Колонка арт-обозревателя журнала Ольги Серегиной о самых ярких выставках и арт-событиях города на этой неделе.
05.03.21. В пространстве White Room Foundation состоялось открытие групповой выставки «Тёмная сторона радуги» по итогам резиденции для художников, когда White Room открыл двери своего пространства в качестве мастерских для художников на два месяца с целью поддержать их и создать условия для творчества. В результате open-call из 74 заявок было отобрано 5 художников, работающих в разных направлениях и медиа. Работы, созданные в ходе резиденции – это символический остров знаков в структурных взаимосвязях случайных или бессмысленных данных в стремлении осмыслить не связанные между собой явления и преувеличение их значимости. Авторов интересует тема – почему люди часто наделяют смыслом бессмысленные вещи, тема апофении как синдрома, проявляющегося в склонности находить тайные знаки, и схожести его с творческой деятельностью. Художники: Роман Головко, Таня Клят, Слава Нестеров, Павел Польщиков, Александр Шамеев. Куратор: Виктория Гасанова. Выставка работает до 27.03.21.
Фотографии предоставлены White Room Foundation
05.03.21. Выставочный проект East Meets West Gallery «Рай небесный на земле» был представлен во Всероссийском музее декоративного искусства. Цветы, букеты, цветочные мотивы, растительные орнаменты изначально присутствовали в мировом искусстве – во всех его национальных сегментах и стилевых направлениях от Западной Европы до Китая и Японии, Ирана и Индии. Новый выставочный проект Татьяны Палеевой сосредоточен на созерцании многообразных пластических трансформаций избранной темы, широкой палитры стилистических манер и индивидуальных почерков. Основу проекта составляют произведения ведущих художников XXI века – станковистов и мастеров декоративного искусства, владеющих разными материалами и техниками, а также небольшой уголок цветочной архаики. В экспозиции представлены изделия декоративно-прикладного искусства из стекла, металла, мозаика из натурального камня, современные текстильные панно в авторском исполнении с вышивкой, шитьем, печатью и росписью по ткани, с техникой ассамбляжа, пэчворка, с вышивкой, аппликациями, а также пластические абстрактные формы – из фарфора, глины, напоминающие цветы и сложные природные образования. Раздел декоративно-прикладного искусства украшен экспонатами Музея. Часть предметов в экспозиции по искусству Китая и Японии были предоставлены куратором Татьяной Палеевой. Станковая живопись на выставке объединяет самых разных художников через представленную тему. Выставка работает в ВМДПНИ. Центр моды и дизайна по 05.04.21. Вход по билетам музея.
Фотографии предоставлены куратором Татьяной Палеевой
10.03.21. Государственная Третьяковская галерея совместно с галереей̆ «Триумф» представили выставку-инсталляцию «The Moon Pool. Архив», превратившую зал музея в театральное пространство, с отсылкой к эстетике «Русских сезонов» Сергея Дягилева. Автор проекта Николай Кошелев вдохновляется эстетикой Серебряного века, русского символизма, обращается к наследию художников объединения «Мир искусства». Выставка продолжает практику классиков московского концептуализма по делегированию авторства вымышленным художникам. Проект повествует о нереализованной неким вымышленным художником начала XX века Александром Зильверхофом театральной постановке, которая должна была быть осуществлена в рамках «Русских сезонов» Сергея Дягилева. Это определяет мультимедийный характер экспозиции, а также систему повторяющихся и рифмующихся символов, отсылающих к стилистике и эстетике художников круга «Мир искусства». Согласно «найденным документам», Александр Зильверхоф вырос в Германии в семье российских эмигрантов, получил филологическое образование и занимался немецким романтизмом. В 1903 году он приехал в Россию и познакомился с художниками объединения «Голубая роза». Встреча с ними вдохновила Зильверхофа на создание балетной постановки, в основе которой лежат идеи и биография немецкого драматурга Генриха фон Клейста. В либретто, написанном художником, рассказывается о девушке, которая в поисках умиротворения выходит в лунную ночь на берег пруда, где остается наедине со своими видениями и постепенно превращается в одно из них. Работа над постановкой длилась до 1906 года и не была завершена. Найденный̆ архив включает более ста произведений: эскизы и фрагменты сценографии, фоновый занавес, керамические слепки персонажей̆, сюжетные зарисовки, текст либретто и другие материалы. Воображая события параллельные реальной̆ истории, Николай Кошелев предлагает погрузиться в пространство мифа, где главными действующими силами становятся фантазия и эксперимент. Стратегическим партнером художника стала Ольга Флер, основатель благотворительного проекта Meet For Charity, важный аспект деятельности которого – развитие меценатства в России. Куратор выставки: София Ковалева. Архитектура выставки: Ксения Лукьянова. Выставка работает по 16.04.21.
Фотографии предоставлены галереей̆ «Триумф»
10.03.21. Музей современного искусства АРТ4 представил выставку «И досадно мне стало, что у меня не было и не будет времени заняться искусством». Образы Ленина из коллекции Игоря Суханова». К 150-летию В. И. Ульянова-Ленина. Вынесенная в название цитата взята из воспоминаний Луначарского – 1905 год, революция, Ленин ночует в квартире у товарища. В библиотеке хозяина обнаруживается коллекция художественных альбомов. Владимир Ильич разглядывает их вместо сна, а с утра резюмирует: «Какая увлекательная область история искусства! Сколько здесь работы для коммуниста! Вчера до утра не мог заснуть, все рассматривал одну книгу за другой. И досадно мне стало, что у меня не было и не будет времени заняться искусством». С этого момента пройдет совсем немного времени, и история искусства обогатится десятками тысяч произведений, посвященных Ленину. В России сегодняшнего дня политический спрос на эту фигуру минимален. Проект рассказывает об изменениях образа, оставляя политическую фигуру за пределами исследования. Авторы проекта подчеркивают, что выставку не следует воспринимать как пародию на юбилейные советские выставки и ленинианы, как ностальгическое шоу или шутку. Представленная выставка – попытка представить частное собрание и частный интерес к теме, не так давно обладавшей статусом первостепенной государственной важности. Создатели выставочного проекта пунктирно наметили несколько сюжетов. Первый построен вокруг взаимодействия двух модернизмов – социального и художественного. Модернистский проект социальных преобразований требовал включить образ Ленина в пропагандистскую работу, укрепить авторитетом главного революционера все идеологически значимые места. Отсюда вытекали требования к эстетике. Второй сюжет рассказывает о биографии героя и вариантах ленинского бессмертия: от мифологизированной советской агиографии до конспирологических теорий. Третий подводит к современной ситуации, где Ленин превратился в узнаваемый значок без содержания, в ссылку на рабочем столе, которая никуда не ведет. Четвертый сюжет образован современными произведениями, в которых образ героя выставки становится тревожным. Забытый, отверженный, вытесненный, Ленин вновь проступает сквозь простые фактуры. Завершается выставка небольшой открытой библиотекой из собрания ДК Громов, где можно самостоятельно почитать ленинское наследие и сопутствующие материалы. Кураторы: Александр Дашевский, Игорь Суханов. Выставка работает до 10.04.21.
Фотографии предоставлены PR-агентством «Бедуш & Маренникова»
10.03.21. В Государственном музее Востока при поддержке Фонда Гейдара Алиева была представлена выставка «Сюжеты и образы Низами», посвященная 880-летию великого азербайджанского поэта. В выставке принимают участие Государственный Эрмитаж, ГМИИ им. А.С. Пушкина, Саратовский художественный музей им. А.Н. Радищева, Музей-усадьба Архангельское и Фонд Марджани. В экспозиции представлены 57 музейных предметов: рукописи, миниатюры, графика и живопись, а также предметы быта. Низами Гянджеви (Абу Мухаммед Ильяс ибн Юсуф, около 1141 – около 1209 гг.) оставил потомкам корпус своих поэтических произведений, обычно называемый «Хамсе» («Пятерица»). Задача выставки – показать непрерывную традицию обращения к произведениям великого поэта и то, как гуманистические идеи и эстетические образы Низами понимались и художественно осмысливались в культуре Азербайджана и других стран в Средневековье и Новое время. Кураторы выставки: Илья Зайцев, Полина Коротчикова. Выставка работает по 03.05.21.
Фотографии предоставлены Государственным музеем Востока
11.03.21. В BOOROOM GALLERY открылась персональная выставка художницы Exantres «22° — 22°». Проект SAMPLE при поддержке BOOROOM GALLERY представил московского художника Exantres, или Алену Ракову, и ее работы, посвященные мечтам о далеких и жарких краях. 22° – это градус южной и северной широты. В этом промежутке находятся одни из самых солнечных и теплых мест мира, такие как Южная Америка, южная часть Индии, Индонезия, Полинезия, Новая Гвинея, Таиланд, Карибы. Именно этот отрезок земли с его тропическим климатом, обилием фруктов, цветов и зелени олицетворяет собой вечное лето и то, как его ощущает автор. Exantres часто пишет портреты разных девушек – они постоянные героини её работ. В каждую художник вкладывает часть себя, таким образом они становятся её альтер-эго. Через воссозданные женские образы Exantres передаёт свои внутреннии ощущения и переживания. Настоящее имя Exantres – Алена Ракова. Она также известна как диджей и стилист. В произведениях, представленных на выставке, отражены её любовь к музыке и нарядам. Exantres – «В Москве слишком долгая монохромная зима, так проект «22° — 22°» — это моя тоска по теплу и свету. Уверена, что когда человека окружает красота и сочные цвета, это делает его немного сильнее и счастливее. Образы темнокожих девушек, колоритные сочетания разных материалов, принтов, природных мотивов стали источником моего вдохновения, где в каждой работе героиня — это абсолютно собирательный образ, не привязанный ни к какой нации или расе». Соучредитель и директор по развитию SAMPLE Александра Лекомцева: «В качестве художника Exantres сотрудничает с проектом SAMPLE уже более двух лет…для презентации ее новой серии работ мы объединились с галереей BOOROOM и проведем настоящий весенний праздник».
Фотографии предоставлены организаторами
11.03.21. К 400-летию со дня рождения духовного лидера старообрядчества Музей русской иконы открыл выставку, посвященную протопопу Аввакуму «Аз Аввакум протопоп тако верую». Цель выставки – представить церковный раскол с позиции современного научного знания: через призму произведений иконописи, документов, предметов материальной культуры. В основу концепции выставки лег конфликт эпохи, на многие годы определивший путь развития отечественной истории. Этот конфликт был выражен в непримиримых церковных спорах, литературной полемике и борьбе двух стилей иконописи: традиционного, более условного, и нового, «живоподобного», введенного Симоном Ушаковым и мастерами Оружейной палаты. В состав экспозиции вошли как артефакты, хранящиеся в центральных музеях и библиотеках страны, так и произведения из региональных музеев и частных собраний, некоторые из которых экспонируются впервые. Всего в выставке участвует восемнадцать культурных и религиозных организаций, а также частные коллекционеры Москвы и Петербурга. Наследие протопопа Аввакума – это, прежде всего, рукописные тексты, написанные им и его сподвижниками во время пустозерского заточения и объединенные в три рукописные книги, получившие название «Пустозерские сборники». На выставке в Музее русской иконы представлены оригиналы двух «Пустозерских сборников»: из собрания Дружинина (Библиотека Российской академии наук) и из собрания Барсова (Российская государственная библиотека). Третий сборник (из собрания Заволоко), содержащий текст знаменитого «Жития протопопа Аввакума, им самим написанного», не покидает стен Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН. На выставке представлена электронная копия этого уникального памятника. Таким образом, в рамках выставочного проекта впервые объединены все три сохранившиеся рукописные книги с текстами, написанными самим протопопом Аввакумом и его сподвижниками, ранее не экспонировавшиеся в одном пространстве. Отдельной задачей в рамках организации этой выставки является реставрация рукописного памятника. В рамках взаимодействия с Библиотекой Российской академии наук «Пустозерский сборник» из собрания Дружинина после экспонирования будет передан на долгосрочную реставрацию во Всероссийский художественный научнореставрационный центр имени академика И.Э. Грабаря. Реставрация будет осуществлена на средства Музея русской иконы. Таким образом, музеем будет продолжена сложившаяся несколько лет назад традиция спонсорской поддержки реставрации памятников культуры из государственных хранилищ. По традиции выставка будет сопровождаться изданием научного каталога. Также планируется проведение круглого стола с участием авторов издания и приглашенных экспертов. Выставка работает до 15.06.21.
Фотографии: Wikipedia.com
Автор || Ольга Серегина,
арт-обозреватель