#Арт-обзор за неделю 23.07-30.07.20

 

С постепенным переходом арт-жизни из онлайна в оффлайн мы возвращаемся к привычным Арт-обзорам.

 

 

28.07.20. Центр современного искусства М`АРС и арт-группа Synticate.team представили event-мероприятие визуальных экспериментов — ХТБ — party #ХочуТакоеБудущее.  В рамках события состоялось подведение итогов общероссийского творческого конкурса #ХОЧУТАКОЕБУДУЩЕЕ и открытие второго модуля выставки «Hi, Human!». Общероссийский творческий конкурс #ХОЧУТАКОЕБУДУЩЕЕ во время карантина организовали Центр современного искусства М`АРС и арт-группа Synticate.team. Участники прислали десятки работ на тему видения будущего по категориям: короткий рассказ, видео, цифровой рисунок и саундтрек. Synticate.team объединила все работы в клипы про будущее и для их просмотра открыт второй модуль выставки «HI, HUMAN», где впервые показаны лучшие футуристические концепции конкурсантов в переосмысленном клиповом формате. Цель проекта «HI, HUMAN!» — представить развитие цифрового будущего, где исследователями являются и человек, и машина. В результате такого эксперимента возникает синергия материального мира и искусственного интеллекта. Одновременно выставка «HI, HUMAN!» Mixed reality (XR) new experience представляет собой и автономный самообучающийся арт-объект. Визуализированный интерфейс искусственного интеллекта приветствует посетителя, анализирует его и тут же генерирует индивидуальную цифровую копию. Цифровой аватар человека оказывается в digital-пространстве, где обитают необычные полиморфные формы, которыми он может управлять и модифицировать всё вокруг.

Выставка «HI, HUMAN!» продвигает концепцию экофутуризма. Цифровые технологии интегрируются в растительный экологически чистый мир. Проект позволяет осознать, что цифровая и физическая реальность могут быть единым целым, дополняющим друг друга при желании человека. Главный месседж выставки – искусственный интеллект не заменяет человека, а позволяет избавиться от рутины и расширяет возможности в области творчества, коммуникации, IT, промышленности, медицины и искусства.

Авторы выставки:

Synticate.team – Влад Ткачук, Роман Цуканов и Дмитрий Папиж – арт-группа художников, исследующих авангардные технологии будущего. В коллаборации с Negative space – Вячеславом Зудвиным и Максимом Зебревым – художниками, работающими на стыке искусства и технологий. Музыка и саунд дизайн – Pixelord – Алексей Девянин, композитор электронной музыки.

Фотографии предоставлены Центром современного искусства М`АРС

 

Интервью-комментарий для Cabinet de lart автора выставки Владислава Ткачука

Владислав Ткачук  – VFX супервайзер (создатель, режиссёр и продюсер визуальных эффектов) в кино, на ТВ, интернет-рекламе. Основатель Synticate.team – студии, создающей 3d-видеоконтент для российского и международного рынков. Автор десятков самых известных Full CG роликов. В шоуриле Ткачук &Cо – серии рекламных историй для компаний «Билайн», «Лукойл», ФК «Спартак», АО «Тушино», «Actavis», ЖК «Life. Ботанический сад» и многих других. Его работы в российском кинематографе в качестве CG-художника: х/ф «Высоцкий. Спасибо, что живой», х/ф «М’АРС», х/ф «Одна любовь на миллион», х/ф «Ирония судьбы. Продолжение», «Ёлки -2», киноальманах «Москва, я люблю тебя» (новелла «Таксист») и десятки исторических документальных фильмов для холдинга ВГТРК.

Интерактивная выставка «Hi, Human. Портал в будущее» открыта для посетителей до 31.09.20

 

ОЛЬГА: Влад, Ваше сотрудничество с М’АРС — это первый опыт работы с галерейным форматом?

ВЛАД: Да, первый.

ОЛЬГА: Скажите пожалуйста, это была ваша инициатива или М’АРС? Почему вас это заинтересовало? Ваше имя известно, вы работаете в сфере кинематографа, рекламы у мировых брендов. Откуда взялась эта музейно-галерейная история?

ВЛАД: Год назад у меня проснулся интерес к творчеству в чистом виде. Да, я много лет работал в рекламе, кинопроизводстве, делал анимационные сериалы для детей. Но в рекламе не хватает творческой энергии. Год назад я уже физически не мог — душа просила творчества. Сначала мы сделала прототип треугольника с проекцией — но там была просто генеративная графика. Постепенно проект начал обрастать деталями, подключился искусственный интеллект, голосовой бот. История стала двухслойной, появились смыслы. Этот арт-объект Hi, Human существует уже год. Поначалу первый прототип назывался Z-портал. Это был портал в цифровое измерение. Сам я очень люблю природу, нахожу в ней источник красоты. Но мне не хотелось повторять природу. Поэтому все творчество заключается исключительно в интерактивных, искусственных формах. Хочется прийти к какому-то решению или видению, когда все наконец-то начнет сочетаться органично. В этом арт-объекте мне нравится то, что он аккумулирует всю творческую энергию, всё то, что остаётся нереализованным в рекламной деятельности, где необходимо просто выполнять поставленные задачи, и ты находишься в четких рамках, ограничениях. А этот портал является апогеем творчества и интереса к технологиям.

ОЛЬГА: Все начиналось с этого портала год назад, верно? Вы автор идеи этой расширяющейся и меняющейся выставки, и вот наступил момент презентации нового модуля в рамках Hi, Human? 

ВЛАД: Да, мы называемся арт-группа Synticate по названию студии Synticate.team.

ОЛЬГА: Это тоже ваше детище? 

ВЛАД: Да, мы сооснователи с Романом Цукановым. Мы разрабатываем вместе продукт. Но я являюсь в нашей группе лидером, стратегом. Я формулирую идеи, посылы, формы. А затем наша команда подключается как с творческими, так и с техническими навыками.

ОЛЬГА: Вы не только идеолог, но и графический художник? Все члены вашей команды с таким же бэкграундом?

ВЛАД: Да, все с таким же опытом.

ОЛЬГА: Начиналось все с проекта «Портал», а как получился проект Hi, Human? Что стало толчком?

ВЛАД: Сначала появилась идея и форма — плоская геометрическая базовая фигура треугольника. Одна точка — это начало , две точки и линия — первое измерение, три точки — 2D измерение. Нам пришла идея взглянуть на человека со стороны машины. У нас был креативный штурм, и как вспышка пришло название Hi, Human. 

ОЛЬГА: М’АРС дал вам полный карт-бланш? Вы были свободны в своих действиях?

ВЛАД: Да, в феврале я встретился с Еленой Давыдовой, исполнительным директором Центра современного искусства М’АРС. Я подготовил презентацию, и ей очень понравилось. Они предоставили нам пространство.

ОЛЬГА: Эта выставка была очень популярна, но потом начался карантин?

ВЛАД: Да, выставка проработала месяц.

ОЛЬГА: Когда пришла идея запустить конкурс, на базе которого открывается новый модуль? Как она родилась?

ВЛАД: Мы решили воспользоваться временем карантина во благо проекта и нашего творческого развития. Мы начали фокусироваться на том, какую интерпретацию объект может получить в онлайн-режиме. Мы провели стрим с музыкантом PIXELORD, который стал композитором и создал саун-арт для нашего проекта. Фокус нашего проекта — режим реального времени. Соответственно, мы проработали возможность  онлайн-трансляций. Созданные нами алгоритмы под музыку преобразовывали визуальный ряд в режиме реального времени.

ОЛЬГА: Ваш проект — это не что-то стационарно заданное, но живущее?

ВЛАД: Да, музыка формирует визуальный ряд. Это называется аудиореактивная технология. Она находит все большее распространение, и мы этим направлением очень интересуемся. Также параллельно начали приходить идеи, что надо привлекать посетителей к сотворчеству. Сама инсталляция — это платформа, но наполняют ее посетители. Они воздействуют на нее своим силуэтом, формируют визуализацию, затем они рассказывают о своем видении будущего, а эти ответы складываются в базу данных. Затем мы эти ответы выводим в режиме сканов их голов. В первом варианте их ответы просто транслировались на экран.

ОЛЬГА: Это самообучающаяся программа?

ВЛАД: Да. она аккумулирует все, что говорят люди в пространстве. Языковой бот это все распознает, передает в базу данных, и это влияет на upgrade самой инсталляции.

ОЛЬГА: Было ли вам интересно проанализировать ответы, выявить какую-то тенденцию? И как это трансформирует конструкцию? 

ВЛАД: Во-первых, мы фокусируемся на позитивной проекции будущего. Цель арт-проекта — побудить людей задуматься о будущем, сформулировать свое видение. У меня вызвало удивление, что люди говорят в основном позитивные вещи. Есть какой-то процент ответов с нецензурной лексикой. Есть маленький процент ответов «ни о чем». При этом, мы не даем никаких вводных.

ОЛЬГА: Это приятно слышать. Ведь мы формируем будущее своим воздействием.

ВЛАД: Другими словами, мы называем инсталляцию «фокусатор будущего». Он фокусируется, выводит ответы, и другие посетители могут их видеть. Люди, посетившие первую версию инсталляции теперь начинают взаимодействовать с новыми посетителями. Нам приходится что-то модерировать, но арт-объект вполне автономен.

ОЛЬГА: Это получается очень интересное социальное исследование. Оно во многом отражает состояние современного общества. Согласны?

ВЛАД: Да.  Во время пандемии появился второй модуль, который стал логическим продолжением базовой инсталляции. Первый модуль (Hi, Human) собирает именно изображения посетителей и тексты, а второй уже имеет целью вовлечь людей. Это более глубинное творческое соучастие, соавторство. Мы вместе с М’АРС сформулировали тему «Хочу такое будущее» и начали привлекать людей. Около 50 людей прислали работы — там было четыре направления: первое — короткий рассказ о будущем, второе — саундтрек, третье и четвертое — видео-арт и digital-арт. Приятно удивило, что достаточно много людей заинтересовалось, а географией конкурса была вся Россия. Было видно по рассказам и по картинкам, что люди создавали уникальный контент именно под этот конкурс. Мне не очень нравится название «конкурс», так как это скорее коллаборация и приглашение к сотворчеству. Победителей мы отбирали по критериям, но все без исключения работы были включены в инсталляцию. Под конец пандемии мы начали собирать клипы: мы брали саундтрек и совмещали с рассказом. Эти рассказы мы начитали видеоботами — это нейросеть, обученная визуальными брассами актеров. Когда мы ей даем текст, она выводит проекцию человека, который проговаривает текст. Мы сделали сюжеты про будущее в стиле новостей, где видеобот читает рассказ, и все это сопровождается футуристичными образами. Мы свою толику участия внесли, обработав материал генеративными алгоритмами. Это выгладит, как будто компьютер сгенерировал образы на основании рассказа.

ОЛЬГА: Получается, что вы прогнозируете будущее на базе полученного контента. А какие вообще прогнозы? Позитивные?

ВЛАД: Да, в основном. Люди отобрали вполне конкретные рецепты. Они копнули глубже и разработали целые стратегии: как выстраивать общество, как выстраивать отношения с природой, чем занять людей, когда алгоритмы у них заберут работу. Это очень актуальные вопросы. Разумеется, мы их отбирали. Некоторые рассказы носили жесткий социально-политический характер, какие-то агрессивные призывы.

ОЛЬГА: Мы были стремительно ввергнуты в область виртуальной реальности. Полученные вами предсказания содержали идеи о том, что люди окажутся отделены друг от друга? Что все будет происходить при помощи ботов, в сети? 

ВЛАД: Нет, все считают, что социализация — это очень важно.

ОЛЬГА: А вы сами как считаете? Можно уйти из офлайна в онлайн? На мой взгляд это очень печальное будущее.

ВЛАД: Я ношу очки, и мне виртуальная реальность не особо нравится. Я верю в AR, в AR-гарнитуру. Я считаю, что формула ближайшего будущего это AR-гарнитура + 5G  (доступ к скоростному интернету) + облачные технологии. Смартфоны появились сравнительно недавно, и теперь есть почти у каждого. Я считаю, что их могут заменить AR-очки. Конечно, в любом направлении нужен баланс. Мы за баланс природы и технологий. Это касается и творчества.

ОЛЬГА: У вас есть какие-то планы по сотрудничеству и развитию своего проекта? Вы прогнозируете дальнейшие шаги? 

ВЛАД: Да, в рамках этого направления я уже начинаю прорабатывать проект городского интерактивного портала. Очень хочется, чтобы подобные решения появились в городской среде. Они могут помогать людям. Это по сути будет визуализированная «Алиса» или другой языковой ассистент, который скажет, как найти дорогу, какая будет погода…

ОЛЬГА: Это поможет решить проблему одиночества? Это сможет заменить общение? 

ВЛАД: Один из режимов программы — позитивные персонажи, с которыми можно будет пообщаться. Это будет голографическая голова девочки, с которой можно пообщаться, пошутить. Иммерсивность — это один из важных критериев. Вчера я выступил на форуме «Живые города» — это волонтерское движение, связанное с улучшением городской среды, ее адаптацией под современного человека, — и представил идею портала.

ОЛЬГА: Как вы думаете, ею заинтересуются?

ВЛАД: Я вообще не имел опыта общения с городом, мне интересна реакция. Если город не заинтересуется, то можно общаться с арт-пространствами. Наша студия находится на Хлебозаводе №9, и мы можем начать выстраивать диалог с ними для начала. Кроме Хлебозавода в Москве есть еще несколько крутых арт-пространств.  

ОЛЬГА: Вы интересно сказали, что создание подобного городского бота-девочки — это стремление сделать город более живым. Ведь девушка как раз виртуальная, а совсем не живая. И вот новые технологии, боты делают городскую среду более живой. А какие у вас планы по развитию проекта в М’АРС?

ВЛАД: Выставка проработает до конца сентября. Я думаю, что все новые идеи, которые появятся нужно будет обсудить с М’АРС. Мне очень понравилось с ними работать, и они сами заинтересованы в сотрудничестве. У них есть стремление создать что-то вроде своей лаборатории, где творческие ребята, у которых нет возможности приобрести дорогой компьютер или дорогую VR-гарнитуру, смогут экспериментировать. Возможно, это перерастет в некий инкубатор арт-объектов в интерактивном направлении.

ОЛЬГА: В рамках вашего проекта вы не планируете проводить встречи или public-talks?

ВЛАД: Да, планируем. Это будет на сайте. Сейчас мы создаем инициативную группу, которая начнет формировать лекционно-семинарную историю, параллельную программу. Мы можем рассказать заинтересованным людям, как все устроено. Мы периодически участвуем в подобных проектах.

 Фотографии предоставлены Владом Ткачуком и Центром современного искусства М`АРС

 

28.07.20. Галерея 25 Кадр представила итоговую выставку курса «СОВМЕСТНО» «Нас не тронет метеоритный дождь». Большинство из тех художников, кто принял участие в четырехмесячной образовательной программе галереи 25Кадр, только вступили на путь искусства. Курс разработан как гибкое пространство наставничества и взаимообмена с целью помочь в творческом становлении авторов, на основе таких ценностей, как открытость, поддержка, взаимный обмен между всеми участниками. В течение обучения студенты работали персональными проектами. «Мы очертили мелом кружок и как будто стоим на планете, где всё есть, и нас не тронет метеоритный дождь. Это как крушение самолёта в джунглях или в тайге. А мы, выжившие, сочиняем планы местности, чтобы увидеть реальную карту,» – так описала свои ощущения одна из участниц проекта. Название выставки, взятое из этого отрывка, является одновременно признанием и уязвимости и утверждением силы.  Выставка интересна тем, что можно увидеть художников в начале их пути, попробовать предугадать их путь становления и потом, отслеживая их развитие, возможно, убедиться в правильности своих оценок. Участники: Гетман Оля, Дзгоева Екатерина, Измайлова Алина, Курсова Валентина, Матюхина Екатерина, Овчинникова Анна, Панина Мария, Полль Мила, Федосеева Ирина. Кураторы: Анна Приходько и Алиса Булчак. Выставка работает до 11.08.20.

Фотографии Cabinet de lart 

 

30.07.20. Галерея «Триумф» представила персональную выставку саунд-арта и живописи Сергея Филатова «Две точки на гладкой черной поверхности». В экспозицию входят новые звуковые скульптуры Филатова и работы, которые художник переосмыслил для пространства галереи. Выставка «Две точки на гладкой черной поверхности» открывает перед слушателем и зрителем поле художественного исследования звука. Ключевым фактором для понимания звуковых исследований Сергея Филатова является рецептивная эстетика — внимание не только к конструкции и звучанию работ, но и к способам их чувствования слушателем и зрителем. Все представленные саунд-арт произведения, 10 инсталляций, содержат в себе широкую область интерпретаций. Они обусловлены особенностями восприятия разных людей и зависят от расположения объектов в пространстве. Вариативность и динамика демонстрируют способы взаимодействия звуковых работ со средой, в которой они расположены. Сергей создает произведения, балансирующие между чувственностью и технологическими стратегиями, его интересуют взаимодействия, которые раскрывают акустические свойства материалов и объектов.  В ходе продолжительных исследований художник открывает новые принципы звукоизвлечения, звуковой потенциал металлов, стекла, полимеров, других веществ. В сочетании со звуковыми скульптурами в экспозицию включены графические работы из цикла «Знаки на пути» и серия живописи «Горизонт вечности». Пластические решения, выбранные художником, демонстрируют их соответствие звучанию и ритмами его звуковых работ. Восприятие работ слуховым каналом подразумевает, по замыслу художника, его рецепцию и на уровне образов. Выставка работает до 30.08.20.

Фотографии предоставлены Галереей «Триумф»

 

30.07.20.  «Открытый клуб» представил выставку Елены Утенковой-Тихоновой Дорога. Автор —  современный художник, работающий как в жанрах изобразительного искусства, так и в малой прозе.  «Открытый клуб» представляет на выставке произведения Утенковой-Тихоновой последних пяти лет. Работы объединены лейтмотивом путей. «Мои пейзажи никак не претендуют на фактическое отображение того или иного места. Пейзаж для меня – это состояние души» — говорит художник. «Дорога в пейзаже — это след человека в пространстве. Фигура на дороге — определяет момент времени». Выставка работает по 11.08.20.

Фотографии предоставлены «Открытым клубом»


30.07.20. 11.12 Gallery представила выставку Сони Кобазевой «Детские игры».  На своей дебютной выставке Соня Кобозева «стирает границу» между возрастными периодами. Освободив свои работы от ненужных подробностей, автор представляет зрителю своих персонажей, раскрывая в них все тех же детей и подростков, которые заключены в тела взрослых. Ее герои погружены в мир своих собственных мыслей и полностью автономны. Они мало взаимодействуют даже между собой, предпочитая уткнуться в телефон или полностью погружаются в свое занятие. Чтобы еще больше разобщить своих персонажей, художник помещает их на отдельные холсты, одновременно ограничивая искусственными рамками и сохраняя их максимальную естественность. Цветовая гамма тоже предельно лаконична и лишь усиливает впечатление изолированности. Но они все также продолжают играть игры, когда остаются наедине с собой.
Выставка будет работать в формате «живой игры», постоянно меняя и обновляя свою экспозиция. Выставка работает до 05.09.20.

Фотографии предоставлены 11.12 Gallery

Автор | | Ольга Серегина,
арт-обозреватель

 

Поделиться: