Колонка арт-обозревателя журнала Ольги Серегиной о самых ярких выставках и арт-событиях города на этой неделе.
11.10.18. Мультимедиа Арт Музей при участии Итальянского института культуры в Москве представил проект арт-дуэта MASBEDO «Искусство памяти», включающий четыре видео «Мадам Пинин», «Хрупкое», «Обращаться с осторожностью» и «Ионеско.Сюита». MASBEDO объединяет художников Николо Массацци и Якопо Бедоньи с 1999 года. Работает тандем в области видео-арта, соединяя театр, кино, перформанс и архитектуру в новое целостное произведение. Авторы проектов изучают в своем творчестве множество актуальных тем, в том числе — Каковы взаимоотношения современных художников с искусством прошлого; может ли история искусства являться источником вдохновения для молодого поколения; существует ли в современном обществе дефицит коммуникации и можно ли его восполнить. Выставка работает до 18.11.18.
12.10.18. Начал свою работу Международный фестиваль-школа современного искусства TERRITORIЯ. Он был создан в 2005 году и посвящен театру, танцу, изобразительному и музыкальному искусству. Каждый год фестиваль «Территория» объединяет профессионалов этих сфер, чтобы они обменялись опытом, и зрителей, чтобы они познакомились с современным искусством разных жанров. Участников ждут разнообразные спектакли, музыкальные концерты, выставки, а также мастер-классы и перформансы. В рамках фестиваля проходит работа школы актуального искусства. Студенты из разных городов получают возможность встретиться с известными режиссерами, актерами, хореографами и художниками.
Международный фестиваль-школа «Территория» меняет привычное понимание современного исполнительского искусства и знакомит зрителя с новым способом познания мира. Фестиваль проводится при поддержке Министерства Культуры РФ и Департамента культуры Москвы. Стратегический партнер – Московский Музей Современного Искусства MMOMA.
В ММОМА Гоголевский 10 представлено два проекта: «Музей вымысла.I. Империя» Матиаса Умпьерреса (Испания) – новой звезды междисциплинарного искусства. Проект создан под патронажем Робера Лепажа в рамках программы Rolex Mentor and Protégé. Эта сложная многоплановая видеоинсталляция, по словам самого Матиаса, показывает связь иллюзорности вымысла и момента времени. Сам «Музей вымысла» стремиться выявить и изучить влияние искусства на зрителя. Первая часть проекта называется «Империя»: в ней действие шекспировской трагедии «Макбет» перенесено в современную Латинскую Америку, реплики леди Макбет произносит сам Лепаж, а реплики Макбета — звезда фильмов Педро Альмодовара Анхела Молина.
«Whist» – мультижанровый проект на стыке физического театра, технологий виртуальной (VR) и дополненной (AR) реальностей. Авторы идеи — Аой Накамура (Япония) и Эстебан Фурми (Франция), основатели британской танцевальной компании AФE. Вдохновением для проекта послужили исследования Зигмунда Фрейда в области психоанализа. Название проекта «Вист / Whist» отсылает к названию дома Whist House в английском городе Эшфорд. Ассоциация с карточной игрой «Вист» также не случайна: количество участников проекта совпадает с возможным числом игроков. Фестиваль продлится до 25.10.18.
14.10.18. В лаборатории экспериментальной печати ПиранезиLAB открылась двухнедельная выставка печатной графики «Печатное и непечатное». Выставка представляет российско-германский художественный проект «КВАДРОЛОГ», существующий уже более 20 лет и включающий в себя изобразительное искусство, музыку, театр, кино, литературу, а также разного рода социокультурные мероприятия — симпозиумы, семинары. Проект ставит своей целью налаживание диалога между культурами, художниками и публикой. На данной камерной выставке представлены работы художников из Германии (Евгении Егер, Йорга Фишера, Маргот Витте и Ульриха Туля), художников из Сочи (Ольги Егоровой, Олега Корчагина) и графика из Швеции (Ларса Мальмквиста). Все художники в этом проекте видят искусство пространством эксперимента. Эксперимент неразрывно связан и с организатором – ПиранезиLAB – это и выставочное пространство, и лаборатория экспериментальной печати, это открытая печатная мастерская для художников, иллюстраторов, дизайнеров, фотографов.
16.10.18. Российская академия художеств и «Крокин галерея» представили проект Владимира Анзельма «Гигантомахия». Основу экспозиции составили произведения, специально созданные художником для этой выставки в Галерее искусств Зураба Церетели. Это крупноформатная живопись в авторской технике, выполненная углём, акрилом, песком на холстах-мешковинах и тканях, которые дополняют инсталляции, уже известные скульптурные объекты автора из антрацита и смолы.
Каждая выставка Владимира Анзельма – очередной виток в изучении и определении динамичного пространства европейской культуры, проблемы стереотипов в осмыслении культурного феномена классицизма, проблемы идентификации «свой-чужой», применительно к человеку с русским именем и немецкой фамилией. Для автора характерны свободное обращение и синхронизация двух принципиальных и традиционных систем Евразии, отношение к классицизму как к непостоянной во времени и пространстве конфигурации. Выставка работает до 25.11.18.
16.10.18. В Государственном Выставочном зале «Ковчег» состоялось открытие выставки «Макс Хаазе/Михаил Занегин. История одной мистификации». Макс Хаазе постоянно экспериментирует и со стилями, и с самими жанрами. На выставке представлены живопись, графика, объемные панно, трехмерные натюрморты и скульптурный ковер – «горельен» – рельеф плюс гобелен. В горельене всё авторское — и термин, и сама техника, очень сложная и трудоемкая. Это уникальный объект. Кураторы проекта: Нина Тихонова, Анастасия Козаченко-Стравинская.
16.10.18. В культурно-выставочном пространстве «Центр искусств. Москва» состоялся «Концерт для голограммы с оркестром №1». Это первое в России масштабное шоу, объединяющее искусство балета, уникальные современные технологии и живой симфонический оркестр. Первый симфонический оркестр под управлением дирижера и композитора Сергея Желудкова исполнил известные балетные вариации. На сцене выступили прима-балерин Большого театра – Ольга Смирнова и Екатерина Шипулина – и это уже выглядит как настоящее чудо — отличить картинку от реальности практически невозможно. Впервые на сцене танцует голографическая балерина — прима Большого театра — в трёхмерном изображении. Все номера дополнены визуальными эффектами, открывающими новое видение классического балета.
Синтез голографии и балета – это «новые возможности для театра», как отметил основатель музея «Центр искусств. Москва» и создатель проекта Андриан Мельников. 04.11.18 «Концерт для голограммы с оркестром №1» будет представлен к просмотру в рамках акции «Ночь искусств». Далее на регулярной основе концерт будет доступен в программе вечерних мероприятий «Центра искусств. Москва». Информацию о расписании и билетах можно будет получить в кассах Центра, а также на официальном сайте и страницах социальных сетей. Голографический проект «Концерт для голограммы №1» поддержан Департаментом культуры города Москвы.
16.10.18. В Государственной Третьяковской галерее (зал 11) открылась камерная выставка «Сергей Зарянко», приуроченная к 200-летию со дня рождения художника. Сергей Константинович Зарянко (1818–1870) — портретист, мастер интерьерного жанра, писал иконы, исполнял миниатюры. По мнению художника, максимально правдивая передача натуры приближает произведение к истине. Живописец умело воспроизводил фактурные свойства материалов – бархата, кружева, атласа, муара, золотого шитья – весьма вдумчиво подходил к выбору аксессуаров.
Зарянко внес вклад в развитие отечественной школы живописи не только как художник, но и как автор ряда трудов по теории искусства и по методике преподавания. Его учениками были В.Г.Перов, В.В.Пукирев, И.М.Прянишников, В.Е.Маковский. В настоящее время в Третьяковской галерее хранятся девять живописных произведений художника. Все они представлены на выставке. Показ небольшой, но разноплановой коллекции работ С.К. Зарянко позволяет составить представление о творчестве одного из самых незаурядных и виртуозных мастеров середины XIX столетия. Выставка работает до 21.01.19.
17.10.18. Галерея Brusov Art Space начала двухдневную презентацию книги Александра Войцеховского «День рождения второго пилота». Александр Войцеховский в течение 10 лет совмещал работу врачом «Скорой помощи» и рисование. В 1994 году друзья, сделав автору сюрприз, организовали его первую выставку, которая имела большой успех. С этого момента работы художника стали приобретать известность в России и за рубежом.
Войцеховский, пользуясь на первоначальном этапе псевдонимом «Петрович», выступал и как иллюстратор собственных текстов, и как иллюстратор таких писателей, как Пушкин, Хилэр-Беллок, Достоевский. Его книги опубликованы в Норвегии, в Англии. Выставки Александра Войцеховского проходили в различных галереях Европы, России, США. Большой резонанс вызвала экспозиция работ художника в Русском музее в Санкт-Петербурге. О художнике и его работах опубликовано множество статей в России, Великобритании, США и других странах. Художник Александр Войцеховский планирует провести расширенную выставку своих работ в декабре 2018 г. в Москве в Галерея Brusov Art Space.
Автор || Ольга Серегина, арт-обозреватель