Колонка арт-обозревателя журнала Ольги Серегиной о самых ярких выставках и арт-событиях города на этой неделе.
29.06.23. В Московском музее современного искусства и в галерее HSE ART GALLERY представлена итоговая выставка студентов и выпускников Школы дизайна НИУ ВШЭ «Telling Stories. Большие данные». Кураторы: Александра Кузнецова и Владислав Ефимов. Куратор параллельной программы: Александра Старусева-Першеева. Первый вернисаж состоялся 29 июня в Московском музее современного искусства (Петровка, 25), вторая часть проекта открывается 7 июля в HSE ART GALLERY. Выставка «Telling Stories. Большие данные» посвящена отношениям современных художников с процессами использования, анализа и визуального представления потоков информации. Размытие понятия «реального», связанное с повсеместной дигитализацией, порождает тревогу, недоверие и часто непонимание объективности происходящего. Визуальные, аудиальные исследования производятся не только учеными, но и художниками, фотографами, дизайнерами. Авторский художественный подход предполагает неожиданные сопоставления и выводы, сделанные не только на основании математических моделей, но и произвольно, с полным пониманием важности интуитивных сопоставлений «аналоговых» и «цифровых» моделей реального мира. Выставка сопровождается дискуссионной программой «Да—но». Помимо образовательных инициатив команда проекта подготовила экскурсии, музыкальные концерты и другие мероприятия. Telling Stories — это некоммерческий фестиваль, основанный Факультетом креативных индустрий НИУ ВШЭ в 2018 году. Он посвящен тенденциям, инновациям и последним достижениям в области медиа, искусства, дизайна и креативных индустрий в целом. Фестиваль стал платформой, где лидеры мнений и эксперты делятся своим видением тенденций. На обеих площадках выставки работают по 13.08.23.
Фотографии предоставлены Школой дизайна НИУ ВШЭ
29.06.23. Галерея Элизиум и ARTinvestment.ru представили выставку «Скульптуры ставятся на века». В едином пространстве встретятся работы трех скульпторов-шестидесятников, составлявших творческую группу «ЛеСС» — Владимира Лемпорта, Вадима Сидура и Николая Силиса. На выставке представлены скульптуры, графика и литературное творчество мастеров. Группа «ЛеСС» существовала в 1954-1968 годах. Лемпорт, Сидур и Силис познакомились во время учебы в Строгановском училище, тогда же Сидуру и Силису пришла идея создать творческое сообщество. Название трио получилось из инициалов скульпторов. Их сотрудничество продолжалось на протяжении 14 лет. Вместе они написали статью «Против монополии в скульптуре», в которой критиковали существующую систему получения заказов – молодым авторам попасть в нее было крайне трудно, а свободы самовыражения им тоже не предоставляли. Под именем «ЛеСС» Лемпорт, Сидур и Силис создали скульптуры для главного корпуса МГУ и Дворца науки и культуры в Варшаве. В 1956 году состоялась их первая выставка, одна из немногих, где экспонировались работы всех трех участников «ЛеССа». Современники называли триумвират Лемпорта, Силиса и Сидура «невозможным сообществом» — сложно было представить более непохожих в творческих подходах мастеров. Тем не менее, они много лет проработали в одной мастерской, а после распада группы Силис и Лемпорт, покинув общее пространство на Комсомольском проспекте, обосновались в новой творческой лаборатории, где и продолжали работать – вплоть до кончины Владимира Лемпорта. Директор галереи «Элизиум» Марина Молчанова: «Проект «Скульптуры ставятся на века» особенный, он объединяет абсолютно разных творцов. Тем не менее, несмотря на сложности, они довольно долго работали вместе и даже подписывали свои работы своим общим именем — «ЛеСС». Их единственная совместная выставка была в 1956 году, после этого они участвовали в основном в коллективных экспозициях. В 2015 году произведения Силиса, Сидура и Лемпорта вновь встретились – в проекте «Скульптуры, которых мы не видим». И, наконец, в 2023 году произведения этого творческого трио покажут в стенах нашей галереи». Выставка работает в галерее Элизиум до 27.08.23.
Фотографии предоставлены пресс-сопровождением проекта
02.07.23. По итогами open call, проведенного весной-летом 2023, галерея «Квартира S» совместно с дизайн-центром ARTPLAY открыла выставку «Все начинается с…». В рамках выставки авторам было предложено представить живописные и графические работы, коллажи, скульптуру, посвященную теме того, с чего, по их мнению, начинается Жизнь и самоопределение человека. Куратор выставки: Мария Графутко. Участники выставки: Анна Митрофанова, Инна Сумина, Ирена Грегор, Виктор Третьяков, Ирина Талибова, Мария Дергунова, Наталья Венева, Юлия Хищенко, Елена Веремеева, Kato Surnali, Оксана Баронина, Светлана Родина, Людмила Береснева, Анита Романова, Вера Куликова, Белла Новинькова, Алена Попова, Екатерина Ерохина, Сашаче, Ира Иго, Татьяна Федоровская, Татьяна Огильви-Стасевич. Вернисаж: 08.07.23. Выставка работает в центре Артплей по 31.07.23.
Фотографии предоставлены галереей
04.07.23. В выставочном зале Фонда Андрея Чеглакова состоялось открытие коллективной выставки «ПЕРЕМЕННАЯ ОБЛАЧНОСТЬ», посвященной группе «Колибри». Выставочный проект стал своеобразным отчетом о коллаборации поздних «Колибри» и современных художников, чье творчество вдохновляет группу и составляет основу работ актуального периода ансамбля. Группа «Колибри» (Андрей Шелютто, Алёна Коган), сумевшая преодолеть границы музыки, начала освоение новых видов искусства: живописи, театра, инсталляции, медиа. Экспозиция разделена на две смысловые части, которые олицетворяют последние актуальные этапы творчества группы «Колибри». Пройдя через два этажа выставки — два коллективных художественных мира, зритель увидит, как искусство расширяет свои границы и использует для реализации творческих замыслов все возможные жанры, форматы и виды, погружая зрителя в контекст созидания и превращая его из наблюдателя в соучастника. Каждый из участников проекта — самостоятельный художник со своей эстетикой и узнаваемым почерком и языком. Выставка не столько жесткий каркас, конкретно связанный с тем, что делает «Колибри», но скорее облако смыслов и попытка в заданных обстоятельствах раскрыть творческую вселенную каждого участника.
Андрей Шелютто, чьи картины, написанные им в разное время, легли в основу визуального оформления последних музыкальных композиций ансамбля — альбома «Счастья нет» и трибьюта группе «Передай другому», заново переоформляет свои работы для обложек, снабжая их каллиграфическими надписями. Графический дизайн афиши выполнила Арина Облакова. В разделе экспозиции, посвященном последнему альбому группы, представлена подборка оригинальных живописных работ Шелютто разных лет. Один из объектов, созданных Шелютто, — витрина с выполненными в размер dvd-диска копиями обложек трибьюта. Вместе они составляют впечатляющую коллекцию миниатюр, гордость собирателя этикеток. Звуковое сопровождение этой части экспозиции — все песни трибьюта, опыты прочтения бессмертных хитов «Колибри» современными музыкантами.
Алена Коган, художник-постановщик спектакля, работавшая над созданием спектакля–презентации последнего альбома группы «Счастья нет», трансформирует пространство выставочного зала в тотальную инсталляцию «Облачное пространство».
На протяжении двух месяцев в выставочном зале Фонда Андрея Чеглакова будут проходить мероприятия, посвященные выставке и группе «Колибри», которые будут анонсироваться отдельно. Кураторы выставки: Денис Рубин и Майя Авеличева. Выставка работает до 03.09.23.
Фотографии предоставлены пресс-службой Фонда Андрея Чеглакова
04.07.23. В пространстве школы masters состоялось открытие выставки Глеба Баранова «Kingdom of Angels». Молодой художник из Краснодара Глеб Баранов, закончив Морскую академию и став помощником капитана судна, перенес этот опыт в творчество и создал свой художественный язык. Его живопись сродни мифотворчеству. В своей практике художник обращается к теме памяти, реконструирует различные культурные слои. Собственные миры художник наполняет литературными и религиозными сюжетами, эстетикой компьютерных игр и повествовательным стилем неонуарных детективов. Он совмещает традицию средневековой миниатюры с новейшими эстетическими приемами. Отталкиваясь от обрывков воспоминаний и личного экзистенциального опыта, Глеб выходит в поле создания отвлеченных историй. Сюжеты художника многомерны, многообразны и наполнены не только примитивистским юмором, но и философией. Серия представленных работ отсылает к личному опыту художника, когда он работал на судне в Персидском заливе и вечерами на вахте слушал по местному радио иранскую классику. Погружаясь в мир Глеба Баранова, мы вступаем в игру между скрытым и проявленным, очевидным и данным в намеке. «В медитативном погружении я представлял земли, на которые не мог ступить. Чтобы передать эстетический опыт от прослушивания иранской музыки, я писал заметки о путешествии, затем разрезал их на части, мешал и составлял заново. Эти текстовые работы утеряны, но остались ощущения, с которыми я продолжил работу», — Глеб Баранов. Специально к выставке разработан ограниченный тираж открыток с живописью автора. Куратор: Анна Заведий. Выставка работает до 31.07.23.
Фотографии предоставлены пресс-сопровождением выставки
04.07.23. В галерее ГУМ-Red-Line состоялось открытие персональной выставки Фарида Богдалова «Девятый вал». Интервью-комментарий куратора проекта Михаила Сидлина для Cabinet de l’art в предыдущем Арт-обзоре по ссылке
Фотографии предоставлены галереей
06.07.23. Галерея «Открытый клуб» представила выставочный проект Татьяны Ян «Reverse 2023>>1993», раскрывающий две стороны одного художника. Объединённая темой натюрморта, экспозиция представляет работы, созданные в начале 1990-х, и современные, написанные специально для выставки. Художник наделяет собственным смыслом, каждый предмет — и древний обломок, и свежую ветвь боярышника, и драпировку, по-римски монументально покоящуюся на столе. На холстах и графических листах сегодняшней Татьяны Ян мы встречаем тех же персонажей, те же «крохи, осколки, обломы, фрагменты, гигантские стручки и неведомые плоды». Но изменилось звучание: вместо тихого диалога друг с другом предметы говорят с нами, повествуя об античности, о римских рунах, о бесконечности. «Слушать каждый малый предмет как вслепую, на ощупь, внимательно и пристально. Это собрание незначительностей уже несколько десятилетий хранит на себе мой взгляд, и пришло время вглядеться в них снова. Они остались в моей жизни как безмолвные свидетели. Это разговор с собой через прошедшие годы. Хрупкость и обнажившиеся жилы засохшего листа хосты, спасительная спираль раковины, погрешности литого стекла, мягкая глубина ржавчины, а рядом — трепетность лепестков первоцветов. Всё это — константы, не тронутые внешним ходом жизни. Тихая vita мёртвой натуры. Случайности жизни, дальняя её окраина, забытая провинция». Выставка работает по 18.07.23.
Фотографии предоставлены
06.07.23. Галерея «Наковальня» представила персональный проект Михаила Рубанкова в пространстве отеля Marco Polo. Тотальная инсталляция «Номер 304» создана художником в одном из номеров отеля. В работе объединены различные медиумы – графика, реди-мейд, скульптура, что характерно для творчества Рубанкова. Графическая серия и несколько отдельных скульптурных работ дополнятся узнаваемыми по форме работами-глазками, спрятанными в неочевидных местах в номере. Общим лейтмотивом выставки является атмосфера присутствия тревожащей тайны, чего-то по-кафкиански странного. Особенность работы заключается в интерактивности, так как номер доступен для проживания. В качестве наиболее близкого направления работы художник выделяет концептуализм, а общее настроение произведений наполняет пост-иронией, метафоричностью, множественностью смыслов и трактовок. Вопросы, которые Михаил отображает через работы затрагивают обширный спектр глубоких тем: от места индивида в социуме до погружения в бессознательное. Связующим звеном художественного высказывания становится саунд-сопровождение, созданное Антоном Мизеровым. Куратор: Роман Шалганов.
Фотографии предоставлены галереей
06.07.23. VLADEY представил предаукционную выставку ART&DESIGN. Проект VLADEY ART&DESIGN предлагает увидеть в представленных на выставке произведениях, синтез искусства и дизайна, эстетики и концептуальных идей. В экспозицию вошли произведения отечественных художников и дизайнеров. Работы выставки показывают широкий спектр предметов интерьера — от объектов, скульптуры и живописи до авторских предметов мебели. Многие из них выполнены с использованием сложных авторских или старинных техник, в том числе редкое позднее произведения Элия Белютина 1991 года, изящное зеркало из серии «Неглиже» команды Fresh Glass 2022 года, ковер «Венера» от художника Владимира Дубосарского 2016 года, скульптура дизайнера Ника Белова «Колонна-скерцо» (2022 года), текстильное произведение Гульнур Мукажановой из серии «Момент Настоящего». Куратор выставки: Надежда Ананьева. Надежда Ананьева: «Для меня произведения, в которых соавтором выступает сама природа — абсолютное искусство! Глина, стекло, металл, шерсть, войлок, бумага — материалы, дающие вдохновение, глубокие медитативные переживания и тончайшие эмоции. Мне как профессионалу абсолютно понятно, почему в лучших и самых стильных и модных домах коллекционеров искусства всегда присутствуют объекты, создающие интересную и сложную сценографию, тактильно и визуально разнообразные слои. Безусловно, в этом огромная заслуга крафтовых предметов искусства. Такие произведения уже стали предметом самого страстного коллекционирования». Выставка открыта для посещения до 15.07.23.
Фотографии предоставлены VLADEY
6.07.23
Автор || Ольга Серегина,
арт-обозреватель