Колонка арт-обозревателя журнала Ольги Серегиной о самых ярких выставках и арт-событиях города на этой неделе.
25.05.23. КРОКИН ИГАЛЕРЕЯ представила выставку Антона Чумака «FATA MORGANA». Антон Чумак: «Мир миражей — это мир иллюзий. Но в отличие от чистой фантазии, мираж отображает реально существующий объект. Просто обычно он гораздо дальше и недостижимее, чем мы его видим, воспринимаем. Однако, сам факт реальности отраженного объекта заставляет нас задуматься о возможности его поиска. Фата-Моргана — это сложный мираж с множественными отражениями действительности, дополненными нашим воображением. Сегодня в условиях стремительно меняющегося агрессивного внешнего мира, мы зачастую ищем опору в мире внутреннем, и спрятаться в нем. Иногда мы строим «воздушные замки» в своём сознании, а иногда это мечты о чем-то более реальном: о мирной жизни, о новой «тихой гавани», или, наоборот, мечта о месте силы, где мы бы могли реализовать в полной мере свои возможности. Подобно миражу, наши фантазии опираются на то, что мы уже видели и можем себе представить.
В своей новой серии работ я изображаю вымыленные острова. Я ищу в своем сознании образы острова-«утопии», которые способны на время заслонить близкую для меня действительность. Но, подобно фантомам дальнего видения, их мотивы, безусловно, имеют свои прообразы в истории архитектуры, природе, современных технологических процессах. Однако, эти мотивы переплетаются, иногда непредсказуемо, как будто во сне, или в сложном мираже Фата-Моргана, рождая новые эклектичные образы. Так образ античного храма в своём же отражении предстает уже футуристическим индустриальным пейзажем, или строгие архитектурные мотивы древнего Египта дополнятся сетью антенн и радаров. Также в изображениях есть намек на двойственность, характерную для эпохи метамодернизма. Острова на картинах зачастую имеют свои отражения, и на этих отражениях объекты иногда предстают уже руинированными временем или катаклизмами. С одной стороны, это намек на неизбежность последствий законов энтропии и однонаправленность стрелы времени, с другой стороны — напоминание о катастрофических последствиях попыток воплотить в жизнь утопические мечты. Но все-таки времена хаоса и разрушения неизбежно сменяются временами стабильности и роста. И мне бы хотелось, чтобы острова, изображенные на моих работах, ассоциировались с новой землей, обнажившейся после потопа, точками роста новой жизни и новой цивилизации». Выставка работает до 25.06.23.
Фотографии предоставлены галереей
26.05.23. В Галерее Беляево Объединения Выставочные залы открылась вторая выставка Межрегионального художественно-экологического проекта «Другой текстиль: другой текст, другой стиль». Задача авторов — показать, что текстиль – это синтез природы, науки, искусства, экологии и промышленности, акцентировать внимание на ремесленных традициях, выявляя новые возможности для их развития. Сохраняя историческую базу российских промыслов, современные авторы стирают границы общепринятых направлений декоративного искусства. Текстиль при этом переходит из разряда прикладного в актуальное искусство. Также в силу используемых материалов, природных и вторичной переработки, авторы затрагивают тему экологии. В экспозиции представлены работы 22 профессиональных художников из 7 регионов России. Куратор и автор идеи: художник Вера Занегина. Выставка работает до 18.06.23.
Интервью Веры Занегиной для Cabinet de l’art по ССЫЛКЕ
Фотографии предоставлены куратором
29.05.23. Государственная Третьяковская галерея представила персональную выставку современного художника Юрия Леонидовича Купера. Задуманная как ретроспектива, она охватывает значительный период творчества художника начиная с 1980-х до сегодняшнего дня. Слово «сфумато», вынесенное в заглавие выставки, в переводе с итальянского означает «мягкий, расплывчатый». В живописи этим термином называют эффект смягчения очертаний предметов, позволяющий воссоздать окружающую их световоздушную среду. Именно так можно описать и основные черты авторского стиля Юрия Купера, которому свойственна немногословность образов, приглушенное звучание красок и вибрирующая живописная поверхность. Слово «сфумато» отражает и приверженность Купера традициям классического искусства. Структуру экспозиции определили основные темы в творчестве Купера: цветы, трава, море, мир вещей. Этот ограниченный круг сюжетов позволяет Куперу фокусироваться на сугубо творческих задачах. Важное место в творчестве художника уже много лет занимает книга. Как иллюстратор Юрий Купер с конца 1960-х работал с крупнейшими советскими издательствами. В начале XXI века он обратился к жанру «книга художника». Четыре книги, выпущенные издательством «Редкая книга из Санкт-Петербурга», представлены в отдельном зале: «Книга Екклесиаста, или Проповедника», «Книга Иова», партитуры «Лебединое озеро», «Спартак». Здесь же экспонируются произведения из живописных и графических циклов на соответствующие темы. Впервые широкой публике показаны все офорты для трагедии А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери». В работе над этим произведением Купер предстал не только как талантливый график, но и как литератор и философ, написав предисловие к книге. В целом обращение Купера к литературе не случайно: в 1974 и 2015 годах были опубликованы автобиографические романы «Святые дураки» и «Сфумато», издано несколько сборников стихов с авторскими иллюстрациями. Значительную роль в творчестве Купера играет театр, которому на выставке отведено несколько залов. Отдельный зал посвящен цифровой инсталляции «Метаморфозы», собранной из фрагментов декораций для постановки в Академии кинематографического и театрального искусства Н.С. Михалкова. Куратор проекта: Анна Маполис. Выставка работает в Западном Крыле Новой Третьяковки по 23.08.23.
Интервью куратора выставки Анны Маполис для Cabinet de l’art по ССЫЛКЕ
Фотографии предоставлены пресс-службой ГТГ
30.05.23. Всероссийский музей декоративного искусства и East Meets West Gallery представили персональную выставку академика Российской академии художеств, народного художника РФ, лауреата Государственной премии РФ Татьяны Григорьевны Назаренко «Мифология бытописания и типология образов Татьяны Назаренко» (Мифы и типажи Татьяны Назаренко). Задача выставки познакомить публику с несколькими тематическими группами работ художницы. Для этого экспозиция поделена на четыре сценические пространства. Первое – бытописание летних бытовых и семейных гуляний и праздников, трапез и застолий. Второе пространство связано с осмыслением конечности всего сущего, где антагонизм и метафоричность «падения», греховности человека уравновешиваются его «воспарением» до вершин чистоты и любви. Третье – возвращает к коллективному портрету современника в понимании Татьяны Назаренко, где «коллективное бессознательное» анализируется ею не только на русской, но и европейской почве. Четвертое пространство – самое яркое, театрализованное, типичное для стиля Татьяны Назаренко. Оно посвящено, в основном, одному событию – обобщенному представлению о ярком русском народном гулянии и празднике – Масленице. В экспозицию включаются как некоторые личные вещи Татьяны Назаренко, коллекционные предметы утвари конца XIX – начала XX века, собранные художницей, так и экспонаты отдела дерева Всероссийского музея декоративного искусства. Они относятся, в основном, к Владимирской губернии и Поволжью России, где отмечено также использование элементов так называемого «крестьянского ампира», особенно узнаваемого в элементах светелочного окна и во фризовых украшениях фасада дома. Куратор проекта: Татьяна Палеева. Выставка работает до 16.07.23.
Фотографии предоставлены East Meets West Gallery
31.05.23. Центр современного искусства Винзавод представил биеннале Артмоссфера. В 2023 году биеннале расширяет пространство присутствия и выходит в город с Основным проектом. Данная практика реализована впервые, биеннале охватывает разные локации, включая арт-квартал вдоль Яузской набережной и центр дизайна Artplay, с сердцем проекта в ЦСИ Винзавод. АРТМОССФЕРА – масштабный проект, который знакомит с самыми яркими и актуальными представителями уличного искусства. Международный проект проходит с 2014 года в формате коллективной выставки художников с опытом в уличном искусстве. Биеннале создает платформу для поддержки и развития местного художественного сообщества, преображает общественные пространства российских городов и продолжает просветительскую деятельность в области уличного искусства. Организатором биеннале АРТМОССФЕРА с 2021 года является благотворительный фонд поддержки и развития современного искусства ВИНЗАВОД в рамках своего стратегического направления Urban+Art. Тема основного проекта биеннале звучит как «Община: Партнерство – Коллективность – Утопия». По мысли куратора, Андрея Паршикова, одной из важных задач в наши дни становится налаживание новой жизни в новых условиях с новым историческим багажом. Общность, коллективность и партнерство должны стать важными элементами адаптации к этим условиям — взяв эти темы за основу художники предложили свои варианты осмысления и обустройства окружающей их действительности.
В программе Основного проекта биеннале впервые включены перформансы.
Превью биеннале стало открытие нового сезона первой легальной уличной галереи НЕТСТЕН 23 мая, который ЦСИ Винзавод реализует совместно с Москомархитектурой. В создании нового слоя участие приняли шесть российских художников: Ashesteen, Турбен, Scheme, Сергей fas (фас), Малышев Евгений (JöN), Peeks.
Навигационный партнер биеннале АРТМОССФЕРА геосервис 2ГИС специально к 31 мая подготовил навигацию и онлайн-карту — с подробным описанием и фото. Найти их можно введя на стартовой странице в поисковой строке «Артмоссфера»
7 и 8 июля в ЦСИ Винзавод совместно с Институтом исследования стрит-арта проведет IV Форум Уличного Искусства на тему «Паблик-арт или городское искусство сегодня». Главным событием Форума станет открытая для публики первая научная-практическая конференция и серия публичных дискуссий на тему паблик-арта с ведущими специалистами в сфере искусства в общественных пространствах из разных городов России и из-за рубежа. Участники обсудят социальные роли искусства в общественных пространствах, нюансы правового регулирования работ в городской среде, а также чему регионы могут научить столицы.
В биеннале уличного искусства Артмоссфера входит параллельная программа, просветительская программа и Городская лаборатория (Горлаб) — новая инициатива ЦСИ Винзавод по развитию культурного планирования в регионах России. Биеннале проходит по 31.07.23.
Фотографии Ольги Серегиной
31.05.23. a—s—t—r—a gallery открыла групповую выставку «Мир идей», которая представляет работы 11 художников: Гоши Острецова, Олега Котельникова, Даши Кротовой, Сергея Пахомова, Дмитрия Кавки, Ольги Божко, Романа Савченко, Кристины Ятковской, Натальи Стручковой, Людмилы Константиновой, Петра Быстрова. Все авторы являются участниками независимого сообщества «Вглаз» (VGLAZ), основанного художником Гошей Острецовым в 2008 году и объединяющего порядка 20 участников. Сложный нарратив, яркие визуальные образы, использование нетрадиционных медиумов, концептуальное осмысления выставочного пространства — главные особенности в художественной практике объединения «Вглаз». Художники «Вглаз» участвовали в Московской Биеннале, проводили киномарафоны, выставлялись на отдельном стенде на ярмарке «Арт Москва». Выставки объединения проводились не только в Москве, но и в городах Европы – Маастрихте, Женеве. В 2010 году участники самоорганизации «Вглаз» создали собственный одноименный журнал. «У некоторых коллекционеров сложилось мнение, что художники этого круга продолжают традиции панк-культуры (визуальной провокации), с чем трудно не согласится. Уникальность объединения в том, что в него входят и работают художники трех поколений: 80-х, 90-х, 00-х годов. На выставке зрители увидят актуальные работы нестареющего коллектива», — Гоша Острецов. Проект «Мир идей» маркирует важную дату для галереи — 31 мая исполняется ровно год с того момента, как a-s-t-r-a обрела постоянное пространство в Центре современного искусства Винзавод. Куратор выставки: Гоша Острецов. Выставка работает до 02.07.23.
Фотографии предоставлены галереей
31.06.23. Галерея pop/off/art представила проект Василия Кононова-Гредина «Антиформы». Экспозиция включает специально созданные для выставки художественные объекты, скульптуры и инсталляции, объединенные идеей потенциальности вещей, окружающих нас в повседневности. Название выставки основано на особенности почти любой вещи переобретать форму, превращаться в новый объект, не утратив возможности трансформироваться обратно. Художник концептуально пересматривает разного рода предметы, посредством их механической пересборки, обращения к их составным частям и логике использования. Новые формы в пространстве галереи в результате художественных манипуляций обретают, например, бензопила, фитнес-тренажер, автомобиль. Произведения переосмыслены Василием Кононовым-Грединым в том числе в контексте истории мировой культуры: в скульптурах автор прячет отсылки к античной мифологии, истории религии и искусства. Выставка работает до 30.07.23.
Фотографии предоставлены галереей
31.05.23. Галерея-мастерская ГРАУНД Солянка представила три новые выставки:
— «Я отомщу миру любовью» — выставку произведений художников Московской школы фотографии и мультимедиа имени Родченко и Школы современного искусства «Свободные мастерские». Выставочный проект посвящен любви, как способу ответной реакции на происходящие вокруг человека события. Каждый по-своему понимает, что такое любовь и по-разному видит пути взаимодействия с миром посредством этого многогранного чувства, благодаря чему создается необъятное поле для творческих размышлений. Название выставки вдохновлено словами известного кинорежиссера Сергея Параджанова и наиболее полно раскрывает идейный фундамент проекта. Любовь в широком смысле — это система взаимодействия с миром, в которой не существует таких категорий, как «черное» и «белое». Желание принимать действительность такой, какая она есть, делиться личным ресурсом, не требуя что-либо в ответ, напрямую зависит от человеческой мудрости и осознанности себя, как самостоятельной единицы, способной на эмпатию, доброту и чистосердечность. Столкнувшись с жизненными потрясениями, мы встаем перед выбором между открытостью и замкнутостью.
— «Буфер обмена» — выставку студентов магистратуры «Технологическое искусство» Университета науки и технологий МИСИС. Выставка «Буфер обмена» — это непрерывная интеракция с технологическим искусством, выполненная через предложенный авторами маршрут движения и взаимодействия работ друг с другом и впечатлением зрителей. Возможность сделать остановку в маршруте и переключиться между реальным и воображаемым пространством восприятия, создает символическую плотность, которая отличала архетипические образы и культурные коды в эпоху их становления, а сегодня достигается синтезом искусства с продвинутыми технологиями.
— «День открытых дверей в «нии будущего» — выставку работ художников творческого объединения «нии будущего» — дипломных проектов выпускников Школы дизайна «Высшей школы экономики». В экспозицию выставки вошли проекты участников художественного объединения, созданные в 2022—2023 годах. Они знакомят зрителей с различными секторами научно-художественных исследований, такими как лаборатория изучения гендерных и личностных взаимоотношений в виртуальной реальности, лаборатория неотчужденных бережных взаимодействий и неотчужденной заботы, лаборатория проживания интуитивного доверия через коллективно-ритуальные практики, лаборатория осмысления бытового опыта и традиционалистского мышления, лаборатория изучения подростковости в институтах контроля и власти, лаборатория изучения мимикрии как основного метода посредственности и другие.
Выставки работает до 09.07.23.
Фотографии предоставлены галереей
01.06.23. Центр Творческих Индустрий «Фабрика» и Агентство Сингулярных Исследований представили проект «Из мемуаров Варвары Клыковой». Новая аудиовизуальная инсталляция АСИ посвящена исследованию отношений человека и животных в русском фольклоре. «В основе проекта Агентства — документальный рассказ о неизвестных страницах из истории взаимодействия между сообществами животных и людей. Вглядываясь в ключевой для Нового времени миф о производстве «нового человека» с помощью пост-гуманистической оптики, сотрудники АСИ показывают, что стремление переосмыслить связи между человеческими и не-человеческими факторами в контексте ХХI века восходят к экспериментам русских ученых и писателей XIX века. Что если сказка Льва Толстого «Три медведя» основана не на вымысле или заимствовании, а на реальных событиях?». Выставка работает до 30.07.23.
Фотографии предоставлены пресс-службой ЦСИ Фабрика
01.06.23. Центр Творческих Индустрий «Фабрика» и Институт современного искусства Иосифа Бакштейна представили экспериментальный проект «Пульсирующая материя». Программа проекта включает в себя серию воркшопов, экскурсий и презентаций учащихся и выпускников ИСИ ИБ. Успехи технологий показывают, что способность размышлять, рефлексировать, отличать себя от окружающей среды не является исключительной привилегией человека. Машины, животные, растения, неодушевленные предметы и предметы, снабженные сенсорами, стихии и явления природы самого разного уровня, порядки не-человеческого и их сочетания становятся действующими лицами в контексте современной культурной жизни. «Одна из важных тенденций нашего времени — то, что можно назвать «пробуждением вещей». Окружающие нас предметы все чаще могут воспринимать, выбирать, действовать. Это дает импульс к живому диалогу между художником и зрителем: важной частью проекта станет специальная программа воркшопов и мастер-классов с участницами и участниками выставки. Выставка работает до 30.07.23.
Фотографии предоставлены пресс-службой ЦСИ Фабрика
01.06.23. Галерея Ruarts открыла персональную выставку Дмитрия Цветкова «Песенка спета». В экспозиции представлены новые произведения – графика и предметы, специально созданные для проекта. Как и прежде, основой визуального языка Цветкова являются крошечные человечки – «цветковский народ», которые тоже представлены на выставке, как отдельные объекты. Название «Песенка спета» пришло из жизни, это не трагический конец, а скорее ирония. Многолетний творческий поиск Цветкова привел к объединению поэзии и музыки в его графических работах. С самого начала свои нотные рисунки Цветков называл «колыбельные» или «песенки», они служили отдушиной в свободное время от изматывающих коммерческих заказов. По словам автора, он начал свою графическую серию на стихи любимых поэтов более 20 лет назад. «Колыбельная» со строчками Иосифа Бродского была впервые экспонирована на выставке «Личное пространство» в галерее Ruarts в декабре 2022, некоторые нотные листы Цветкова уже были показаны в Музее Москвы, Красноярске и Берлине. Теперь это наконец-то выросло в отдельный масштабный проект. «Когда я рисую свою “мелкую бисерную нечисть”, сочиняется музыка – странная, сделанная из крючков и человечков, понятная только мне. Я не учился в консерватории и не занимался сольфеджио, в моем случае это не так важно. Я рисую свою музыку, рисую кропотливо и медленно. Бороться с этим невозможно, это часть меня», – Дмитрий Цветков. Помимо серии листов на выставке представлены объекты в виде барабанов и виолончели, призванных «сыграть» немую мелодию художника. Убрав основное назначение предметов – издавать звук, Цветков создает симулякры – скорее символы, чем реальные инструменты. Смещение акцента с утилитарной сути предметов в категорию эстетики поднимает вопрос о предназначении искусства. «Искусство никому ничего не должно, тем более быть пригодным. Цель искусства – искусство», – Дмитрий Цветков. Выставка работает до 02.07.23.
Фотографии предоставлены галереей
01.06.23. Галерея 159F Gallerie в пространстве галереи в Cube.Moscow представила персональную выставку Growing Life художницы Раисы Граф в коллаборации с китайским художником Сунь Вэнь в рамках международной программы галереи. Граф работает в абстрактном стиле и создает картины и скульптуры, посвященные природным мотивам и растительным формам. Для художницы важно изобразить явление природы, не обозначая его. Геометризм в ее творческой манере сочетается с изяществом и легкостью. Раиса Граф в процессе работы выработала оригинальную технику живописи — многочисленных кропотливых промывок монохромных слоев акрила. Так художница добивается эффекта текучести, многослойности и неоднозначности, метафорично передает вечное взаимодействие природы и человека. Впервые в России на выставке будут показаны скульптуры китайского художника Сунь Вэнь, создающего биоморфные керамические объекты, в которых подражание природе говорит, с одной стороны, о неизбежном влиянии естественной красоты на создаваемое искусство, ставя точку в противопоставлении природного и культурного. С другой — именно в этом различии находится хрупкий, как и керамика, баланс человека и живого мира, частью которого он является. Сунь Вэнь, помимо творческой и выставочной деятельности занимается преподаванием и научными проектами в области изучения и продвижения керамического искусства, скульптуры и паблик-арта. Галерея 159F Gallerie представляет результат межкультурного взаимодействия двух художников, чьи размышления о природе и взаимодействии ее форм с человеческим миром, выражены в произведениях. Работы художников гармонично взаимодействуют друг с другом в пространстве одной экспозиции и формируют диалог культур, медиумов и смыслов.
Фотографии предоставлены галереей
1.06.23
Автор || Ольга Серегина,
арт-обозреватель