Арт-обзор 26.05-2.06.22

 

Колонка арт-обозревателя журнала Ольги Серегиной о самых ярких выставках и арт-событиях города на этой неделе.

 

26.05.21. Omelchenko Gallery представила выставку Валентина Шункова «Можно тебя обнять?». Валентин Шунков, инженер-физик по образованию, научный сотрудник в «Научно-исследовательском институте системных исследований», выставляется с 2015. в Выставка в Omelchenko Gallery посвящена потере тактильности и человеческого общения во время пандемии. В своих произведениях автор обращается к чувствам и эмоциям каждого. По словам художника, «…в искусстве главное — эмоциональная составляющая». Работы Шункова сочетают в себе черты пост-импрессионизма и экспрессионизма, благодаря тому, что художник работает мастихином работы отличают тонкие цветовые сочетания и выраженная фактура. На выставке представлены около 50 новых работ. Куратор: Валерия Гоникова. Выставка (18+) работает по 24.06.22. 

Фотографии предоставлены Omelchenko Gallery

29.05.22. В Гоголь-центре состоялось открытие новой выставки мастерской современного искусства Aidan Studio, выставка пройдет летом на двух площадках, позже в МЦХШ. Созданный студентами мастерской проект «Художник и скрытое» посвящен размышлениям о сложном устройстве художественного процесса и исследованию роли скрытого в жизни художника. Экспозиция включает в себя как уже известные, так и не опубликованные ранее работы, объединяя живопись, графику, объекты и медиа искусство нескольких поколений художников мастерской, демонстрируя разнообразие художественных миров, каждый из которых скрывает особые явления и связи вещей. Технический и научный прогресс снял с изобразительного искусства задачу фиксации окружающей̆ действительности, и задача и интерес художников сконцентрировались вокруг скрытого. Не фиксируемые точными приборами процессы и явления человеческой психики, неизмеримые величины социального напряжения стали основными темами исследования современного искусства. Вместе с тем, обращение художника к скрытому обнажило сложные связи и взаимодействия внутри самого художественного процесса. В Гоголь-центре пространство выставки поделено на три раздела. Экспозицию открывает Детский зал, где детские воспоминания символизируют точку входа в новую жизнь. Продолжая путешествие, человек попадает в Светлый зал. Здесь свет выступает как гарант и условие познания, однако, иллюминация выхватывает объекты из действительности, ослепляя сознание. Так свет скрывает от человека тонкие и прозрачные связи вещей, оставляет их беззащитными и обнаженными. Но самые скрытые явления своей психики человек познает во тьме. В Темном зале художники раскрывают понимание тьмы, как лица изначального хаоса и эвфемизма великого отсутствия, говорят о ней как о почве. Эта почва выносила в себе семена всех явлений космоса. И теперь она принимает обратно в свои недра каждое свое дитя. Айдан Салахова: «Эта выставка — погружение каждого художника внутрь себя, разматывание тонкой причинно-следственной истории собственной личности, переживаний и их взаимодействия с внешним миром. Такой подход к работе, чем-то близкий к самоанализу, характерен для нашей мастерской. Вначале формулируется инсайт, внутренний запрос, а потом средствами искусства выражается высказывание автора». Кураторы: руководитель мастерской Айдан Салахова, преподаватель Наталья Гудович, студент мастерской Захар КолобановВыставка, объединяющая работы студентов, выпускников и преподавателей мастерской, проходит при поддержке Фонда «Сфера» и экспериментальных мастерских Творческого союза художников России (ТСХР). Проект «Художник и скрытое» (+18) открыт для посетителей в Гоголь-центре до 23.06.22.  Продолжение проекта пройдет  05.07. – 09.09.22 в художественной школе МЦХШ на Крымском Валу, 8.

Фотографии предоставлены pr-агентством проекта

30.05.22. В музея-заповеднике «Царицыно» в Большом дворце состоялось открытие выставки, посвященной Москве 1801–1825 годов. В экспозиции «Москва и москвичи в эпоху Александра I» собраны экспонаты, свидетельствующие о размеренном быте «допожарной» Москвы, опустошительном пожаре 1812 года и масштабных работах по восстановлению города. «Новая выставка продолжает важную для исследовательской и экспозиционной деятельности музея линию истории, она знакомит с неповторимым внешним обликом Москвы, патриархальным бытом её жителей и духовной атмосферой того времени. Этот период истории особенно важен и для Царицына, ведь именно тогда создавался наш пейзажный парк: появились павильоны “Миловида” и “Нерастанкино”, гротесковые мосты. Именно в начале XIX века недостроенная императорская усадьба превратился в популярным местом для загородных прогулок у московской знати» — генеральный директор музея-заповедника «Царицыно» Елизавета Фокина.

Д. Кваренги. Панорама Московского Кремля. 1797. Бумага, тушь, акварель, железо-галловые чернила.Из Музея архитектуры им. Щусева

В начале XIX века Москва поражала путешественников размерами и невероятными, парадоксальными видами. Рядом с дворцами стояли избы, розарии соседствовали с огородами, конские бега на площадях проходили в один день с травлей медведя. Столичного лоска город был лишен абсолютно. Большинство улиц не были замощены, и летом зарастали травой, а весной и осенью утопали в грязи. Из-за глинистой почвы появлялись болотистые места, не просыхавшие даже в жару. Но помимо них в Москве было множество чистых рек, ручьев и прудов, где москвичи стирались, купались и ловили рыбу в любую погоду. В мае 1812 года московским генерал‐губернатором был назначен граф Фёдор Ростопчин. В экспозиции — патриотические листовки того времени, знаменитые «ростопчинские афиши» из коллекции Исторического музея, которые развешивали в людных местах и разносили по домам. На выставке также представлено знаменитое полотно Алексея Кившенко «Военный совет в Филях в 1812 году» из Третьяковской галереи. «Самому пожару 1812 года будут посвящены сотни экспонатов. Уникальны литографии со сценами пребывания армии Наполеона в Москве, исполненные по зарисовкам с натуры двумя немецкими офицерами, участниками русской кампании: баварцем Альбрехтом Адамом и уроженцем Вюртемберга Христианом Фабер дю Фором. И их я бы рекомендовал искать в экспозиции в первую очередь» — куратор Александр Валькович. Главные герои заключительной части выставки — это Осип Бове, Афанасий Григорьев, Доменико Жилярди и другие архитекторы, поднимавшие город из пепла. Москва до пожара и после — два разных города. В первом осталась милая сердцу патриархальность, во втором появились мощеные улицы и архитектурные шедевры, выведшие Москву в ряды первых европейских городов. Куратор: историк Александр Валькович. Выставка работает в Большом дворце до 31.07.22.

Фотографии предоставлены пресс-службой музея-заповедника «Царицыно»

31.05.22. В пространстве Е.К.АртБюро открылась выставка художника, поэта, музыканта, одного из основателей группы «Мухомор» и «Среднерусская возвышенность» Свена Гундлаха (1959-2020). На мемориальной выставке «Я знаю точно, что я был прав», приуроченной к 63-летию со дня рождения Свена Гундлаха, представлено 45 произведений графики художника, созданных с 1986 по 1990 год, большинство из которых впервые показываются публично. Свен Гундлах – знаковая фигура современного искусства. Еще учась в школе, а затем в Полиграфическом институте, он создал вместе со своими единомышленниками — Константином Звездочетовым, Владимиром Мироненко, Сергеем Мироненко и Алексеем Каменским группу «Мухомор», ознаменовав новый этап в истории московского концептуализма. Устраивая акции и перформансы, работая над картинами и сочиняя стихи, Гундлах умел блестяще соединить зрительный образ и текст, и в результате создать сложный, провокативный, но в то же время остроумный и гротескный визуально-смысловой синтез. Художник и дизайнер, поэт и писатель, певец и композитор, журналист, пересмешник и выдумщик, он сознательно уходил от гарантированного успеха в сторону новых поисков и экспериментов. В 1985 году Свен Гундлах стал одним из основателей «рок»-группы «Среднерусская возвышенность», благодаря которой в полной мере раскрылся его литературный дар.  В это время Гундлах начал работать как самостоятельный художник и этот период, продолжавшийся до начала 1990-х годов, считается самым ярким и плодотворным в его жизни.  «Мы покажем работы Свена «послемухоморского» периода, когда он вернулся из армии и начал работать самостоятельно. Большинство из них тесно связаны с его деятельностью в группе «Среднерусская возвышенность» и могут восприниматься как иллюстрации к текстам песен, но также не исключено, что, наоборот, тексты группы являются дополнением к визуальным произведениям. Собранные вместе они представляют собой исчерпывающие и объемные фрагменты безумной и интересной эпохи Перестройки, но в то же время остаются актуальными и в наши дни. Вероятно, это и есть иллюстрация подлинного московского характера и образа жизни — в какой-то степени абсурдного, веселого, собранного в мозаику самых разных проявлений, ироничного и увлекающего в глубины эмоций. Таким, бесконечно русским, московским человеком, был и сам Свен Гундлах» — куратор выставки Елена Куприна-Ляхович. Выставка работает по 24.06.22.

Свен Гундлах. Работница железобетонного завода Люся выходит из себя замуж.1986-1987

Фотографии предоставлены ArtPr International

01.06.22. Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева представил выставку «Муарстерские».  Муарстерские – общее название всех курсов и студий при Музее. Взрослые и дети изучают здесь историю искусства, знакомятся с самыми разными художественными техниками, пробуют себя в роли архитекторов, художников-монументалистов и даже иконописцев. Каждый учебный год в Муарстерских заканчивается итоговой выставкой, на которой можно увидеть работы, созданные участниками студий за прошедшие месяцы. Открывает выставку раздел, посвященный студии академического рисунка. С работами участников Муарстерских на выставке в этом году соседствуют ученические рисунки архитекторов из коллекции Музея архитектуры. Куратор – Варвара Алешина. Выставка работает во Флигеле «Руина» по 28.06.22.

Фотографии предоставлены пресс-службой Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева

 

01.06.22. В Большом выставочном зале Антикварного центра на Садовом состоялось открытие выставки работ участников проекта по арт-терапии «Целебная сила искусства». В экспозиции выставки «Фантастические пантеры» соединены арт-объекты — фигуры пантер, разукрашенные ребятами на занятиях, а также более двухсот детских рисунков, созданных под руководством профессиональных психологов арт-терапевтов. Все дети, чьи работы представлены в рамках выставки, являются подопечными Фонда «Жива», участвующих в проекте по арт-терапии «Целебная сила искусства». Проект разработан с целью оказания психологической помощи детям с ОВЗ и детям с онкозаболеваниями через искусство и творчество. Выставка проходит при поддержке «Союза Женских Сил России». Информация о целях, миссии и возможном сотрудничестве с Благотворительным Фондом «Жива» на сайте фонда. Выставка работает по 05.06.22.

Фотографии Cabinet de lart

01.06.22. В московской резиденции 5 ART GROUP открылась групповая выставка «Голодные до Искусства», объединяющая 11 молодых, современных художников, работающих в разных стилях и с разными медиумами. Соединив в экспозиции очень разное искусство: графику, живопись, скульптуру, цифровое искусство, арт-объекты, организаторы выставки преследуют цель познакомить зрителя с искусством очень разных авторов, показав многообразие современного искусства и его возможности, простирающиеся далеко за пределы классических форм. В выставке принимают участие как резиденты галереи, так и художники, с которыми галерея работает впервые. Выставка работает по 15.06.22.

Фотографии Cabinet de lart

02.06.22. В выставочном зале Медиацентра парка «Зарядье» открылась «Новая красивая выставка. Лето» — продолжение сквозного проекта, представляющего современных российских художников разных поколений и художественных направлений. Начало проекту положила выставка, открывшаяся накануне новогодних каникул и посвященная исследованию феномена праздника в современном искусстве. Весеннее обновление раскрывало тему цветения и пробуждения природы, естественным образом соединяясь с цветением ландшафтных зон парка. Летняя экспозиция снова включает природные мотивы, но также посвящена детству и воспоминаниям о каникулах, традиционным летним развлечениям и видам спорта. Каждая из выставок проекта в первую очередь затрагивает эмоциональную сферу, каждый художник обращается к глубоко личным воспоминаниям и внутренним переживаниям. Экспозиция объединяет произведения, созданные в разных техниках и жанрах — живопись, скульптуру, кинетические объекты, инсталляции и NFT российских художников. В проекте принимают участие:Юрий Купер, Егор Плотников, Мария Сафронова, Устина Яковлева, Илья Гапонов, Александра Вертинская, Олег Маслов, Вадим Леухин, Андрей Новиков, Георгий Тотибадзе, Владимир Мигачев, Ирина Дрозд, Анастасия Кузнецова-Руф, Кирилл Бородин, Кирилл Кипятков, Анастасия Корсакова, Владимир Иванов, Иван Коршунов, Юлия Низатмудинова и другие. Также в экспозиции представлены живопись и объекты американского художника с русскими корнями Питера Опхайма и южнокорейского скульптора Джей Йонг Кима. Выставка работает до 21.08.22.  

Фотографии предоставлены пресс-службой парка «Зарядье» 

 

02.06.22. открылась  предаукционная выставка благотворительного аукциона Фонда Cosmoscow в Переделкино и состоялась  пресс-конференция. Фонд Cosmoscow объявил победителей ежегодных программ. Валерий Чтак назван «Художником года»ЦК19 (Новосибирск) выбран «Институцией года», а Государственный Эрмитаж стал «Музеем года».

Подробнее о предаукционной выставке и аукционе в материале Cabinet de l’art по ссылке 

Валерий Чтак «Честолюбие»

Автор || Ольга Серегина,
арт-обозреватель

Поделиться: