#Арт-обзор за неделю 07.02.19-14.02.19

Колонка арт-обозревателя журнала Ольги Серегиной о самых ярких выставках и арт-событиях города на этой неделе.

49864480_302505553946553_7675574211171057664_n

07.02.19. Московский музей современного искусства и Школа современного искусства «Свободные мастерские» представили персональную выставку Алёны Терешко «Это яблоко». Проект проходит в рамках Программы поддержки молодого искусства ММОМА. Куратор проекта: Антонина Трубицына. Куратор Программы поддержки молодого искусства ММОМА: Дарья Камышникова. Над проектом «Это яблоко» Алены Терешко работала 4 года, исследуя тему телесности и особенности зрительного восприятия человека. Название проекта появилось благодаря стихотворению Михаила Гронаса «Я сегодня остался без тела…» 2001 года.

Представленные на выставке серии живописных работ, видеоинсталляция и эскизы являются, по мнению куратора, «продуктом внутреннего перформанса», в котором наблюдения за телесными ощущениями являются методом личного познания. «Это яблоко» предлагает не только увидеть человеческое тело с необычного ракурса, но и обратить внимание на свое видение собственного тела. ММОМА и авторы проекта выражают благодарность Михаилу Гронасу за предоставленную возможность использования своей работы в проекте и Валентине Луценко за непосредственное участие в открытии выставки.

etoyabl_04_auto_450_jpg

09.02.19. В пространстве галереи ГРАУНД Ходынка Объединения «Выставочные залы Москвы» была представлена Персональная выставка Маркуса Мартиновича «Эхолалия». Куратор проекта ГРАУНД Катя Бочавар. Куратор выставки: Наталья Исаева. Это выставка-погружение в матрицу альтернативного восприятия реальности, основанного на опыте особого художника. Маркус Мартинович – художник, находящийся в зоне вне социального влияния и академических правил, который создает свой собственный код для коммуникации с обществом через арт-объекты и живопись. Интуитивно он поднимает вопросы, касающиеся всех нас, пропуская их через призму своих чувств, ища ответы нетривиальными способами. На сегодняшний момент двенадцатилетний Маркус участвовал в 6 групповых выставках и представлял свои работы на 4 персональных выставках в России и Германии, каждый раз удивляя зрителей своими методами и подходами. На выставке представлены живопись, графика, фотография, работы в смешанной технике, видео и саунд-арт. Выставка сопровождается аудио-экскурсией в записи, созданной специально для ГРАУНДа куратором выставки. Выставка работает до 03.03.19.

09.02.19. В галерее «ГРАУНД Песчаная» Объединения «Выставочные залы Москвы» открылась выставка «Партитуры движения», в основу которой вошли рисунки и анимация, созданные за последние три года в рамках одноименного проекта галереи. В пространстве экспозиции также представлен арт-объект «Зоотроп», созданный на основе сеансов «Партитур» и видео. «Партитура движения» – клуб рисовальщиков галереи «ГРАУНД Песчаная», который существует с 2015 года. Идеолог и создатель проекта — куратор Катя Бочавар. Уникальность «Партитуры» заключается в том, что художники делают наброски с движущихся в танце буто танцовщиков. Принять участие в проекте может любой желающий вне зависимости от уровня художественной подготовки. Выставка участников проекта «Партитура движения» представит широкой публике работы опытных художников, студентов профильных учебных заведений, начинающих художников и любителей. В экспозиции так же представлен авторский проект Кати Бочавар «Соавтор», состоящий из бумажных постеров, в дизайне которых использованы рисунки художников «Партитуры». На протяжении выставки посетители имеют возможность стать соавтрами, раскрасив работы художников на постерах. В рамках выставки для всех желающих будет представлена возможность собрать свой собственный зин с партитурами. Куратор галерей ГРАУНД: Катя Бочавар. Выставка работает до 10.03.19.

11.02.19. В Центре современного искусства «Винзавод» состоялся вернисаж выставки «Общий стол», завершающей второй сезон проекта «Открытые студии». Участники второго сезона Открытых студий и финальной выставки: Андрей Андреев, Наталья Гудович, Мария Иванова, Таня Клят, Михаил Левиус, Катя Гаркушко, Лиза Штормит и Слава ПТРК. В названии выставки заложена тема совместного времяпрепровождения и коммуникаций. По словам куратора выставки Андрея Паршикова, «Общий стол» — экспозиция, исследующая сам процесс создания и функционирования групповой выставки. Стол, который помещен в центр экспозиции, и к которому приглашаются зрители и художники, отражает демократические принципы Открытых студий Винзавода –  места, где изначально не знакомые художники помещаются в общие условия работы, постоянно находясь в коммуникации друг с другом и зрителями. Посетители могут видеть и произведения, и художников, и то, как искусство создаётся здесь и сейчас. В рамках открытия состоялась экскурсия от куратора и выступление музыкантов Slomoo. 22.02.19 начнется open-call на участие в третьем сезоне Открытых студий Винзавода. Выставка «Общий стол» открыта для посещения до 11.03.19.

12.02.19. Московский музей современного искусства (ММОМА, Гоголевский, 10) представил масштабный персональный проект всемирно известного эстонского художника Яана Тоомика «В моем конце — мое начало. В моем начале — мой конец», куратором которого выступает теоретик современного искусства Виктор Мизиано. Название выставки отсылает к рондо Гийома де Машо, (Guillaume de Machaut) которое основано на повторении всей музыки в обратном порядке. Тоомик является героем многих своих произведений, наиболее устойчивой формой внутренней организации его работ оказывается мотив повтора. Идея цикличности жизни и сопряженности жизни и смерти – ключевые темы в искусстве Тоомика. 

Экспозиция выстроена особым инсталляционным образом и включает живопись, скульптуры, короткометражные фильмы и видеоработы, созданные в течение последних 20 лет. Видеоработа «Чайки» (2004) создана в сотрудничестве с музыкантом-экспериментатором Райнером Янсисом и апеллирует к ощущениям, охватывающим человека во время кошмарного сна. Многие видеоработы Тоомика – документация его акций и перформансов. Выставка  предоставляет возможность проследить все этапы творчества Яана Тоомика: от увлечения неоэкспрессионизмом и пост-концептуальной инсталляцией до перформанса и видео-арта, а также наглядно ознакомиться с ключевыми для художника темами жизни и смерти, реальности и сновидений. Выставка открыта до 24.03.19.

12.02.19. В рамках XI Московской международной биеннале «Мода и стиль в фотографии — 2019» Мультимедиа Арт Музей в ЦВЗ Манеж, традиционно важнейшая площадка фестиваля, представили несколько проектов: проект Юрия Роста «Люди», проект Сергея Ястржембского «Африка: zoom in / zoom out», проект «Глэм-эстетика власти. Путешествие в Северную Корею» итальянского фотографа Пьер Паоло Косса, который запечатлел социально-политические ритуалы в Северной Корее, проект «Туда, где нет света» аргентинского фотографа Габи Хербштейн, лауреата множества мировых премий, которая в этот раз фиксировала свое внимание на древних культовых обычаях, существующих в Аргентине по сей день, проект Дмитрия Лукьянова«Внутреннее путешествие» – путешествие вглубь России и вглубь своего личного отношения к той стране, где он вырос, живет и работает, художественно-научный проект выпускниц Школы Родченко Лилии Ли-Ми-Ян и Катерины Садовски «Где мой пластиковый пакет?». Все выставки в ЦВЗ Манеж работают до 10.03.19.

13.02.19. В  Музее русского импрессионизма был представлен  совместный проект Музея и  Государственной Третьяковской галереи «Николай Мещерин. Выход из суеты.» В экспозицию ретроспективной выставки входит более 100 работ из семнадцати государственных и частных музеев и пяти крупных собраний российских коллекционеров. Николай Мещерин был последователем философии французского импрессионизма и одним из мастеров, привносивших импрессионистические приемы в русскую живопись рубежа XIX–XX веков. Он был московским предпринимателем, сыном основателя Даниловской мануфактуры. В 33 года Николай Мещерин оставил успешный семейный бизнес и уехал в тихую усадьбу Дугино, где взялся за кисть. Работы гостей-художников усадьбы Мещерина, в том числе его близкого друга Грабаря, дополняют экспозицию выставки. Изображения пейзажей, сцен охоты, групповых портретов родных и близких Мещерина были переданы Государственной Третьяковской галерее реставратором Николаем Гагманом более десяти лет назад и до этого момента хранились в запасниках.

Для ретроспективы Музей русского импрессионизма собрал картины из частных коллекций и государственных собраний по всей России, от Перми до Краснодара. Вместе с полотнами и фотографиями Государственной Третьяковской галереи на выставке представлены экспонаты Государственного Русского музея (Санкт-Петербург) и московских ИРРИ, ГМИИ им. А.С. Пушкина, Музея Москвы, Государственного музея истории российской литературы им. В.И. Даля, Музея музыкальной культуры им. М. И. Глинки. Музей русского импрессионизма подготовил получасовой саундпроменад специально для выставки – музыкальную экскурсию по экспозиции от самого художника. Выставка работает до 19.05.19

.

13.02.19. Центр фотографии им. братьев Люмьер впервые представил российской публике работы знаменитого молодого шведского фотографа Эрика Йоханссона, известного своими постановочными сюрреалистическими пейзажами. Название выставки «По ту сторону реальности» оправдано – в каждой работе Йоханссона непременно присутствует элемент загадочности и волшебства. Слово «магическое» имеет те же корни, что и немецкое «mögen» – «мочь», «быть способным к чему-то». Магия фотографий Эрика Йоханссона сводится к тому, чтобы захватить невозможное и представить это максимально реалистично. Изображаемые им предметы свободны от связей, существующих между вещами в мире повседневности. Творческий метод, основанный на объединении вымысла с действительностью, сам автор называет «фотореалистическим сюрреализмом». Фотографические проекты Эрика Йоханссона были показаны в разных странах, включая Швецию, Чехию и Австралию. В 2011 году он выступал на конференции TED в Лондоне. В начале 2016 года Эрик выпустил свою первую книгу «IMAGINE», в которую вошли фотографии из его личных проектов, созданных за последние 9 лет. Выставка работает до 12.05.19.

13.02.19.  В Крокин Галерее была представлена выставка московского художника Михаила Молочникова «Между мыслями».  Новая серия графических работ напоминает тотальную графическую инсталляцию, погружающую зрителя в атмосферу особого созерцания, делая акцент на метафорическом пространстве, где возникают многосложные рисунки, воспроизводящие развёрнутую панораму живой и очень подвижной органики, личностного, наблюдаемого сквозь умозрительный микроскоп космоса.  Выставка работает до 10.03.2019.

01-55

13.02.19.  Галерея ARTSTORY представила выставочный проект «Путешествие по снам». В экспозиции представлены работы более 50 авторов из частных и галерейных коллекций. Центральная идея выставочного проекта – «Всё, что не стоит понимать буквально». На примере произведений живописи, скульптуры и графики, созданных начиная с 1930 годов вплоть до наших дней, можно видеть сколь причудливые и парадоксальные миры, образы социального гротеска и наивного художественного восприятия действительности отображены в произведениях мастеров. Сны – это огромный пласт художественной культуры, связанный с таинственной областью человеческих эмоций, частью сознания, создающей виртуальную реальность. Интерпретация снов всегда занимала особое место в истории мирового искусства. «Путешествие по снам» можно совершить до 24.03.19.

14.02.19. В «Открытом клубе» была представлена выставки молодого скульптора Гургена Петросяна. В рамках экспозиции представлен проект «Модели Ива Кляйна». Как пишет искусствовед Ульяна Доброва: «В этом проекте Гурген решился на радикальный шаг — объявить себя феминистом и глубоко погрузиться в проблематику». Женское остросоциальное искусство интересует Гургена Петорсяна достаточно давно. Ив Кляйн использовал женское тело в своем знаменитом перформансе «Антропометрия»; обнажённые женщины обмазывались краской International Klein Blue и прижимались к холсту, создавая, таким образом, произведение искусства. Гурген Петросян в своих скульптурах предлагает взглянуть на холст с другой стороны, словно через поверхность стекла. Зритель становится свидетелем сокровенных переживаний этих женщин; лица и жесты пугающе реалистичны, они свидетельствуют о гендерном насилии и объективизации женского тела. Выставка работает по 26.02.19.

11-59

14.02.19. Состоялось пресс-превью пространства Cube, созданного для расширения культурного диалога между российским и международным арт-сообществами. Основатели Cube: Надежда Зиновская и Елена Белоногова, эксперт Денис Белькевич, куратор Иван Новиков, патроны проекта Cube швейцарский бизнесмен и коллекционер Ули Сигг, а также представители галерей-резидентов Cube. Штаб-квартира Cube – пространство на минус втором этаже здания отеля The Ritz-Carlton, Moscow площадью 1300 метров. В выставочном пространстве Cube.Space в течение года будут проводиться международные кураторские выставочные проекты, образовательные программы Cube.Education, будет работать экспериментальная платформа Cube.Lab.

14.02.19. В рамках XI Московской международной биеннале «Мода и стиль в фотографии 2019» Мультимедиа Арт Музей, Москва представил выставку легендарного календаря Pirelli. Автором 46-го выпуска Календаря стал один из самых знаменитых современных фотографов – Альберт Уотсон. В экспозицию вошли сорок цветных и черно-белых фотографий формата 16:9. Съемки календаря проходили в апреле 2018 года в Майами и Нью-Йорке. «Когда я приступал к проекту, мне хотелось реализовать его в манере, отличной от других фотографов. Мне хотелось получить не просто снимки людей, а нечто большее: я стремился добиться сходства со «стоп-кадрами» из фильмов. Мне бы хотелось, чтобы люди, рассматривающие Календарь, понимали, что я был движим чистой фотографичностью и стремился исследовать внутренний мир фотографируемых мною героинь, создавая ситуации, в которых проявляется позитивное мышление современных женщин», – рассказал Альберт Уотсон. Выставка открыта для посещения до 12.05.19.

Автор | | Ольга Серегина, арт-обозреватель

Поделиться: