов на выставках. Сложно говорить о тенденции, но за последние несколько лет все объекты, которые я создавал, были в итоге куплены музеями и коллекционерами. Поэтому субъективно у меня складывается впечатление, что на объекты есть спрос среди покупателей искусства.
Фото: Антон Чумак. «Маяк» из серии «Память волны». 2022 год, холст, акрил. Courtesy Крокин галерея
ЕВГЕНИЯ ВОЙНАР
ЗАНИМАЕТСЯ ЖИВОПИСЬЮ, ГРАФИКОЙ, СКУЛЬПТУРОЙ, ИНСТАЛЛЯЦИЕЙ, КОЛЛАЖЕМ.
ОКОНЧИЛА МГАХИ ИМЕНИ В.И. СУРИКОВА, МГАХУ ПАМЯТИ 1905 ГОДА, ОБУЧАЛАСЬ В СВОБОДНЫХ МАСТЕРСКИХ ММОМА И ОТКРЫТЫХ СТУДИЯХ ВИНЗАВОДА.
СОТРУДНИЧАЕТ С ГАЛЕРЕЕЙ К35.
Фото: художник Евгения Войнар и директор галереи К35 Светлана Постовалова. Автор: Анна Макаревич
ОЛЬГА: Женя, ты работаешь в разных медиумах – это и живопись, и скульптура, и коллаж, и графика. Что тебе ближе, интереснее?
ЕВГЕНИЯ: Я всегда позиционировала себя именно как художник-живописец. Но в зависимости от проектов и художественных задач мне стало интересно расширять набор материалов. Например, в проекте «Сады» я ставила цель погрузить зрителя в пространство сада детства и для более эффектного решения выставочного пространства дополнила живопись инсталляциями со старинной мебелью, доставшейся по наследству, псевдо-советскими фарфоровыми статуэтками отца и меня в 10-летнем возрасте, сделанными по архивным фотографиям птицами-леденцами, повествующими об одной нежной истории, связанной с родителями. Это был замечательный опыт взаимодействия плоского и объемного. На открытии я испытала поистине приятное чувство «почти волшебства»: благодаря разнообразию выразительных средств мне удалось «оживить» давно ушедшую часть своей жизни и пригласить в «старый сад» многих гостей выставки, чтобы познакомить с той, кем я была, и еще раз напомнить об этом самой себе. На данный момент мне интересна графика как некое дополнение к живописи и одновременно диалог с ней, а также граффити – возможность выйти в городское пространство и расшириться через более масштабные произведения, которые помогут погрузиться в мои темы на другом уровне восприятия.
ОЛЬГА: У тебя есть авторская техника, ты даже разработала и преподаешь специальный курс «Инверсия масла». Эта техника родилась в привязке к твоему проекту «Сады»? Сама техника создания работ несет определенную смысловую нагрузку?
ЕВГЕНИЯ: Техника обязательно несет смысловую нагрузку. Зачастую я очень четко ее продумываю, особенно в цикле графики за 2023–2024 годы. Микс угля, цветных карандашей, линера, печати маслом, задувок баллоном – все это значит определенные вещи, такие как иллюзии, вырастающие из многослойности, обрывки разных по эмоциональной напряженности воспоминаний – каждое в своем материале и манере рисования. Все это помогает транслированию таинственности и «странности» – что я вижу своей целью в данный период времени. Живопись строится по похожим приемам, но чуть изменены материалы: в основном это уголь, темпера, масло, баллончики и другой порядок их нанесения.
ОЛЬГА: Ты сама подчеркиваешь, что работаешь с темой памяти и автобиографических событий, наследия и поиска вечности, ностальгии и разнообразного внутреннего опыта. Интересна всегда необычность подхода, авторский угол зрения, неординарное решение. Твое решение с псевдонимом Войнар, история, лежащая в его основе, по-моему, очень захватывающая. Ты делала серию работ или планируешь что-то в конкретной привязке к этой личной истории?
ЕВГЕНИЯ: Тема рода и памяти для меня была, есть и, возможно, еще долгое время будет важна. Так или иначе я вплетаю в искусство свои воспоминания о детстве, родителях и предшествующих им поколениях. Возможно, так я лучше определяю свою идентичность и «заземляюсь», не исключено что в подобном варианте контакта с прошлым для меня много глубинного самопознания. История с фамилией Войнар красива, и я выбрала то ответвление родовой системы, которое показалось мне наиболее ресурсным. Как и многие другие семейные легенды, образ одинокой девочки, волков и лесной чащи будоражит мое подсознание. Не исключено, что он проявится в следующих холстах.
ЮЛИЯ ПАВЛОВА
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ХУДОЖНИК, СОЗДАЕТ ПРОЕКТЫ, В КОТОРЫХ ИСПОЛЬЗУЕТ ФОТОГРАФИИ, СКУЛЬПТУРЫ, ВИДЕО И ИНСТАЛЛЯЦИИ, АВТОРСКИЕ КНИГИ ХУДОЖНИКА.
ОКОНЧИЛА АКАДЕМИЮ ДОКУМЕНТАЛЬНОЙ И АРТ-ФОТОГРАФИИ «ФОТОГРАФИКА».
РАБОТЫ БЫЛИ ВЫСТАВЛЕНЫ В SOMMERSET HOUSE В ЛОНДОНЕ В РАМКАХ КОНКУРСА SONYAWARDS, ВОШЛИ В ШОРТ-ЛИСТ INTERNATIONAL PHOTOGRAPHY GRANT И БЫЛИ ОПУБЛИКОВАНЫ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ИЗДАНИЯХ.
В 2024 ГОДУ СОСТОЯЛАСЬ ПЕРСОНАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА В ГАЛЕРЕЕ «PENNLAB» ПОД НАЗВАНИЕМ «УМРИ, ЗАМРИ И ВОСКРЕСНИ!»
Фото: сооснователь галереи Pennlab Николай Дмитриев и Юлия Павло
ОЛЬГА: Юля, ваш условно говоря «продукт» творчества – это сложносочиненный проект – визуальный рассказ или, скорее, поэма. Вы сами подчеркиваете, что вдохновляют вас символизм и метафоричность фильмов Андрея Тарковского и Андрея Звягинцева, где стыкуются реальность и миф, а в детстве вы часто уходили в мир своих фантазий. Как появляется идея, как создается наполнение, выстраивается экспозиция, и как вы понимаете, что точка поставлена – работа завершена?
ЮЛИЯ: Если внимательно изучить мои работы, можно заметить что все проекты соединены между собой образами и темами, как нитями. Например, образ чудовища, охотника и внутренней темноты–«Шурале», «Повелитель мух», «О лесе, скорби и ловушках», работа с образами духовных и религиозных культов – «Нефть», «Умри, замри, воскресни!», и тема материнства. После того, как я понимаю, о чем будет новая работа, я приступаю к длительному изучению, как интересующая меня тема уже была раскрыта другими авторами, какие книги написаны, фильмы сняты. Так появляется третий слой проекта. Затем идет процесс работы. Обычно к «экватору» становится понятно, будет ли это только книга или у проекта есть потенциал для международных конкурсов и грантов. Затем, когда я довожу работу до финальной точки, и мне больше нечего сказать, в голове звучит «Стоп! Снято!», и я заканчиваю работу.
ОЛЬГА: Вы создаете книги художника. Чем ваша книга художника всегда обладает? Что для вас самое существенное в этом медиуме?
ЮЛИЯ: Для меня в этом медиуме самым привлекательным является то, что можно выстроить нарратив, сделать свое «кино на бумаге» и создать целый мир в пространстве книги. Причем книга в традиционном понимании может сохраняться лишь частично, то есть работа может быть представлена в виде прошитых листов, открыток. Главное, от чего автор должен отталкиваться при создании artist book, – это идея. То есть форма должна быть полностью подчинена концепции, как и внутристраничный нарратив. Книга художника требует насмотренности, знаний и большого количества времени.
ОЛЬГА: Что вас сейчас увлекает в фотографии?
ЮЛИЯ: После двух сложных проектов я решила взять паузу и «пересобрать» себя заново. Мне надо найти новую форму, чтобы не повторять себя и не паразитировать на сделанном. Сейчас я много читаю про работы и творческий путь Софи Калль и Он Кавара. Меня вдохновляют партиципаторность их концептуальных проектов, в которых присутствует ощущение игры. Так что новая работа будет отличаться от того, что было. И в ней будет много участников.
Юлия Павлова, сооснователь галереи Pennlab Михаил Краснов и управляющая галереи Татьяна Михайлова на стенде галереи на Ярмарке |catalog|, апрель, 2024
«Ярмарка получается такой, как ее задумывают сами галеристы. Все правила и условия создаются на основе личного опыта, а не теории. В декабрьском выпуске |catalog| мы сосредоточимся на создании долгосрочных профессиональных связей между всеми участниками арт-рынка. Мы планируем ввести обязательную аккредитацию для арт-дилеров. Ассоциации галерей важно создавать поле открытой и прозрачной коммуникации, где участники могут действовать по понятным для всех правилам». (Директор АГА Есфирь Панек)