#Арт-обзор за неделю 1.03.19-8.03.19

Колонка арт-обозревателя журнала Ольги Серегиной о самых ярких выставках и арт-событиях города на этой неделе.

Girl with a Kitten 1947 Lucian Freud 1922-2011 Bequeathed by Simon Sainsbury 2006, accessioned 2008 http://www.tate.org.uk/art/work/T12617

Girl with a Kitten 1947 Lucian Freud 1922-2011 Bequeathed by Simon Sainsbury 2006, accessioned 2008

Фото предоставлено пресс-службой ГМИИ им. А.С. Пушкина

02.03.19. Галерея «SM-ART» представила проект российского художника Аладдина Гарунова «Этно-Техно». Мир Аладдина Гарунова». Аладдин много работает с материалами, существующими на стыке культур – патриархальной восточной и прогрессивной западной, сочетая в своих работах резину, ковры, поношенную обувь, мех, отпечатки рук и ног, видеоинсталляции и фотоматериалы. Художника, прежде всего, интересует положение современного человека в жестком, полном непонимания, индустриальном мире. Его взгляды формировались под влиянием русского и европейского авангарда начала XX века, американских художников «Нью-Йоркской школы». Гарунов предпочитает ассамбляж, построенный на соединении разных фактур, каждая из которых несет в себе определенный символический смысл. Персональные выставки Аладдина Гарунова проходили в Нью-Йорке, Париже, его представляли галереи на арт-ярмарках во многих городах мира, работы художника представлены в коллекциях многих музеев, а также в коллекциях российских и зарубежных коллекционеров. Выставка работает до 17.03.19.

Фото предоставлены галереей «SM-ART»

02.03.19. В Omelchenko Gallery состоялось открытие выставки «Гинекология-2». В экспозиции представлены произведения женщин-художников из собрания коллекционера Михаила Алшибая «В моей жизни коллекционера художники-женщины сыграли важную роль. Достаточно сказать, что первая сознательно приобретенная мной картина, с которой началась коллекция, принадлежит кисти художника-женщины. Это произошло почти 35 лет назад. Автор работы – прекрасная Белла Левикова, с которой я дружен по сей день. Моя выставочная деятельность тоже тесно связана с темой женщин в искусстве. В Институте искусствознания в 2005-м году мы сделали специальный выставочный проект, посвященный исключительно художественному творчеству женщин, с несколько эпатирующим названием «Гинекология». Дело в том, что этимологически этот термин означает «Наука о женщине», и наряду с медицинской гинекологией существуют такие понятия, как, например, правовая гинекология, судебная гинекология. Я в своем проекте настаивал на концепции «художественной гинекологии»: существуют ли характерные черты в творчестве женщины-художника, отличающие его от мужского. Александр Омельченко предложил сделать выставку в своей галерее к женскому дню 8 марта, и у меня сразу возникла идея «Гинекологии-2». За прошедшие со времени первой выставки годы в коллекции появилось много новых имен и работ. Список включает более ста имен. Это среди всего примерно пятисот имен художников, то есть, пятая часть. Конечно, всех мы не смогли включить в экспозицию. Задача, которую я ставлю перед собой, — еще раз попытаться все же найти, выявить характерные особенности женского художественного творчества. И все же можно предположить, что в силу некоторых психо-физиологических особенностей, при всех различиях индивидуальностей, какие-то общие качества в творчестве женщин-художников существуют.»

Фото предоставлены Omelchenko Gallery

03.03.19. В пространстве Куб на территории дизайн-завода «Флакон» состоялся необычный перформанс от ARTiculiCORPoris Dance Company – «ARTHOUSE конфликта. Way of being human». Эта постановка — смесь театра и танца. Сделана она по мотивам книги Дэниэла Киза «Таинственная история Билли Миллигана», и раскрывает не только проблему множественных личностей, но и поднимает вопрос о нашей сопричастности к локальным и глобальным конфликтам. Живя в эпоху переворотов, политических и экономических столкновений, горячих точек, мы являемся частью этого, мы сотканы из глины, из живого. В конфликте участвуют все, никто не может его избежать. Так и зрители перфоманса — не просто остаются в стороне и наблюдают за происходящим, а вместе с актёрами находятся в самом эпицентре событий. Всё действие они погружены в мрачную и непредсказуемую атмосферу артхауса, физического театра и experimental contemporary. Исполнитель: Dance company ARTiculiCORPoris под руководством  Katherine Nikulnikova.  Второй показ состоится в апреле.

Фото предоставлены Dance company ARTiculiCORPoris

05.03.19. ГМИИ им. А.С. Пушкина в сотрудничестве с Тейт (Лондон) представили выставку «Фрэнсис Бэкон, Люсьен Фрейд и Лондонская школа». Марина Лошак Директор ГМИИ им. А.С. Пушкина.  В экспозиции представлено 80 живописных и графических работ из собрания Тейт. Генеральным спонсором выставки выступил банк ВТБ. Термин «Лондонская школа» был введен в обиход художником Р.Б. Китаем в 1976 году для обозначения ряда выдающихся лондонских художников, в работах которых в центре внимания была человеческая фигура. Впоследствии его стали употреблять в основном применительно к группе из шести художников, в которую входили Франк Ауэрбах, Фрэнсис Бэкон, Р.Б. Китай, Леон Коссоф, Люсьен Фрейд и Майкл Эндрюс. Помимо этих мастеров на выставке в ГМИИ им. А.С. Пушкина представлены еще четыре художника, которых причисляют к Лондонской школе, — это Юэн Аглоу, Дэвид Бомберг, Уильям Колдстрим и Паула Регу. Мастера Лондонской школы развивали традицию фигуративной живописи, центральной темой для них является фигура человека, образы всегда связаны с личными историями и субъективным восприятием автора. Художники Лондонской школы разрабатывали сложные сюжеты, уделяя особое внимание динамике и эстетике социальных отношений. Выставка работает до 19.05.19.

Фото предоставлены пресс-службой ГМИИ им. А.С. Пушкина

05.03.19. Государственный музей Востока представил персональную выставку художника Бориса Карафёлова. На выставке «Свет Средиземноморья» экспонированы работы, созданные в 2004-2008годах под впечатлением от путешествий художника по городам Израиля и Италии. В экспозицию входит 35 произведений, выполненных на бумаге, в технике гуашь и акрил. Как художник-постановщик Карафелов много занимался созданием декораций и оформлением спектаклей. Он является членои Международной художественной ассоциации при ЮНЕСКО. Работы представлены во многих музеях мира и  в частных коллекциях в Бельгии, Великобритании, Франции, Германии, Голландии, Израиле, России, Турции, Испании и США. В настоящее время художник живет и работает в Иерусалиме. Куратор выставки: Алиса Лабас. Выставка работает до 31.03.19.

Фото предоставлены Государственным Музеем Востока

05.03.19. На площадке СТАРТ — ЦСИ «Винзавод» открылась четвертая выставка юбилейного сезона проекта СТАРТ Palus Florens художника Алины Бровиной под кураторством Ольги Дерюгиной. Алина Бровина, сценограф и художник, в своем проекте изучает экосистему одного типового московского двора, в котором живет. В центре внимания – две клумбы, за одной из которых следит управляющая компания, а за другой – жители двора. «Алина Бровина воссоздает цветочную клумбу из пластилина и помещает ее на пьедестал – указывая на хрупкость и адаптивность растений к условиям окружающей̆ среды, а также на рукотворность палисадника», – куратор Ольга Дерюгина. Выставка работает до 07.04.19.

Фото предоставлены пресс-службой ЦСИ Винзавод

05.03.19. В галерее Промграфика был представлен совместный проект галерей «ЭКСПО-88» и «Промграфика». Это современная интерпретация на тему древнего языческого праздника «Маргоски».  На выставке представлены многогранные воплощения чувств, эмоций и опыта признанных Мастеров — Художников — Женщин: Бажутина Инна, Бирштейн Анна, Гречина Ольга, Жёлудь Анна, Карелиц Ольга, Кулагина Ольга, Колганова Вера, Козина Валерия, Крестинина Надежда, Ламанова Наталья, Нечитайло Ксения, Несис Юлия, Рудакова Ольга, Тестина Наталья. Выставка работает до 12.03.19.

Фото предоставлены галереей Промграфика

05.03.19. В галерее Totibadze открылась выставка «Женское дело». 10 женщин-художников проекта представляют работы круглой или овальной формы – по форме традиционных пялец для вышивания. Вышивание на пяльцах– старинный вид традиционных ручных ремесел, в прошлом — один из почти обязательных навыков женщин разных слоев общества. Куратор выставки Марина Цурцумия предложила художникам встречу с традицией в современном контексте, что позволяет говорить о границах в женском искусстве и проявить идею каждого автора максимально выразительно. В проекте «Женское дело» в галерее Totibadze принимают участие: Лиза Ольшанская,Таня Сергеева, Ольга Флоренская, Катя Флоренская, Ира Тотибадзе, Наташа Арендт, Нино Билиходзе, Анна Чугунова, Анна Алтабаева, Елена Пинталь.  Выставка работает до 14.04.19.

Фото предоставлены Галереей Totibadze

05.03.10.  В Галерее pop/off/art,  ЦСИ «Винзавод» был представлен новый проект Юлии Ивашкиной «Почувствуй дыхание новой архитектуры». Ивашкина в своих произведениях работает с образами пространства, объединяющими архитектуру и изобразительные искусства. Объекты, выполненные специально для выставки, соединяют в себе материалы различной природы: камень, обработанный человеком, и дерево в своем естественном виде. Живописная серия развивает тему нестабильности. Художник размывает границы между живописным и научным языками, между различными медиа: звуком, скульптурой, фотографией. Автор обращает внимание на разрыв между новыми проектами экологичной архитектуры и современной массовой застройкой.

Фото: Виталий Мисютин

06.03.19. В Гараже состоялась пресс-конференция с участием директора Музея Антона Белова и кураторов трех новых выставочных проектов:

1) Выставка Павла Пепперштейна «Человек как рамка для ландшафта» (открытие состоялось 28.03.19. подробнее в предыдущем арт-обзоре) -попытка полноценной «инспекции» самых заметных сюжетов, созданных одним из наиболее деятельных мифотворцев современного российского искусства. Выставка работает до 02.06.19.

2) «Рашид Араин. Ретроспектива» — первая в России ретроспектива пакистанского художника Рашида Араина, влиятельного представителя минимализма и борца за права художников третьего мира. Специально для Атриума Музея Рашид Араин готовит скульптуру «Оммаж Татлину».

3) «Бюро переводов» — проект, предлагающий взглянуть на образовательные стратегии как на неотъемлемую часть современного музея. «Бюро переводов» предстанет в виде форума с художественными интервенциями, где пройдут перформансы, мастер-классы, встречи с художниками и медиаторами. 

Ретроспектива Рашида Араина (род. 1935, Карачи, Пакистан) познакомит зрителей с шестьюдесятью годами интенсивной и разнообразной работы художника. Рашид Араин заслужил авторитет многолетней борьбой за справедливость — как художественными средствами, через универсальные геометрические фигуры, так и политическими, с помощью публицистики, перформансов и выставочных проектов, обличающих расизм. Выставка «Рашид Араин. Ретроспектива» делится на шесть глав, раскрывающих эволюционный путь художника.  В последние пять лет искусство Араина заново открывают по всему миру. На фоне возросшего интереса художник делает новые работы (глава «Возвращение к истокам»), гармонично сочетающие в себе минимализм, восточную декоративность и смелые цвета Сезанна и Матисса. Всю жизнь Рашид Араин мечтал о художественном интернационале — всеобщем братстве художников. Специально для программы Garage Atrium Commissions Араин готовит скульптуру «Оммаж Татлину», задуманную им еще в 1968 году. Упрощая форму башни, художник подчеркивает универсальность ее структуры. В последние недели работы выставки Музей «Гараж» представит ранее не осуществленный перформанс Араина «Диско под парусом» (1970-е) — уникальное сочетание геометрической абстракции и практики гимнастики цигун. К выставке приурочено издание сборника текстов художника. В рамках выставки на мезонине Музея будет представлен проект художника и исследователя Вали Махлуджи «Атлас культуры» — панорама интеллектуальной истории ХХ века. Кураторы: Ник Айкенс, куратор Музея Ван Аббе в Эйндховене, в сотрудничестве с Кейт Фаул, Ярославом Воловодом и Валентином Дьяконовым, кураторами Музея «Гараж». Выставка работает 08.03. — 26.05.19.

Фото предоставлены Музеем современного искусства «Гараж».

Проект «Бюро переводов» сфокусирован на производстве и циркуляции знания в музейной среде. Экспериментальное пространство «Бюро переводов» предлагает взглянуть на образовательные стратегии как на неотъемлемую часть современного музея. Название проекта подчеркивает разнообразные компетенции, которыми должен обладать современный музей. Сегодня музей — это и исследовательский центр, и художественный «инкубатор», и площадка для педагогического эксперимента. «Бюро переводов» — это форум с художественными интервенциями, функционирующий в разных режимах: как непрерывный перформанс, как программа мастер-классов, как серия встреч с задействованными в проекте художниками и медиаторами. Детальное расписание будет объявлено отдельно. С первого дня работы «Бюро переводов» каждый посетитель Музея сможет принять участие в перформансе «Коллективные нити». Проект, подготовленный сотрудниками отдела просвещения и выставочного отдела Музея, приурочен к десятилетию образовательных программ «Гаража». За десять лет было организовано множество лекций, дискуссий, мастер-классов и ридинг-групп, а в 2018 году началась долгосрочная программа сотрудничества Музея и Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», направленная на подготовку новых квалифицированных кадров в области музейного управления. Кураторы: Ярослав Воловод и Ольга Диева. Выставка работает 08.03. – 15.05.19.

Фото предоставлены Музеем современного искусства «Гараж».

06.03.19. В Галерее XXI века Объединения «Выставочные залы Москвы» открылась выставка «Странствия художника». В экспозиции представлены работы Инна Энтиной: линогравюры, ксилографии, офорты, литографии, живопись и гравированные авторские доски. В поколении «восьмидесятников» художник Инна Энтина была заметной, знаковой фигурой, узнаваемой и очень самостоятельной. Её свободная, бурная экспрессия находила реализацию в монументальной по размерам ксилографии, в фантастической пластике её офортов и литографий. Выставка Инны Энтиной (1957-2012) посвящена теме странствий, теме человека в поисках своего пути, идеалов, справедливости . Кураторы: Наталья Смолянская, Мария Лукьянцева. Выставка работает до 03.04.19.

Фото предоставлены пресс-службой ЦСИ Винзавод.

06.03.19. Во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства открывается новый выставочный проект куратора Татьяны Палеевой «Плоскость. Пространство. Геометрия». Участниками проекта стали заслуженный деятель искусств РФ, профессор МГХПА им. С. Г. Строганова Федор Львовский, народный художник РФ, член-корреспондент Российской академии художеств Наталья Мурадова и лауреат нескольких Международных керамических биеннале в Сеуле (Корея), премий союза дизайнеров «За высокий дизайн» Виктор Решетников. Все авторы не раз были участниками как персональных, так и групповых выставок монументально-декоративного искусства в музее ДПИ. Предоставляя каждому автору свое индивидуальное пространство, куратор приглашает зрителя сначала познакомиться с идеями, художественными принципами и приемами каждого из них. Интеграция их произведений в общий зал демонстрирует фундаментальные различия в работе авторов с архитектоникой пространства и обнаруживает огромное богатство визуальных и пластических стратегий каждого. На выставке представлены разные виды текстильных произведений Федора Львовского от монументального классического гобелена, настенных панно до объемно-пространственных композиций. Наталья Мурадова ушла довольно далеко в сторону от традиционной шпалеры, сохранив при этом во многих работах плоскостной характер авторских произведений, которые не всегда правомерно называть текстильными. Виктор Решетников продолжает в своем творчестве традиции авангарда, в особенности Казимира Малевича и Василия Кандинского. Соединяя эти традиции с идеями конструктивизма, он выстраивает из керамических объектов многомерные структуры, комбинируя подобные формы в заданном ритме. Выставка работает во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства по 07.04.19.

Фото Cabinet de l’art

07.03.19. В галерее современного искусства HSE ART Gallery (работает на базе Школы дизайна НИУ ВШЭ в Москве) открылась выставка «Идеальные формы. I Shape My World» — совместный проект бренда Levi`s® и HSE ART AND DESIGN SCHOOL, запущенный в рамках глобальной кампании #ISHAPEMYWORLD. Ключевой исследовательской темой масштабной выставки  стали женщины, меняющие мир. Тема раскрывается через призму идей студентов Школы дизайна НИУ ВШЭ.   Конкурс на участие в выставке современного искусства был объявлен не только для профилей программы «Современное искусство» Школы дизайна НИУ ВШЭ, но для всех кафедр, благодаря чему экспозиция расширила свои жанровые границы. Все работы прошли отбор куратора выставки и архитектора экспозиции Кати Бочавар. Молодые художники затрагивают разнообразны темы: каковы роли женщины в обществе и культуре, как искусство влияет на нашу жизнь, как может меняться социальная ситуация из-за определенных действий и решений, какие именно человеческие качества позволяют менять реальность пусть даже в разрезе очень личных трансформаций и тихих открытий.  Работами не дают готового ответа, а приглашают зрителю включиться в процесс осмысления общечеловеческих ценностей.

Фото предоставлены HSE ART Gallery

Для многих студентов эта выставка стала первым опытом самостоятельного художественного высказывания вне учебной программы. Произведения представлены в виде пространственных, световых, звуковых и кинетических инсталляций, скульптур, авторских книг, анимационных и документальных фильмов, компьютерных игр, видео и саунд-арта, создаваемых в рамках выставки перформансов и их документации. Все произведения были созданы специально для выставки. Выставка работает до 07.04.19.

Фото предоставлены HSE ART Gallery

 

Автор | | Ольга Серегина, арт-обозреватель

Поделиться: