Колонка арт-обозревателя журнала Ольги Серегиной о самых ярких выставках и арт-событиях города на этой неделе.
13.05.21. Всероссийский музей декоративного искусства и Московская школа современного искусства при поддержке Британской высшей школы дизайна представила выставку-интервенцию «Мы жили так странно две тысячи лет» в постоянной экспозиции «Русский стиль. От историзма к модерну» во Всероссийском музее декоративного искусства. Это диалог молодых художников выпускников курса «Современное искусство» MSCA с «русским стилем» – важнейшим явлением в декоративном искусстве конца XIX и начала XX века. Художники выступают интерпретаторами культурных традиций, обращаясь к проблематике русского стиля через цитирование и переосмысление мифов, образов, символов, предметов, литературы. На выставке представлены работы, выполненные в различных медиа в том числе с применением искусственного интеллекта: скульптура, объекты, графика, видео, инсталляция, перформанс, саунд-арт, живые растения. Для молодых авторов данного проекта поиск культурных кодов стал крайне важной составляющей для формирования художественного высказывания в современном контексте и окружающей нас повседневности. Поиск приводит к пониманию, что связь с культурой, которая стала основной для формирования эстетики и элементов быта того времени, по большому счету утрачена, и, соответственно, можно наблюдать разрыв с современной социокультурной идентичностью. Обращая внимание на один из важнейших периодов становления русского искусства, молодые художники переосмыслили идею развития не только культуры, но и общества в целом, и, как бы реконструируя прошлое, они строят новое будущее через диалог и интервенцию в экспозицию выставки «Русский Стиль. От историзма к модерну». Произведения, представленные на выставке, являются первой частью дипломных проектов студентов курса «Современное искусство». Вторая часть дипломных проектов будет показана в рамках Винзавод Open в середине июня. Куратор: Михаил Левин. Выставка работает до 24.06.21.
Фотографии предоставлены pr-службой MSCA
13.05.21. «Открытый клуб» отмечает своё десятилетие выставкой одной уникальной коллекции — это обширная панорама обложек и иллюстраций, созданных для журнала «Костёр» с 1956 по 1991 год. Ежемесячный литературно-художественный журнал «Костёр» для школьников младшего и среднего возраста был основан летом 1936 года в Ленинграде. Его первым редактором стал Самуил Маршак. Этот факт позволяет рассматривать журнал не только как самостоятельный феномен и ещё один памятник соцреализма, но и как своего рода преемника журналов «Чиж» и «Ёж». На страницах детских журналов печатались значимые писатели и поэты своего времени, а иллюстрации создавали известные художники и мастера книжного дела. Большой временной отрезок позволяет проследить как за трансформацией отдельных авторов (многие художники работали для «Костра» десятилетиями), так и за изменениями жизни страны в целом; каждая эпоха имела своё лицо, свои насущные и актуальные сюжеты. В экспозиции представлены работы Алексея Пахомова, Владимира Конашевича, Константина Рудакова, Александры Якобсон, Валентина Курдова, Владимира Гальбы, Михаила Беломлинского, Леонида Каминского, Георгия Ковенчука, Светозара Острова, Виктора Травина, Ивана Харкевича-Храповицкого и многих-многих других. Выставка работает по 25.05.21.
Фотографии предоставлены «Открытым клубом»
13.05.21. Объединением «Выставочные залы Москвы» по случаю открытия фестиваля «Дни авангарда 2021. НЭП» была организована экскурсия по дому Моссельпрома, дефиле эпохи НЕПа от студии Ретрообраз. С 14 по 20 мая 2021 года в Москве проходит 5-ый общегородской фестиваль «Дни Авангарда». В этом году фестиваль посвящен столетию НЭПа – Новой экономической политики. В программе вечер фокстрота и шимми, прогулки по конструктивистским рабочим поселкам и универмагам 1920-х годов, авангардное кино, кабаре, экспериментальная медицина того времени, другие необычные экскурсии и выставки. Директор Объединения Выставочные залы Москвы Ксения Фаресова: «На сегодняшний день культура авангарда привлекает все больше интереса среди горожан, поэтому при формировании программы, мы старались учесть максимально широкую аудиторию. Галерея «На Шаболовке» уже давно является признанным экспертом в теме авангарда и главной точкой исследования этого периода на карте столицы, поэтому трудно переоценить, какое огромное значение имеет фестиваль для популяризации истории города и культурного облика Москвы. В этом году фестиваль проходит в пятый раз и впервые в таком масштабе: более чем на 10 площадках пройдут лекции, мастер-классы, кинопоказы, музыкальная программа и многое другое. Для Объединения «Выставочные залы Москвы» это большой шаг вперед, так как фестиваль вошел в список общегородских мероприятий города.». Открытие «Дней авангарда» пройдет в Музее Москвы 14.05.21. с выступлением Шумового оркестра под руководством Петра Айду, на котором аутентичный репертуар 1920-х годов будет исполнен на воссозданных по образцам того времени инструментах. Затем пройдет перформанс студентов ГИТИСа и театральных художников, лекции Марины Красновой и Александры Селивановой о творческом объединении Маяковского и Родченко в 1920-е годы. Программа завершится кинопоказом фильма «Аэлита» (реж. Яков Протазанов, 1924 год) в сопровождении фортепиано и терменвокса. В течение вечера будет работать авангардный маркет и проходить детские мастер-классы. Кураторы Фестиваля: историк архитектуры, куратор Центра авангарда и Галереи «На Шаболовке» Александра Селиванова, заведующая отделом ГМИРЛИ имени В. И. Даля «Дом И. С. Остроухова в Трубниках» Марина Краснова, музыкант и преподаватель Московской консерватории Петр Айду, филолог, культуролог и профессор НИУ ВШЭ Ян Левченко. Организаторы: Объединение «Выставочные залы Москвы», Галерея «На Шаболовке» и Центр авангарда.
Программа фестиваля на сайте: https://avantgardefest.ru/
Фотографии предоставлены отделом по связям с общественностью ГБУК г. Москвы «Объединение «ВЗ Москвы»
13.05.21. В ГАЛЕРЕЕ КЛАССИЧЕСКОЙ ФОТОГРАФИИ журнал «MY WAY» представил выставка «MY WAY – МОЙ ПУТЬ», объединившую работы авторов, в разное время участвовавших в боевых действиях. В экспозицию вошли произведения живописи, графики и карикатуры – более ста работ трех художников, работающих в разных жанрах: Ренат Шафиков, майор спецназа ГРУ, участник боевых действий в Афганистане и на Северном Кавказе; Роман Генн, американский карикатурист, автор скандальных шаржей на Джорджа Буша, Барака Обаму, Билла и Хиллари Клинтон, Дональда Трампа, Джо Байдена; Искандер Галиев, участник боевых действий в Афганистане в составе 9-й роты 345-го парашютно-десантного полка, автор идеи и военный консультант культового фильма «9 рота». КАРТИНЫ ШАРИКОВОЙ РУЧКОЙ художника Рената Шафикова посвящены войне в Афганистане, в ней он участвовал после окончания Ташкентского высшего командного училища в 1987 году. Именно в Афганистане молодой лейтенант, командир разведывательного взвода, начал делать наброски шариковой ручкой на листках бумаги. Он всегда носил с собой школьную тетрадку в клетку, а чтобы сэкономить место, заполнял рисунками на листке каждый свободный сантиметр. Многочисленные фрагменты на одной картине могли быть нарисованы в разное время – так получались коллажи. Автор предельно реалистично изображает окружающую его действительность, зачастую не занимая никакой позиции к своим героям. Графика Шафикова лишена пафоса, его работы лиричны и удивительно точно передают атмосферу событий, происходивших в Афганистане 35 лет назад. Ренат Шафиков создал несколько сотен произведений, среди них – иллюстрации к более чем 150 книгам. ВОЙНА НА КОНЧИКЕ КАРАНДАША Романа Генна представляет работы одного из самых известных политических карикатуристов США. В советское время Романа неоднократно забирали в милицию из-за карикатур на советских лидеров. Последние десятилетия художник сотрудничает с крупнейшими американскими изданиями, среди которых «The National Review», «Los Angeles Times», «New York Times», «Wall Street Journal», «Washington Post». Наибольшую известность ему принесли шаржи на политических деятелей прошлого и настоящего, выполненные маслом на холсте в стиле классической живописи. Роман дважды был в Афганистане, запечатлел быт американских морских пехотинцев, наблюдая за людьми, находящимися между жизнью и смертью. При этом на его рисунках почти нет боевых действий: здесь воины за приготовлением пищи, добродушные дехкане, мирно беседующие с патрулем. Война заставляет каждого человека пересмотреть систему ценностей, задуматься о смысле жизни, и, как ни странно, учит гуманности. ОКНА В ИНЫЕ МИРЫ – выставка работ Искандера Галиева, для которого творчество имеет особое значение – кино и живопись стали частью его жизни. Он показывает мир яркими красками через призму фантастических образов и сюжетов. Стиль Искандера можно классифицировать как иронический постмодернизм. Во многом сюжеты его картин строятся на обыгрывании мифологем прошлого, стереотипов массовой культуры, а также пластических деформаций реальности. В картинах ирония приобретает характер провокационного жеста в отношении сложившихся стереотипов мышления людей. Ирония в данном случае возникает в контексте культуры, когда акция художника контрастирует с коллективными представлениями о том, как должны выглядеть картины человека, прошедшего войну. В преддверии выставки Искандер Галиев сказал: «Рисуя на стенах пещер, первобытные охотники производили магическое действие: с помощью картины они могли повлиять на исход охоты или изменить свою Судьбу. Современный художник, по сути, делает то же самое. Создавая картины, мы открываем окна в иные миры» Средства, вырученные от продажи картин, будут переданы в помощь ветеранам-инвалидам и семьям погибших. Выставка работает по 23.05.21.
Листайте галерею>>>
Фотографии предоставлены Public Relations Agency Art PR International
13.05.21. Галерея «Альперт» представила выставочный проект «В поисках Aurea mediocritas» — это рефлексия московских художников на тему взаимоотношения природы и урбанизма, о гармонии и противоречиях. Неизбежная переоценка отношения человека к своей среде обитания, произошедшая за последнее время, обострила восприятие этой проблемы. На одной стороне весов – город с его социальной, культурной и промышленной инфраструктурой, на другой – природа, воздух, бескрайние просторы полей и лесов, ценность которых мы все так остро ощутили в этот период. В экспозиции представлены: серия «Поля России» Юлии Покровской – раскрывающая «красоту природы, как чудо мироздания … бесконечность и лаконичность, широту и глубину пейзажа, когда сменяются поколения, идут годы, столетия, а он все такой же прекрасный, вечный и необъятный»; масштабные стройки и почти супрематические композиции из строительных конструкций в картинах Милы Гавриловой; однообразие типовой застройки и горизонт на закате, увиденный через открытое окно в «Самоизоляции» Инны Вольвак; человек, блуждающий в городских лабиринтах серии работ «Порталы» Ирины Богдановой. Живет своей жизнью и подземное царство города – метрополитен в работах Кирилла Стрюкова. Бесконечная сеть дорог, электрички и поезда дальнего следования, уносящие городских обитателей к солнечным приморским берегам с картин Алексея Ланцева, рассекают своими линиями композиции картин надвое, будто обозначая новый искусственный горизонт. Однако, выставка – не столько об актуальной проблеме, сколько – о чувствах и о красоте, ибо без этого нет искусства. Красота города, иногда неоднозначная, встреченная там, где, казалось бы, ее нельзя увидеть, становится зримой.
Фотографии предоставлены автором-участником выставки Инной Вольвак
Автор || Ольга Серегина,
арт-обозреватель