Арт-обзор 24.02-3.03.22

 

 

Колонка арт-обозревателя журнала Ольги Серегиной о самых ярких выставках и арт-событиях города на этой неделе.

MAC_0310_ 033

25.02.22. Галерея «Триумф» представила две персональные выставке:

— персональную выставку Максима Ксуты «Архитектоника», объединяющую несколько серий работ художника. Некоторые из работ – это размышление автора  о сопряжении конкретного и абстрактного.  Так, например, в серии «Изгнание из рая» (2007) сквозь тонкую вязь букв проступают антропоморфные фигуры, в цикле фотографий «CY» (2013) природные объекты складываются в естественные абстракции, а в новой серии «Горизонты» художник трансформирует волны энцефалограмм в эфемерные горные пейзажи.  В серии объектов «Осколки памяти» художнику удается придать маленьким, почти кабинетным скульптурам черты монументальности. Работы Максима Ксуты дают возможность осознанного размеренного проживания момента во всей его наполненности, чистоте и уникальности. Выставка «Архитектоника» словно переносит в подобное японскому саду камней пространство медитации и сближения с природой. Куратор проекта: Полина Могилина.

Максим Ксута

 

 — первую персональную выставку Лены Власовой «Образ в промежутке». Экспозиция объединяет холсты, графические работы и инсталляцию, посвященные элементам городского пространства. Художница определила объектом своего изучения городские задворки, пустыри, непроходимые проулки и выстраивает из вырванной из контекста городской среды орнамент, ломает его углы и перспективу, меняет ракурс, доводя рисунок до геометрической абстракции. «Работая с образами заборов и металлических решеток, я приближаю их к чистой геометрии так, что реальные объекты, от которых я изначально отталкиваюсь, практически перестают узнаваться» — Лена Власова. В работах Власовой часть образов намеренно трансформирована в абстракцию, в других же угадываются реальные объекты. Куратор проекта: София Ковалева. Выставки работает до 20.03.22.

Лена Власова

Фотографии предоставлены галереей «Триумф»

 

25.02.22. В Галерее классической фотографии открылась выставка Максима Бедова Portfolio #2. Московский фотохудожник делает отпечатки по классической технологии, не используя цифровые процессы. Его снимки, на которых запечатлена красота и гармония природы, выделяются сдержанной выразительностью, отсылая к творческим открытиям известного американского фотографа-пейзажиста Энсела Адамса и его последователей. Неслучайно название выставки Portfolio #2 содержит прямую отсылку к номерным портфолио мастера. В экспозиции представлена серия из 40 новых работ, снятых на плёночную камеру большого формата. «Фотография Максима Бедова — это, на первый взгляд, творческий эскапизм. Хрестоматийные композиции, трудоёмкие, требующие мастерства, технологии съёмки и печати. Вдумчивое, созерцательное отношение к окружающей действительности. По большому счету, это попытка сохранить себя, игнорируя безумный мир вокруг. Позиция, требующая постоянных усилий. Как сказал в одном из эссе Иосиф Бродский, оглядываться назад занятие зачастую гораздо более благодарное, нежели смотреть вперед» — Марк Коберт, арт-директор Галереи классической фотографии. Выставка работает по 01.05.22.

Первый снегопад Середниково 2021 Серебряно желатиновый отпечаток

Фотографии предоставлены галереей классической фотографии

01.03.22.  В Главном здании ГМИИ им. А.С. Пушкина открылись две выставки — «Мумии Древнего Египта. Искусство бессмертия» и «Ирина Затуловская. Бегство в Египет». Впервые в ГМИИ им. А.С. Пушкина проходит полномасштабная выставка, посвященная мумиям Древнего Египта. В экспозиции собрано более 400 экспонатов — мумии людей и животных, саркофаги, погребальные пелены и маски, фаюмские портреты, фрагменты гробничных рельефов и другие памятники художественного ремесла, связанные с заупокойным культом. Выставка стала итогом совместного исследовательского проекта ГМИИ им. А.С. Пушкина и НИЦ «Курчатовский институт» и, с одной стороны, показывает результаты обширной научной работы, а с другой предлагает зрителям поразмышлять на тему бессмертия, опираясь на представления древних египтян о загробной жизни. Выставка рассказывает о том, как древние жители долины Нила представляли себе Вечное бытие и стремились к его достижению, об их верованиях и практиках, направленных на обретение жизни за порогом смерти. Концептуально выставка будет поделена на три раздела: «Смерть и магическая трансформация», «Гробница — дом вечности», «Мумии возвращаются: взгляд из XXI века». Работа в рамках проекта исследования мумий продолжалась с 2017 по 2020 год: за это время было проведено компьютерно-томографическое сканирование с последующим антропологическим исследованием десяти целых человеческих мумий и семи мумий животных. Были определены пол, возраст и вероятные заболевания индивидов, сделан палеогенетический анализ нескольких мумий, изучен способ пеленания и состав бальзамирующих веществ, получена трехмерная реконструкция скелета и внешнего облика одной из мумий. В ходе исследования стало ясно, что саркофаги, в которых мумии размещены в настоящее время, не принадлежали им изначально. Кроме того, изучив особенности пеленания и декора мумий, научные сотрудники отдела Древнего Востока пришли к выводу, что в собрании ГМИИ хранятся в том числе и редкие мумии. Было проведено отдельное исследование маленького глиняного гроба с мумией ребенка внутри, которое показало, что гроб является фальсификацией XIX века, а мумия – одним из древнейших образцов мумифицированных человеческих останков, относящимся к IV тысячелетию до н.э. Кураторы: Васильева Ольга Александровна, Дюжева Ольга Павловна.

Проект современной российской художницы Ирины Затуловской «Бегство в Египет» продолжает традицию экспозиций-диалогов современного художника с искусством прошлого и поддерживает тему перекрестного года гуманитарного сотрудничества между Россией и Египтом, стартовавшего в июне 2021 года. Ирина Затуловская – российская художница, работающая в стиле арте повера («бедное искусство»), член Союза художников СССР (1979). Ее работы хранятся в Третьяковской галерее, Русском музее, ГМИИ им. А.С. Пушкина и других музеях России, а также в музеях Финляндии, Польши, Италии. В 2017 году Ирина Затуловская принимала участие в 57-й Венецианской биеннале современного искусства в составе команды ГМИИ, представлявшей выставку «Человек как птица. Образы путешествий». Много лет вдохновляясь искусством Древнего Египта, в этом выставочном проекте Ирина выстраивает свою картину мира, в которой произведения древнеегипетских мастеров из коллекции музея и ее собственные работы вступают во взаимодействие по форме, по подобию, по смыслу. В проекте представлены как работы Ирины Затуловской, так и произведения из египетской коллекции музея, включенные художницей в систему ассоциативных связей. Метафора в названии выставки – «Бегство в Египет» – запечатлела желание художницы уйти от суеты повседневного существования. Центральное место в пантеоне Древнего Египта занимал бог Осирис: египтяне верили, что каждый может повторить его судьбу – умереть и воскреснуть, – если его тело трансформируется в мумию. Сама экспозиция оформлена в виде ступенчатой пирамиды, созданной дизайнерами Надей Корбут и Кириллом Ассом, в центре которой Затуловская помещает мумии кистей – завернутые в холст, старые, истертые кисти для живописи – символ творческого вдохновения. Три стороны пирамидальной конструкции отражают три раздела выставки: вечность/повседневность, двойники/встреча, земля/рождение. Особую роль в экспозиции играет свет: он не просто освещает экспонаты, но и выступает в качестве одухотворяющего начала. Ирина Затуловская словно говорит своим проектом: о смерти мы не знаем практически ничего, кроме того, что она есть. Но наше сознание не может с этим смириться. Художник ищет знаки того, что жизнь человеческая не завершается с физической смертью. Кураторы: Анна Чудецкая, ведущий научный сотрудник отдела личных коллекций ГМИИ и Ольга Шишко, заведующая отделом кино и медиаискусства ГМИИ. Выставки работают по 31.05.22.

Фотографии предоставлены автором Ириной Затуловской

01.03.22. В галерее интерьеров «Твинстор» начала работу выставка предметов современного искусства. Выставка «New Future Trends» — это попытка объединить в одном пространстве современных художников, дизайнеров и фотографов, размышляющих на тему цифровой реальности и отразить веяния, наиболее полно отражающие дух настоящего времени. Кураторы экспозиции: художники Аркадий Бабич и Анна Резцова.  Всего на выставке представлены работы 25 авторов. Кураторы ставят перед собой задачу наладить связь между аудиторией, интересующейся искусством, и авторами, создающими работы с помощью цифровых технологий или размышляющими о современных процессах, происходящих в мире. Выставка организована под патронажем «Творческого Союза художников России» при поддержке галереи Post scriptum и директора галереи Ксении Григорян, а также первого в России NFT-маркетплейса Digarty.com и генерального директора Елены Хлапиной. Участники проекта: Аркадий Бабич, Антон Батишев, Андрей Верещагин, Алексей Дьяков, Алексей Неретин, Александр Кравт, Алишер Кушаков , Алекс Петунин, Анна Троицкая, Анна  Резцова, Вера Петрова, Дима Шмель, Евгений Военский, Евгений Семенов, Екатерина Смирнова, Илья Сипягин, Кирилл Королев, Константин Марков, Константин Худяков, Кристина Томашевская, Никита Жиров, Марат Наби, Марина Худякова, Степан Краснов, Тарас Машталир, Yunjeong Jung. Выставка работает до 31.03.22.

Фотографии предоставлены пресс-службой проекта

01.03.22. Галерея pop/off/art представила персональную выставку классика современного российского искусства и одного из ключевых представителей поколения «шестидесятников» Николая Касаткина «В конце пути. К 90-летию художника». На выставке представлены работы 2010-х гг. – важного периода, когда мастер стремился использовать выработанный за долгие годы художественный язык для выражения своего отношения к миру, понимания своего места в нем. Ядром выставки стали работы, созданные художником в самые последние годы жизни: «Возле дома», «Осенний вечер», «Начало». Каждая работа создаёт эффект погружения зрителя в пространство картины, становится продолжением реального мира. Эти работы ранее они не были экспонированы в столице. В экспозицию также входит знаковая работа «Два пространства», написанная в 2015 году. Она была показана на ретроспективной выставке в Новом Манеже, после чего в 2016 году была переписана Касаткиным. В автобиографии художник отмечает свою способность в течение многих лет сохранять остроту переживания увиденного, «вынашивать» замысел. Именно к картине «Два пространства» существует несколько композиционных набросков, сделанных в разные годы. Они также являются частью экспозиции и позволяют проследить за движением мысли художника. Отдельно демонстрируется серия «Русский вопрос» 1992 года, выполненная в технике коллажа из оттисков авторской линогравюры 1968 года. В ней достаточно радикально выражена ценностно-мировоззренческая установка Касаткина, определяющая важность темы русского пейзажа в его творчестве. Николай Касаткин родился в 1932 в деревне Жуково Смоленской области, с 1933 года жил в Москве, однако, начиная с 1983 года, каждое лето проводил на Смоленщине, в деревне Воронцово. В 1959 году окончил МГХИ им. В.И. Сурикова, с 1973 года – член Московского Союза художников. Касаткин являлся участником множества персональных и групповых проектов. Работы художника находятся в коллекциях Sepherot Foundation (Лихтенштейн), Jane Voorhees Zimmerli Art Museum (США), Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (Москва), Государственная Третьяковская галерея (Москва), Московский музей современного искусства (Москва). Выставка работает по 06.04.22.

Фотографии предоставлены галереей pop/off/art

01.03.22. В Российской государственной библиотеке для молодежи открылась выставка иллюстраций к сказке «Алиса в стране чудес» Льюиса Кэрролла. Выставочно-издательский проект «Алиса» можно назвать уникальным —  ради него художники образовали новое творческое сообщество. 11 московских художников объединились под руководством писателя и главного художника детского издательства «Самовар» Олега Горбушина. Авторы не только предложили новое видение всемирно известной классики, но и сами выступили издателями новой версии «Алисы». Олег Горбушин сделал собственный перевод текста Льюиса Кэрролла, включая стихи и песни. На выставке представлены оригиналы иллюстраций и книга. 60 иллюстраций объединяет в единый проект цветовое решение. Все работы выполнены тремя красками: черной, белой и красной. Художники искали вдохновение в сюрреалистических произведениях Франциско Гойи и Сальвадора Дали и творчестве русских футуристов. Авторы проекта: Василий Крупий, Элина Ибрагимова, Светлана Ильичёва, Светлана Сыцевич, Лена Малиновская, Ольга Порфирьева, Ирина Кулыба, Марина Семёнова, Ольга Минеева, Анастасия Шпак, Юлия Подорога, Олег Горбушин. В рамках выставки предусмотрена образовательная программа: 11 марта искусствовед, сотрудница Третьяковской галереи в Самаре, Дарья Волкова расскажет о феномене книги художника и радикальных экспериментах с книгами русских футуристов; 18 марта искусствовед, научная сотрудница Московского музея современного музея искусства Мария Мороз прочитает лекцию о символизме в искусстве. Руководитель проекта – Олег Горбушин. Куратор выставки – Надежда Горбушина. Куратор проектов по современному искусству в РГБМ – Даниил Левитес. Выставка в Российской государственной библиотеке для молодежи работает по 25.03.22.

Фотографии Cabinet de l’art

01.03.22. Галерея GARTALLERY™ впервые в России представила персональную выставку французско-итальянского художника Алена Бонфуа, отмечающего в этом году свой 85-летний юбилей. Арт-критики определяют творческое кредо Бонфуа как «живописца Венеры». Художника бесконечно вдохновляет красота женского тела и человеческих эмоций. Женщина для него является метафорой жизненной силы. Куратор выставочного проекта «Полет красоты. ПАРИЖ-МОСКВА»: Ксения Грищенко, основатель галереи GARTALLERY™. Выставка работает по 30.04.22.

ССЫЛКА НА ИНТЕРВЬЮ художника Алена Бонфуа для Cabinet de lart 

Лючия

Фотографии предоставлены ArtPr International

01.03.22. BIS ART GALLERY представила групповую выставку «Кто сказал тебе, что ты наг?». Участники проекта: Мамука Дидебашвили, Теона Яманидзе, СУРАЗИЦА, Vangranda, Елизавета Супрун, Романоз, Оксана Афанасьева, Софа SFKNG, Полина Заремба. Кураторы: Лада Элькина и Мария Графутко. Авторы размышляют о «Рубеже между счастливой жизнью в Эдеме и изгнанием». Время ещё осталось, но мало. Адам и Ева ещё находятся в Райском саду, но нагота уже является чем-то постыдным, и мысль о совершении проступка зародилась в умах первых людей. На коллективной выставке «Кто сказал тебе, что ты наг?»  BIS ART GALLERY представляет работы своих художников-резидентов, которые проводят параллель между библейским преданием и современной жизнью, где соблазны и саморазрушение ежедневно преследуют людей в повседневности. Сегодня, по мнению кураторов, человечество находится в точке перелома, когда необходимо осознать свои ошибки и выбрать лучший путь. Главные вопросы, которые кураторы хотят задать зрителю: сможем ли мы предотвратить самые кровопролитные и разрушительные войны в истории? Остановим ли экологический кризис и загрязнение космоса? Передадим ли потомкам нравственные идеалы и пригодную для проживания живую планету? Выставка работает по 10.03.22.

Фотографии Cabinet de l’art

01.03.22. Московский музей современного искусства совместно с Tsukanov Family Foundation представил первую полномасштабную ретроспективную выставку одного из самых известных классиков советского нонконформизма Олега Целкова «Чужой». Куратор: Андрей Ерофеев. Дизайн экспозиции: Степан Лукьянов. Олег Целков – признанный первопроходец сложного пути отечественного неофициального искусства. Его отчисляли из классических художественных образовательных учреждений, а коллеги и сверстники признавали гением, чудом для периода культурных ограничений и запретов. В его оригинальном творчестве можно встретить и черты, близкие экспрессионизму и сюрреализму, но сам язык Целкова, опираясь на очевидные примеры, был исключительным и индивидуальным. Первые работы Целкова насыщены прямыми отсылками к работам Кончаловского, Матисса, Леже, Малевича. К 1980-90-м годам стиль и философия Целкова заканчивают процесс формирования, он обращается к критике «общества зрелищ», безликой массы. Его знаменитые «рожи» – это и обобщенные маски, лишенные души и ведомые единой идеей, и люди будущего, и архаичные образы прошлого, и философы, ищущие вселенское счастье для человечества. При этом сам Целков отрицал в выдуманных образах намек на критику тоталитаризма, он считал, что смотрит куда глубже, в саму суть личности современного человека. На этом этапе творческого пути Целкову становятся ближе западные современники – Альберто Джакометти и Фрэнсис Бекон – чем отечественные нонконформисты, стремящиеся противостоять идеологии. Ретроспективная выставка в ММОМА демонстрирует все периоды и этапы творчества Олега Целкова, а также дает возможность проследить процесс формирования и апогей уникального авторского стиля. Экспозиция состоит из 8 тематических и хронологических разделов, охватывающих период творческой деятельности Целкова с 1950-х по 2020-е годы в более чем 100 произведениях из 25 частных и музейных собраний России, Франции, Германии, Швейцарии и США. Специально к выставке в издательстве Kerber (Германия) при участии ABC Design (Москва)  был издан каталог-резоне Олега Целкова, в который вошли около 900 работ автора. Дизайнером каталога выступил Дмитрий Мордвинцев. Выставка организована при поддержке Музея AZ, Andrey Cheglakov Foundation, Государственной Третьяковской галереи. Выставка работает в ММОМА Гоголевский бульвар, д. 10/1 до 08.05.22.

Фотографии предоставлены Tsukanov Family Foundation

02.03.22. Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева представил новый проект известного классика русского современного искусства Валерия Кошлякова. Проект «DOMUS MAXIMA» художник подготовил специально для Музея архитектуры в Москве, для пространства его исторической усадьбы в центре города. Экспозиционное пространство Государственного музея архитектуры в анфиладе жилой усадьбы XVIII-XIX веков принципиально отличается от современных галерей с белыми стенами и ставит перед Валерием Кошляковым новую задачу: создание выставки на основе диалога между историей и актуальной жизнью. Термин Домус в этом проекте приобретает иное значение: «наш общий дом, наше бытие». На выставке представлены более 60 живописных панно, объекты, видеоматериал. Архитектура всегда была главной темой творчества Валерия Кошлякова. Он рассматривает архитектуру как поиск идеала среди огромного множества идей. Идей, как изначально утопических, так и реализованных, и превращенных в чисто художественные образы. Вдохновившие мастера архитектурные проекты, их авторское осмысление и взаимосвязи, воплощены в больших живописных панно и взаимодействующих с ними обломках выброшенной людьми старинной мебели, которые художник превращает в выставочные объекты.

Развитие цивилизации – это бесконечный поиск баланса между сохранением и новым строительством, новой жизнью. Таким образом, выставка отражает связь между историческим зданием, искусством, поселившимся в нем, и жизнью, проходящей за пределами музея. Художник пишет картины к найденной им на улицах Парижа выброшенной мебели. Предметы мебели в концепции Валерия Кошлякова становятся «зданиями», и как восприятие старинных зданий меняется в зависимости от того, как меняется среда вокруг них, так и наше восприятие мебели меняется от того, в какой интерьер мы их поместим. Живопись Кошлякова вступает в диалог с предметами, выброшенными из их родного контекста, тем самым делая их архитектоничными. Они напоминают памятники архитектуры. Каждый из восьми залов музейной анфилады посвящен определенной теме: культурные символы Европы и порталы соборов и церквей как вечные источники вдохновения, архитектурные утопии и фантазии, интерьеры, русская архитектура и, наконец, модернизм и современный постмодернизм. Художник задает вопрос: для чего человеку нужна архитектура, и в какой архитектуре ему хочется существовать. Кураторы: Елизавета Лихачева, Ольга Голованова-Кошлякова. Генеральным партнером выставки выступила  компания VOS’HOD. Готовится выпуск специального издания-каталога. Выставка работает до 12.06.22.

Фотографии предоставлены пресс-службой Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева

03.03.22. Во Всероссийском музее декоративного искусства открылась персональная выставка к 70-летию со дня рождения Дмитрия Иконникова, организованная East Meets West Gallery. «Дмитрий Иконников уже давно заявил о себе как сильный и самостоятельный мастер, чей авторский почерк и собственный взгляд на мир не спутаешь ни с каким другим. Он много выставляется, и почти каждый раз предстает перед зрителем либо в совсем новом, либо, как минимум, в значительно обновленном качестве. И это обновление происходит не только за счет приращения новых тем и образов, но и благодаря неутомимому погружению в ранее затрагивавшиеся в творчестве художника проблемы и неостановимому приращению новых смыслов в их отражении…Верный своему образованию графика, Иконников всегда работает исключительно на бумаге. Однако назвать его композиции просто графическими язык как-то не поворачивается» — Андрей Толстой, доктор искусствоведения. Настоящая выставка «Кухня художника или «вход со двора» не претендует на полный охват многогранного творчества художника. Ее название уже задает определенные ограничения как в выборе материала, так и в том, что она дополнена скульптурными композициями его соратника по духу и представителя одного с ним поколения последней трети XX века Михаила Дронова. В выставке использованы тематические циклы Дмитрия Иконникова, такие как «Жизнь на девятом этаже», «Город. Вход со двора», «Швея. Ткань времени», «Средиземноморье», «Париж». На выставке представлены произведения художника из коллекции дочери Дарьи Иконниковой, частных коллекций семьи Шаблий, Сажина Александра Вячеславовича, галереи ArtStory, галереи Культпроект, Михаила Судакова-старшего и Марии Ожерельевой, а также из коллекции куратора выставки Татьяны Палеевой. Выставка работает по 17.04.22.

Фотографии предоставлены куратором Татьяной Палеевой

 

Автор || Ольга Серегина,
арт-обозреватель

Поделиться: