Колонка арт-обозревателя журнала Ольги Серегиной о самых ярких выставках и арт-событиях города на этой неделе.
08.12.23. Культурный центр Elohovskiy Gallery в юбилейный год В. В. Маяковского открыл выставку «Фолловеры и хейтеры В. В. Маяковского: как любили и ненавидели поэта в первой половине ХХ века». Выставочный проект рассказывает, как в разных социальных группах менялось отношение к поэту и его творчеству. Что в разные годы писали о Маяковском профессиональные критики, другие поэты, а также взрослые и юные читатели. В стилизованных интерьерах галереи экспонированы редкие издания и артефакты из частных коллекций. Среди них: прижизненные издания и автографы поэта, книги из его домашней библиотеки, различные документы, графика и др. Особый интерес представляет «читательский» зал, где представлены письма поклонников и поклонниц поэта. Частью экспозиции является ролик, в создании которого принял участие артист театра «Ленком» Игорь Коняхин, исполнитель главной роли в музыкальной драме «Маяковский» Алексея Франдетти. Экспозицию дополняют графика и печатные издания из фондов Института мировой литературы им. А. М. Горького, Российской академии наук и Государственной публичной исторической библиотеки России. К открытию выставки приурочена презентация книги Людмилы Ларионовой «Фолловеры и хейтеры В. В. Маяковского: как любили и ненавидели поэта в первой половине XX века» (Москва: Бослен, 2024). В ней собраны и проанализированы читательские реакции на творчество и фигуру поэта, сохранившиеся в качестве рецензий, писем, записок, статей, воспоминаний, отчетов. Расписание лекций и кураторских экскурсий размещено на сайте галереи. Куратор: Людмила Ларионова, кандидат исторических наук, зав. отделом истории книжной культуры ГПИБ России, руководитель антикварно-букинистических экспозиций Elohovskiy Gallery, член Национального союза библиофилов. В зале современного искусства представлены работы художника Аси Багаевой. Выставка работает по 18.02.24.
Фотографии предоставлены галереей
11.12.23. Музей современного искусства «Гараж» представил итоги 2023 года и объявил планы развития Дома Наркомфина на 2024 год. Дом Наркомфина был проектом «жилья переходного типа»: идея перехода от прежних форм буржуазного и семейного быта к коммунальному принадлежит архитектору Моисею Гинзбургу и его ученику Игнатию Милинису. Заказчиком выступил народный комиссар финансов, идеолог нового градостроительного плана Николай Милютин, а дом предназначался для работников Народного комиссариата финансов. Строительство дома началось в 1928 году, закончилось в 1930-м — в разгар конструктивизма в архитектуре. Реставрация и отчасти реконструкция квартир, целью которых было восстановление оригинальных внешней и внутренней планировки дома, ленточного остекления, цветовых решений и отдельных архитектурных элементов, были завершены в 2020 году.
В 2021 году команда Музея «Гараж» инициировала институциональный и исследовательский проект по изучению Дома Наркомфина, одной из самых известных экспериментальных построек в СССР рубежа 1920–1930-х годов. В 2023 году Дом Наркомфина начал функционировать как публичный проект. Был запущен сайт, на котором собрана вся информация о Доме и возможностях его посещения. На первом этаже жилого корпуса открылся книжный магазин с редкими изданиями по истории конструктивизма и авангарда, книгами по дизайну и архитектуре; также в нем можно найти специальные коллекции, посвященные Дому, которые создаются в сотрудничестве с российскими дизайнерами и творческими объединениями. В публичном пространстве коммунального блока проходят книжные презентации, встречи с художниками и другие события. С 16 по 17 декабря на первом этаже будет работать поп-ап-магазин, в котором будет представлена капсульная коллекция петербургского бренда solutions. Выпускниками совместной магистратуры Музея и НИУ ВШЭ «Практики кураторства в современном искусстве» был реализован выставочный проект «Опытная ячейка 13 16 45». Кураторы назвали его «вставкой»: работы художников встраивались в архитектуру конструктивистского здания. В этом году была также выпущена книга историков архитектуры Елены Овсянниковой и Николая Васильева «Архитектура Дома Наркомфина: вчера и сегодня», которую можно рассматривать и как путеводитель по Дому. В Доме регулярно проходят экскурсии, во время которых участники оказываются внутри здания и узнают, как строители, инженеры и архитекторы экспериментировали с пространством, цветом стен, материалами для строительства и этажностью квартир-ячеек. Команда Музея «Гараж» провела более 500 экскурсий, которые посетили более 5000 человек.
В 2024 году планируется завершить трансформацию Дома в полноценный музейно-выставочный комплекс. В планах «Гаража» осуществить проекты:
– «Наркомфин как опыт утопии» — совместный проект с командой исследователей авангарда «1931», в рамках которого две ячейки типа F будут восстановлены в соответствии с планами архитекторов 1920-х годов.
– Резиденция для исследователей и гостевые номера на крыше, где смогут разместиться как исследователи и представители культурного сообщества, так и друзья Музея.
– Выставки в ячейке П, расположенной в жилом корпусе. Проекты будут посвящены самым разным аспектам, связанным с Домом, — от социальных до архитектурных. Потенциальные темы экспозиций — «Детский сад», «Привратник», «Техбетон», «Как жильцы получали квартиры».
– Новое издание книги «Архитектура Дома Наркомфина: вчера и сегодня». Книга выйдет в обновленном дизайне и с новыми иллюстрациями.
– Музей «Гараж» продолжит адаптацию пространства на первом этаже коммунального блока для проведения публичных мероприятий различных форматов и расширит экскурсионную программу, добавив новые маршруты.
Фотографии предоставлены пресс-службой «Гаража»
11.12.23. Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева, Государственный музей Константина и Виктора Мельниковых и строительный холдинг «Группа ЛСР», совместно с Архитектурным бюро «Рождественка» провели пресс-конференцию и объявили о начале основного этапа реставрации объекта культурного наследия федерального значения «Экспериментальный жилой дом, 1927-1929 гг., архитектор К.С. Мельников». 28 ноября 2023 года было получено разрешение на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия от Департамента культурного наследия города Москвы. Реставрация Дома Мельникова начнется в декабре 2023 года. Первое масштабное научное обследование Дома Мельникова проводилось в 2017–2019 годах. По итогам обследования состояние здания отнесено к категории «ограниченно работоспособное состояние». При соблюдении надлежащих условий эксплуатации, проведении мониторинга и своевременных поддерживающих ремонтных работ здание можно считать пригодным для использования в качестве объекта музейного показа с жесткими ограничениями по числу и суммарному весу посетителей. Важнейшим фактором сохранности Дома Мельникова является также соблюдение нормативного температурно‑влажностного режима в его помещениях.
Один из крупнейших строительных холдингов России «Группа ЛСР» с 2021 года является Генеральным партнером Музея архитектуры по сохранению Дома Мельникова предоставляет необходимые средства для научной реставрации шедевра авангарда. Директор по информационной политике и корпоративным коммуникациям «Группы ЛСР» Александр Зильберт, – «Возрождение и сохранение культурного наследия страны – одно из трех основных направлений благотворительной деятельности нашей компании. Дом Мельникова – признанный шедевр мировой архитектуры, а сам Константин Степанович, именем которого мы назвали улицу в ЖК «ЗИЛАРТ», – величина планетарного масштаба, ибо его идеи опередили время и актуальны до сих пор. Нам кажется, что именно такие проекты и должны поддерживаться лидерами строительной России». В связи с началом работ Музей пригласил специалистов и экспертов в области архитектуры ХХ века, а также потомков архитектора в Наблюдательный совет за реставрацией Экспериментального дома-мастерской К.С. Мельникова. Проект реставрации в 40 томах был окончательно утвержден Мосгорнаследием 28 ноября 2023 года, в связи с чем появилась возможность начала основного этапа реставрационных работ. Реставрационные работы будут проводиться с декабря 2023 года до конца 2025 года в несколько этапов. Результаты пред-реставрационного исследования опубликованы на сайте музея в разделе «Музей Мельниковых» и по ссылке. Позиция Музея по вопросам обследования, проекта реставрации, финансирования носит открытый характер.
11.12.23. Музей архитектуры имени А.В. Щусева организовал для журналистов пресс-тур в Дом Мельникова, предложив уникальную возможность увидеть Дом Мельникова без исторической обстановки.
Фотографии Ольги Серегиной
12.12.23. Фонд культуры «ЕКАТЕРИНА» представил выставочный проект «Зима, и всё опять впервые». Зимняя тема всегда занимала особое место в русском искусстве разнообразных направлений и течений. На выставке «Зима, и всё опять впервые» куратор предлагает посмотреть на наступающее время года сквозь призму трёх разных художественных подходов. Первый раздел выставки посвящён любованию этим особым состоянием природы через произведения искусства. Здесь представлены фотографические шедевры 1920-1930-х годов Николая Андреева, Леонида Шокина, Петра Клепикова и Сергея Иванова-Аллилуева из собрания Мультимедиа Арт Музея, Москва. Отдельной темой в экспозиции прозвучит образ снегопада. В знаковой инсталляции «Шарманка», части большого проекта «Населенный пункт» Александра Бродского, маленький город спрятан в большой аквариум. В работах Рината Волигамси и Константина Батынкова снегопад становится полноценным героем, организуя медитативный и всеобъемлющий ритм. Зимнее время года – это ещё и сон природы, а затем её обновление и перезагрузка естественного жизненного цикла. Как на белом холсте, художники выстраивают свои композиции на снегу. Последний раздел выставки посвящён нашему восприятию зимы как времени праздников, сказок и игр. В качестве художественного метода принцип игры становится главным в произведениях Сергея Шутова, Марии Сафроновой, Ольги Чернышёвой, Ирины Кориной, Осмысление зимней темы в искусстве не исчерпывается выбранными тремя художественными стратегиями. Собранные в пространстве выставочных залов произведения на зимнюю тему предлагают зрителю взглянуть в новом ключе на извечное и обыденное, увидеть красоту и умиротворение в окружающей нас повседневности. Куратор: Игорь Волков. Выставка работает по 14.02.24.
Фотографии предоставлены пресс-службой проекта
12.12.23. Центр визуальной культуры Béton представил выставку «Япония. Другой мир», на которой демонстрируется более 70 оригинальных работ японских фотоателье конца ХIХ века, гравюры, скульптуры, уникальные аутентичные доспехи самураев и шлем судзи кабуто. Япония на протяжении двух столетий существовала в полной изоляции. Только в XIX веке «невиданный архипелаг» открылся миру. И именно фотография во многом стала символом выхода Японии из изоляции. Иностранцам она дала возможность всмотреться в новую экзотическую страну, а японцам – не только рассказать гостям о своей культуре, быте, нравах и обычаях, но и продемонстрировать насколько быстро они осваивают технические достижения западной цивилизации. На выставке представлены уникальные фотографии, раскрашенные вручную. Природные ландшафты, архитектурные объекты, сцены, отражающие быт и ремёсла японцев, самураи, монахи, борцы сумо, гейши, обитательницы чайных домов, актёры – благодаря большому комплексу сохранившихся снимков, зрители ХХI века смогут увидеть то, что так поражало и трогало всех, кто попадал в Японию в ХIХ столетии. Украшением экспозиции являются традиционные цветные гравюры укиё-э – японская ксилография, являвшаяся своего рода предшественницей фотографии. Название жанра переводится с японского как «картины изменчивого мира». На гравюрах изображались популярные актёры театра кабуки, «бидзин-га» («картины красавиц»), исторические мотивы и пейзажи. Сюжеты укиё-э, представленные на выставке, так или иначе связаны с искусством фотографии. Экспозицию дополняют аутентичные предметы. Опыт Востока, в том числе Японии, оказал сильное влияние на развитие новых направлений в искусстве: на импрессионизм, ставшим первой выраженной альтернативой «большому стилю», а в последующем – на постимпрессионизм. С развитием кинематографа, компьютерных игр, виртуальной реальности, воздействие восточной культуры на европейскую продолжало расти. Такие явления как киберпанк, стимпанк, жанр фэнтези и другие представляют собственную трактовку, по сути, всё того же удивительного восточного феномена – сочетания традиций глубокой древности с парадигмой высоких технологий. Выставка работает до 04.02.24.
Фотографии предоставлены галереей
12.12.23. Архитектурно-дизайнерская студия BURO ALL DESIGN и галерея цифрового искусства Generative Gallery заключили партнерство и представили в BURO ALL GALLERY первую совместную выставку цифрового искусства The Glow In Freezing Winds. Цифровое искусство становится все более важной частью современного культурного ландшафта. Диджитал-арт выходит за пределы онлайн-платформ на экраны и другие носители, и использование цифровых элементов становится неотъемлемым аспектом современного дизайна. Первая совместная выставка цифрового искусства, The Glow In Freezing Winds, объединяет работы художников Кристины Сидоровой, Евгении Шабуниной (ejaneress), Яры Кирсановой, monolesan и Андрея Максимова (inv4r3d), которые рефлексируют о своих впечатлениях от чарующего, завораживающего, опасного и яркого зимнего сезона. Самые суровые климатические условия рождают сказочные сюжеты и визуальные чудеса: зимнее гало, северное сияние, радужные снежинки и внушительные льды вдохновляют художественную мысль на спектр ярких ассоциаций. Выставка работает до 29.02.24.
Фотографии предоставлены пресс-службой проекта
12.12.23. Галерея Serene представила групповую выставку The night is young. В групповой выставке представлены произведения двенадцати художников, работающих в разных техниках и медиумах, в том числе новые графические работы от Ксении Драныш и Николая Алексеева, живопись Вики Кошелевой и Натальи Зотиковой, а также мраморная скульптура Константина фон Рибена, созданная специально для проекта. Выставка работает до 31.01.24.
Фотографии предоставлены пресс-службой проекта
13.12.23. СМИ была представлена новая ярмарка современного искусства |catalog|. С 15 по 17 декабря 2023 года Ассоциация галерей (АГА) проводит в Москве первую ярмарку современного искусства |catalog|. Площадкой ярмарки выбрано здание 1903 года, построенное по проекту архитектора А.Э. Эрихсона. С 1879 года в нем располагалась типография И.Д. Сытина, в советское время получившая название Первой образцовой типографии. Здесь бывали С.А. Есенин, А.М. Горький, Л.Н. Андреев и другие. На протяжении XX века здание не раз перестраивалось, но сохранило облик начала прошлого столетия и является примером промышленной архитектуры того времени.
Ярмарка планируется как ежегодная и будет проходить не только в Москве, но и в других городах России. В каждом из них организаторы будут учитывать локальный контекст и особенности местной художественной сцены. Отличительная черта |catalog| — экспозиционный формат, предполагающий представление на одном стенде как состоявшихся, так и молодых художников. По условиям ярмарки каждая галерея представляет от одного молодого художника. Организатором ярмарки выступила Ассоциация галерей (АГА). Инициаторы — галеристы Дмитрий Ханкин, Александр Шаров и Алина Крюкова и основатель ЦСИ Винзавод Софья Троценко. Инициативу поддержали Андрей Северилов и Валерий Носов — издатели концептуального проекта об искусстве и стиле Black Square.
В первом выпуске ярмарки примут участие более 30 галерей. Свои стенды подготовят как члены-участники АГА, так и другие галереи: 11.12 GALLERY, ART&BRUT, ARTSTORY, ARTZIP, ASKERI GALLERY, a–s–t–r–a, FINEART, Futuro, JART, Lumiere Gallery, PA Gallery, ПиранезиLAB, Pogodina Gallery, pop/off/art, Ruarts Gallery, Syntax Gallery, Totibadze Gallery, VLADEY, XL Gallery, «Восточная галерея», Галерея Гридчинхолл, Е.К.АртБюро, КРОКИН Галерея, «КультПроект», Наковальня, Triumph Gallery, ЦВК Béton, PENNLAB Gallery, HSE ART GALLERY, HIDDEN PLACE, Postrigay Gallery. Галереи представят работы более 180 художников — Эрика Булатова, Алексея Морозова, Миши Никатина, Романа Сакина, Алисы Горшениной, Паши Бумажного, Евгении Дудниковой, Аси Заславской, Лидии Жудро, Екатерины Веселовской, Владимира Грига, Алексея Луки, Константина Батынкова и других. В отличие от традиционного устройства международных ярмарок |catalog| предлагает всем участникам одинаковые условия экспонирования и одинаковые размеры стендов, место которых определяется жеребьевкой.
Специальным проектом ярмарки станет Fresh Talents от Открытых студий ЦСИ Винзавод и компании «Мясной дом Бородина». Проект дает возможность начинающим художникам получить практический опыт участия в таком масштабном проекте, как ярмарка, а посетителям и коллекционерам — познакомиться с работами авторов, которые только переступили порог арт-рынка и еще не попали в пул профессиональных галерей. «Мясной дом Бородина» активно запускает коллаборации с современными российскими художниками (Павел Пепперштейн, Антон Бунденко), работает с ярмарками искусства и музыкальными фестивалями, собрал крупную коллекцию Русской гравюры и приступил к формированию коллекции живописи, а также ранее уже реализовал проекты в образовательных художественных учреждениях, в МЦХШ при институте им. В. И. Сурикова и в лицее им. Иогансона.
Ярмарка поддерживает несколько направлений деятельности Ассоциаций галерей, главное из которых — развитие российского арт-рынка. Ярмарки, как важнейшие институции современного искусства, могут стимулировать рост рынка не только количеством, но и своей периодичностью. Планируемые несколько выпусков |catalog| в год в разных городах России позволят зрителям каждый сезон знакомиться с актуальным искусством страны.
Фотографии Ольги Серегиной
14.12.23. East Meets West Gallery совместно с Государственным музеем-культурным центром «Интеграция» открыли в Музее Николая Островского выставку «Лаборатория художника Игоря Ширшкова». Для этой выставки были отобраны работы из проектов разного времени. Цикл работ «Погружение в книгу» – это авторский алфавит, созданный художником. В проекте «Люди-знаки» проводится параллель между человеком и знаком. Работы из проекта «Движение белого» исследуют различные состояния света и цвета в структурных системах, решая новые задачи формализма. В проекте «Архитектурный абстракционизм» автор обращается не только к живописным и графическим произведениям, но и к объектам. Пространственные объекты Игоря Ширшкова к настоящему времени вышли за рамки мастерской, за рамки выставочного зала и залов музея. Они вышли в городскую среду и стали знаками «новой архитектуры» городской среды, которая появилась в России только в конце XX-начале XXI веков. 30 сентября этого года в г. Кемерово состоялось официальное открытие арт-объекта Игоря Ширшкова «Ворота счастья». Куратор проекта: Татьяна Палеева. Выставка работает по 14.01.24.
Фотографии предоставлены галереей
14.12.23
Автор || Ольга Серегина,
арт-обозреватель