Колонка арт-обозревателя журнала Ольги Серегиной о самых ярких выставках и арт-событиях города на этой неделе.
28.04.21. Музей Вадима Сидура и Московский музей современного искусства представили персональный проект Михаила Максимова «Непрерывный ответ». В пространстве музея Максимов выстраивает диалог с наследием Вадима Сидура, в поле художественной рефлексии которого в 1960-е годы появились темы опыта войны, насилия и человеческой трагедии. Эти и на сегодняшний день нерешенные проблемы находятся в поле художественного интереса Максимова в данном проекте. Оставляя выставочное пространство музея фактически нетронутым, художник погружает посетителя в пограничное психологическое состояние. В работе «Несеретниен енм йедюл зеб рим» границы зала то раздвигаются, то вновь смыкаются, и это действие, с одной стороны, указывает на совершаемый где-то и кем-то «насильственный акт», а с другой, — становится реакцией на него. В продолжение этому, видеоинсталляции художника демонстрируют отношения террориста и жертвы. Механика насилия представлена здесь через метафору «колодца боли», где бытовые предметы наделены качеством травмирующего оружия. Проект «Непрерывный ответ» является выраженным посредством искусства отражением социальной действительности и обозначает необходимость преодоления насилия. Выставка работает до 20.06.21.
Фотографии предоставлены Музеем Вадима Сидура
29.04.21. В HSE ART GALLERY состоялось открытие групповой выставки «Призракология постсоветских пространств». В экспозиции представлены работы 60 художников, среди которых студенты и преподаватели Школы дизайна НИУ ВШЭ и независимые авторы. Выставка выстроена как тотальная инсталляция — не то обжитой подъезд, не то захламленная квартира, наполненная работами художников, где графика, скульптура, видео, фотография и живопись осмысляют постсоветское пространство. Работы для проекта отбирались через оpen call, в ходе которого художникам предлагалось, с одной стороны, поразмышлять о «хонтологии» или «призракологии» окружающих нас пространств. Термин «хонтология», от слова haunt («призрак»), назван так по аналогии с онтологией — учением о бытии, описывающем особый тип бытия призрака как сущности, которая не является ни живой, то есть «существующей», ни неживой, то есть «существовавшей». С другой стороны — исследовать постсоветские пространства — общественные и частные, начиная от самой страны, ее городов и улиц до многоквартирных типовых домов и коммуналок, дач и деревень на предмет присутствия фантомных феноменов, влияющих на наше бытование. Ответом художников стали самые разнообразные работы: графика, живопись, инсталляция и видео. Кураторы: Александра Кузнецова и Софья Афанасьева. Выставка является дипломным проектом студентки 4 курса бакалавриата «Дизайн и современное искусство» Софии Афанасьевой в соавторстве с ее научным руководителем — Александрой Кузнецовой. На этапе подготовки выставки было создано визуальное исследование «Призракология в постсоветском искусстве». Работа является частью диплома и представлена на выставке. Выставочный проект включает в себя также и онлайн-часть, в которой собраны фото, видео, гейм- и веб-проекты. Выставка работает до 30.05.21.
Листайте галерею>>>
Фотографии предоставлены HSE ART GALLERY
29.04.21. В Музее-панораме «Бородинская битва» открылась выставка «NapoleON. NapoleOFF? Наполеоновская легенда в европейской культуре XIX—XX веков». Выставка из собрания Музея-панорамы «Бородинская битва» и коллекции Александра Вихрова приурочена к 200-летию со дня смерти Наполеона на острове Святой Елены. «Культ Наполеона никогда никто специально не насаждал. В его фигуре есть какая-то мистическая сила, Пытаясь осмыслить эту поразительную жизнь, люди в разных странах испытывали противоречивые чувства, разрываясь между осуждением и восхищением… В экспозиции выставки эта знаковая история находит отражение в весьма необычном виде. Мы показываем совершенно «фанатские» раритеты, такие, к примеру, как любовно украшенный кусочек полога, под которым скончался император. Есть уникальные вещицы с секретом, где бонапартисты скрывали изображения Наполеона, чтобы не стать жертвами роялистского террора. А рядом – гравюры известных мастеров и рисунок Мстислава Добужинского, который навеян стихотворением Михаила Лермонтова, посвященном Наполеону». – коллекционер Александр Вихров. Выставка работает до 22.08.21.
Фотографии предоставлены пресс-агентом Валерией Галлай
30.05.21. В Подземном музее парка «Зарядье» состоялось открытие выставочного проекта SOVRISK #напотоке, в рамках которого музей превращается в площадку для показа и одновременно исследования российского современного искусства. Актуальный художественный процесс представлен постоянно в своей динамике и развитии. Главные герои проекта — современные художники. В экспозиции всегда представлены разные техники, жанры и направления: живопись и рисунок, скульптура, объекты и видеоарт, это всегда — премьеры новых работ, превью будущих выставок (в том числе проходящих на других площадках), а также уже известные и ставшие хитами работы. Одновременно выставляется три работы трех разных авторов. Зрители получают возможность голосовать за понравившиеся произведения искусства, и работа с наибольшим рейтингом остается на выставке еще на один выставочный цикл (14 дней), и к ней добавляется две новые работы. Таким образом экспозиция обновляется каждые две недели и знакомит гостей парка с современными авторами и их произведениями. В дебютной экспозиции представлены работы: «Исследования старых мастеров. Веласкес. Композиция 13» Александра Жерноклюева (выставляется впервые), UserPic Аристарха Чернышева и «Горностай» Виктории Вейсбрут. Далее в обновляющемся каждые две недели виде экспозиция будет работать постоянно.
Частью экспозиции, не выставляемой на голосование, стал российский NFT-арт – видео трех художников, загруженное на блокчейн-платформы. Криптоискусство в первой экспозиции проекта SOVRISK #напотоке представлено работами Misha Libertee (Михаила Цатуряна), Kate Anomalit и арт-группы Synticate. Их можно будет увидеть в Подземном музее до 11.05.21.
Фотографии предоставлены пресс-службой парка «Зарядье»
30.04.21. В Музее-усадьбе Ф. И. Шаляпина (в составе Российского национального музея музыки) представлена новая выставка о советской и эстонской легенде, певце эстрады, оперы и оперетты «Я люблю тебя, Георг Отс». Проект подготовлен совместно с Историческим музеем Эстонии и Эстонским музеем театра и музыки при поддержке Посольства Эстонии в Москве. Талант и обаяние эстонского певца и актера Георга Отса (1920–1975) покорили сердца миллионов людей. Его высоко ценили в Эстонии, в России и Финляндии. Все, кто соприкасался с его талантом, будь то на радио или на телевидении, в оперных театрах или в фильмах — все единогласно утверждают, что Георг Отс стал легендой еще при жизни. В 1951 году Отс окончил Таллинскую консерваторию и в 1945–1975 годах был солистом театра «Эстония». За три десятилетия он сыграл 55 ролей, снимался в кино и работал постановщиком. Редкое дарование, необычайная музыкальность, блестящий интеллект и благозвучный баритон позволили Георгу Отсу исполнить самые разноплановые оперные роли — от лирических до глубоко драматичных. Глазами почитателей выставка рассматривает значимость Георга Отса для его современников и предлагает задуматься о том, какой вклад внес он в нашу культуру. Выставку дополняют предметы из фондов Российского национального музея музыки, среди которых особого внимания заслуживают редкие афиши с 1951 по 1972 гг. Выставка работает до 08.07.21.
Фотографии предоставлены пресс-службой Российского национального музея музыки
01.05.21. В Музее Москвы стартовал Международный фестиваль визуальных коммуникаций, графического дизайна, видео- и диджитал-арта «Типомания», который по традиции состоит из двух форматов — выставки в музее с 1 по 16 мая и онлайн-конференции с 22 по 31 мая. На выставке представлены около 400 работ со всего мира. В экспозиции — плакаты швейцарской студии Balmer Hählen, книги тайваньского дизайнера Ванг Жи-Хонга и яркие принты тайбэйской дизайн-студии O.OO. Также свои работы показывает нидерландская студия Dumbar, графический и шрифтовой дизайнер из Франции Марго Левек, немецкая студия Yukiko, дизайнер визуальных коммуникаций из Лондона Тина Тули, Brest Brest Brest и другие дизайнеры, художники. Тема лекционной программы в этом году — «Проблема выбора». Своим опытом и рассказами о шрифтовой культуре, графическом дизайне, каллиграфии и книгах поделятся российские и зарубежные эксперты: лекции прочтут мультидисциплинарные дизайнеры Рой Терхорст и Ксения Ставрова, дизайнер нью-йоркской студии &Walsh Александр Слобженинов, медиахудожник и режиссер Максим Жестков, графический и шрифтовой дизайнер Марго Левек и другие. Выставка в Музее Москвы работает до 16.05.21.
Фотографии предоставлены PR-агентством «Бедуш & Маренникова»
Автор || Ольга Серегина,
арт-обозреватель