#Арт-обзор за неделю 03.10. -10.10.19

Колонка арт-обозревателя журнала Ольги Серегиной о самых ярких выставках и арт-событиях города на этой неделе.

Хоакин Соролья, Скалы в Хавеа и белая лодка, 1905, ©Коллекция Кармен Тиссен-Борнемиса

Фотографии предоставлены JMgroup

03.10.19. Центр современного искусства М’АРС и художник Максим Силенков представили новый выставочный проект SENSOR в жанре «immersive digital art». Проект SENSOR посвящен исследованию влияния технологий на искусство и человеческое восприятие. Экспозиция состоит из трех аудиовизуальных инсталляций, созданных при участии художников Дмитрия Масаидова (арт-группа Два с половиной), Ильи Солодкова (SENSE), Алексея Леонтьева (SENSE) и музыканта PIXELORD. Объекты реагируют на каждого человека индивидуально и видоизменяются в зависимости от количества людей, находящихся рядом. Уникальный саундарт комплексно воздействует на посетителей. Выставочный проект открыт для посещения до 15.01.20.

 

Фотографии предоставлены Центром современного искусства М’АРС

04.10.19. Третьяковская галерея представила в Инженерном корпусе выставку «Дар Олега Яхонта». Выставочный проект осуществлен в рамках программы пополнения коллекции музея «Меценаты и дарители – Третьяковской галерее». В экспозиции представлено более 30 произведений – скульптурные и графические произведения классиков отечественного искусства XX века Б.Д. Королёва, Б.Н. Терновца, И.И. Машкова, М.Д. Рындзюнской и А.М. Гюрджана из личной коллекции художника-реставратора, кандидата искусствоведения Олега Васильевича Яхонта, переданные в дар Третьяковской галерее. Часть экспозиции отведена творчеству самого Олега Яхонта. В начале 1980-х годов Олег Васильевич был сотрудником отдела реставрации Галереи, параллельно обучая молодых хранителей и реставраторов и занимаясь творчеством. Кураторы: Мария Крупнова, Алена Рассказова. Выставка работает по 19.01.20.

Б.Д. Королев. Лежащая натурщица. 1924. Государственная Третьяковская галерея

Б.Д. Королев. Лежащая натурщица. 1924. Государственная Третьяковская галерея

Фотографии предоставлены отделом по связям с общественностью Третьяковской галереи

08.10.19. Государственный музей Востока и Музей Рерихов представили новую экспозицию «Мемориальный кабинет Н.К. Рериха», представляющую художественное творчество Н.К. Рериха и коллекцию раритетов, связанных с членами его семьи. Открытие экспозиции приурочено к 145-летию со дня рождения Николая Константиновича Рериха. В мемориальном кабинете воссоздана атмосфера дома семьи Рерихов в индийской долине Кулу. Представлены картины, фотографии, буддийская бронза из семейной коллекции, личные вещи Рерихов, украшения, раритетные печатные издания. Всего в мемориальном кабинете представлена 31 картина и более 180 музейных предметов.

unnamed-3

Н.К. Рерих. Сокровище мира, 1924

Фотографии предоставлены Государственным музеем Востока

08.10.09. Московский музей современного искусства и международный культурный фонд Breus Foundation представили выставку номинантов 12-й Премии Кандинского 2019. Список финалистов Премии (шорт-лист) будет объявлен в конце октября, а победители Премии станут известны на официальной церемонии награждения, которая пройдет в ММОМА (Петровка, 25) 13 ноября 2019 года. В лонг-лист 12-й Премии Кандинского по итогам двух туров голосования Экспертного совета вошли 30 номинантов. В номинации «Проект года» — 15 художественных проектов, «Молодой художник. Проект года» — 10 художественных проектов, в номинации «Научная работа. История и теория современного искусства» — 5 научно-исследовательских работ. Всего в 2019 году в оргкомитет Премии поступило 636 заявок от соискателей из 73 городов России. Среди заявок в научную номинацию, где могут участвовать не только россияне, но и граждане других стран, оказались претенденты из США и Чехии. Впервые в истории Премии выставка проходит в музейном пространстве, что отражает новую концепцию конкурса. С текущего года выставки номинантов будут проходить в стенах и при сотрудничестве с ведущими музеями и художественными институциями страны. В 2019 работы претендентов на одну из самых престижных российских арт-премий представлены в залах Московского музея современного искусства на Петровке. Экспозиция выставки: Ирина Горлова, Наталия Герасина. Архитектура и дизайн — Нана Абдрашитова. Выставка работает в ММОМА на ул. Петровка, 25 по 17.11.19.

 

 Фотографии предоставлены отделом общественных связей ММОМА

08.10.19. Всероссийский музей современного искусства представил ретроспективную выставку, посвященную художественному стеклу советской и постсоветской эпох – «НА ПРОСВЕТ». Цель проекта – продемонстрировать результаты художественного поиска и почти векового творческого эксперимента в таком виде искусства, как художественное стекло. Выставка объединяет около 400 произведений художественного стекла, многие из которых ранее не экспонировались и будут показаны впервые. Начиная с первых экспериментов конца 1930-х годов, связанных с именами Веры Мухиной, Алексея Успенского, Николая Тырсы, через период открытий и расцвета стекольных заводов 1960-1980-х годов, к авторскому стеклу 1990-х и студийным тенденциям художественного стеклоделия начала XXI века. Коллекция художественного стекла Всероссийского музея декоративного искусства является одной из крупнейших и насчитывает около 4000 единиц хранения. Выставка работает до 13.01.20.

Фотографии предоставлены Всероссийским музеем декоративного искусства

08.10.19. Галерея «Файн Арт» представила групповую выставку «Нелинейное равновесие».  Участники выставки: Рубен Апресян, Александр Карасёв (САН САН КА РА), Сергей Соколов, Дмитрий Бодянский. Авторы активно работают в разных жанрах и видах искусства, успешно экспериментируют с новыми материалами и техниками.  Используя геометрию как инструмент, Апресян выстраивает линейные направленные структуры, которые позволяют воспринимать пространство как важный элемент в картине, обнаруживая постоянную внутреннюю связь с объёмом. Для Карасёва главное в творческих поисках это следование «универсальному принципу познания человеком себя и Вселенной». Посредством геометрических фигур, из «наглядности идеалов» воссоздаётся кристаллическая картина мира.  Ассамбляжи, объекты Соколова наполнены метафизическим и метафорическим смыслом. В них угадываются коннотации к поп-арту, к концептуальному искусству, ощущаются отсылки к геометрической абстракции 1950-1960-х. В композициях Дмитрия Бодянского обыгрывается осветление и усиление звучания цветовых сочетаний. Абстракция для него –  ментальный процесс, помогает  находиться внутри произведения. Выставка работает до 15.10.19.

Фотографии предоставлены галереей «Файн Арт»

08.10.19. Галерея «Промграфика» представила выставку «Трое в лодке, не считая Харона» Евгения Добровинского. Евгений Максович Добровинский работает в области шрифта, плаката, книжно-журнального дизайна, занимается станковой графикой. Основатель и руководитель Школы каллиграфии. В 1992–97 годах жил и работал в Тель-Авиве. Выставка работает до 13.10.19.

Фотографии предоставлены галереей «Промграфика»

09.10.10. Музей русского импрессионизма открыл выставку «Импрессионизм и испанское искусство». Около 60 живописных работ, скульптура и графика из тринадцати ведущих музеев Испании и частных коллекций дополнены двумя картинами из московского Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Выставка проводится при участии Фонда «Aurea Cultura i Art» и поддержке Посольства Испании в России. Выставочный проект впервые в России представляет испанское искусство рубежа XIX–XX веков в таком объеме и знакомит с творчеством восемнадцати испанских художников, которые работали бок о бок с французскими импрессионистами и участвовали в первых выставках нового направления в европейском искусстве.

Фотографии предоставлены JMgroup

О тесных связях испанских художников с французскими импрессионистами свидетельствуют интересные биографические истории. Испанские живописцы, работавшие в импрессионистической манере, были в зоне пристального внимания русских мастеров. Так, Илья Репин выделял среди всех Мариано Фортуни и писал о нем: «Фортуни поразил всех современных художников Европы недосягаемым изяществом в чувстве форм, колорите и силе света». На выставке «Импрессионизм и испанское искусство» живописные работы дополняет графика и скульптура каталонца Рикарда Гино. В начале 1900-х годов художник посещал школу искусств на Монмартре, а в 1913 году был помощником Огюста Ренуара и работал над скульптурными проектами в загородной резиденции великого мастера. Куратор проекта – Франсеск Фонбона, каталонский историк искусства, писатель, куратор выставок и специалист по каталонскому модернизму. Координаторы проекта – Мария Мороз (Россия), Франсеск Пужоль (Испания). Выставка работает до 26.01.20.

IMG_0156

Юлия Петрова, директор Музея русского импрессионизма

Блиц-интервью директора Музея русского импрессионизма Юлии Петровой для Cabinet de l’art

Ольга: Юлия, эту выставку можно назвать уникальной для Москвы?

Юлия: Конечно! Испанское искусство очень мало представлено у нас в стране, а период, который охватывает эта выставка никогда раньше в таком объеме не был представлен в России. Не секрет, что испанское искусство у нас воспринимается широкой публикой в первую очередь через имена Веласкеса, Гойи, Дали, ну…, может быть с остановкой на Пикассо, если причислять его к испанцам. Но именно вот этот период, рубеж 19-20 веков, явление испанского импрессионизма и взаимосвязей испанского искусства с импрессионизмом французским, чаще всего остается в тени. Собственно, 3,5 года назад, открывая музей русского импрессионизма, мы подняли в очередной раз волну дискуссий правомерности этого названия, о существовании национальных школ и по мере возможностей поддерживаем эту тему. Мы показывали армянский импрессионизм, сейчас испанский, в 21 году готовимся привезти японскую выставку импрессионизма и постимпрессионизма.

 Ольга: То есть говорить об испанском импрессионизме правомерно. Что тогда характерно для него? Что, например, отличает испанских импрессионистов от русских, французских?

 Юлия: Я уверена, что если мы с вами на одной стене повесим работы Мане и Коровина, то заметим разницу немедленно. Это разный подход к работе с цветом, это разный свет, разная натура. Это разный выбор сюжетов, разные темы.  Художники видят вокруг себя разную природу. Куратор этой выставки -испанец, доктор Франсеск Фонбона.Он поместил в экспозицию и сцену корриды – такой хрестоматийный сюжет, немного отдающий штампом, в ассоциативном восприятии Испании. Но тем не менее, говоря о высоком искусстве, оказалось, что мимо этого тоже невозможно пройти. У испанцев иные сюжеты, очень сильное влияние национальной школы – для Испании это очень характерно. Вы увидите, пройдя по выставке, как тот же Игнáсио Сулоáга наследует работу Веласкеса. Испанскому искусству не оторваться от своих национальных корней. Даже в таком общемировом явлении как импрессионизм у испанцев своя национальная ниша.

Ольга: В московских и российских музеях испанское искусство этого периода очень мало представлено. То есть, сейчас у москвичей и тех, кто приезжает в столицу есть редкая возможность увидеть уникальную в нашей стране экспозицию?

Юлия: Да, это так. Мы включили в эту выставку две работы из Пушкинского музея, собственно те две единственные, которые у них есть. Я очень благодарна Пушкинскому музею за участие в этом проекте. Думаю, что для них результат также интересен. Есть еще две работы в государственном Эрмитаже, если я не ошибаюсь. Поэтому в МРИ люди смогут увидеть явления, которые чаще всего остаются в тени, о них мало говорят. Сразу обращает на себя внимание то, насколько испанское искусство этого периода разнообразно. Насколько не похожи работы друг на друга. Выставка объединяет около 60-ти произведений, и в этом небольшом количестве работ потрясающее разнообразие! Но это создает цельный образ испанского искусства этих нескольких десятилетий.

10.10.19. Выставочный проект «Провинциальный мотив. Художник Геннадий Мызников» организован  Министерством культуры РФ, Государственным музейно-выставочным центром «РОСИЗО», ВТОО «Союз художников России», МОСХ России. Персональная выставка произведений народного художника России, академика Геннадия Мызникова посвящена памяти мастера, недавно ушедшего из жизни из фондов ВТОО «Союз художников России», частных коллекций и собрания семьи художника. В экспозиции представлены работы, созданные на протяжении 60 лет, начиная с конца 1950-х годов и до недавнего времени. За более чем полувековую творческую деятельность Геннадий Мызников постоянно открывал для себя разные жанры и разрабатывал новые темы. Лейтмотивом выставки стала тема русской провинции. Куратором выставки стала Виктория Зубравская, дочь художника и заведующая выставочным отделом ГМВЦ «РОСИЗО». Виктория с самого детства была моделью для портретов художника. Вставка работает в Выставочных залах Московского отделения «Союза художников России» на Беговой 7 до 24.10.19.

Геннадий Мытников, Вечер, 1966

Фотографии предоставлены службой по связям с общественностью ГМВЦ «РОСИЗО»

10.10.19. «Электромузей в Ростокино» представил выставкуроссийско-датского дуэта «Мерцающие суперструктуры» (Oscillating Superstructures). Это совместный проект художников Сергея Филатова (Россия) и Якоба Ремина (Дания). Сергея Филатова и Якоба Ремина объединяет интерес к физической стороне медиа и современного саунд-арта. Они оба создают объекты, манифестирующие себя в пространстве инструментов, композиций и инсталляций. Художники исследуют и модифицируют технологические компоненты, фокусируясь на звуке, и предлагают пространство для диалога и сопротивления: в мире, навязывающем нам быстрые визуальные реакции, художники настаивают на замедлении и вслушивании, на создании новых иерархий, идущих против течения. Сергей Филатов и Якоб Ремин сотрудничают начиная с 2017 года, когда они были участниками международного эколого-художественного проекта WaterFront 2017. Выставка работает до 08.12.20.

Сергей Филатов и Якоб Ремин

Сергей Филатов и Якоб Ремин

Фотографии предоставлены Сергеем Филатовым

10.10.19. Галерея «Триумф» представила

–  выставку Константина Беньковича «20.19» – в экспозиции представлены скульптурные и живописные работы, созданные художником в течение 2019 года. Используя в качестве основного материала арматуру скульптор создает предельно конкретные образы-символы или эмблемы, сопоставляет их между собой, предлагая заново взглянуть на привычные вещи. Медийные образы, населяющие публичное информационное пространство перемешаны с повседневными и банальными вещами. Благодаря лаконичной форме, они приобретают символичное и глубокое значение. Работы полны иронии, переходящей в критику и обратно. Бенькович известен своими интервенциями в городское пространство: флаг («No comments») на Миллионной улице, установленный в честь дня российского флага летом 2019 года, а также маска («Крик») на месте убийства политика Немцова в январе 2019 в Москве, участник многих персональных и групповых выставок, его работы находятся в коллекциях Русского музея, ГМЗ «Петергоф», музея современного искусства Эрарта, музея стрит-арта. Выставка работает до 03.11.19.

Константин Бенькович, Коктейли Молотова, 2019

Константин Бенькович, Коктейли Молотова, 2019

– выставку Алисы Йоффе, акциониста и графика, стипендиата Фонда Иосифа Бродского, резидента Американской академии в Риме. Представленная выставка «Alisa Yoffe» – это серия монохромных экспрессионистических полотен, складывающихся в колоссальное мозаичное панно наподобие ленты Инстаграм, в которой автор выделяет из потока повседневности определенные места и моменты. Выставленные работы созданы в форме скетчей, которые художник создает на айпеде и хранит их в облаке, позже самые удачные из них переводит на холст или бумагу с помощью проекции. Используя новейшие технологии, Алиса стремится передать дух современности, его экспрессию. В 2018 году Алиса вошла в Российский инвестиционный рейтинг 49ART как один из перспективных художников до 50 лет. Выставка работает до 03.11.19.

DSC00397-13

Алиса Йоффе

Автор | | Ольга Серегина,
арт-обозреватель

 

Поделиться: