Колонка арт-обозревателя журнала Ольги Серегиной о самых ярких выставках и арт-событиях города на этой неделе.
24.07.21. 25Kadr Gallery представила выставку «Синий час». В экспозиции работы двух авторов: Анастасии Литвиновой, перемещающейся между Москвой, Санкт-Петербургом и Хельсинки, и Дарьи Кротовой, живущей то в Экс-ан-Провансе, то в Москве. Синий час —
«Это час неопределенности, час между другими часами
Когда небо не серое, даже если идет дождь
Когда все становится красивее, мягче, ярче
Будто вуаль мечты
Прикрывает ее глаза
Слишком короткий час
Который называют «синим часом»
Из песни L’heure bleue, Франсуаза Арди, 1969
На выставке работы обеих авторов тесно взаимодействуют и составляют единое высказывание. Цианотипия (предшественница фотографии) Анастасии Литвиновой, представляет стены коммунальных квартир, в которых живут керамические скульптуры Дарьи Кротовой, изображающие предметы советского быта. Куратор выставки Луиз Морин – «В обеих практиках участниц выставки есть что-то сумеречное, предзакатное: они вызывают одно и то же беспокойство, возникшее из необходимости напомнить о вещах, которые когда-то были частью жизни. Воспроизвести реальность, чтобы время вернулось к своему началу, а мысль – к образу, из которого она возникла? Возможно, именно на этой интенции базируется большая часть работ современных художников и художниц, осмысляющих обломки ушедшей эпохи, вновь и вновь обращающихся к коллективной памяти. Наши отношения с вещами одушевляют их, они живут рядом с нами так же, как люди, но это самые близкие соседи. Печать закончившейся эпохи, лежащая на всех этих образах, помещает предметы самой простой низменной повседневности в пространство вне времени, наделяет нетемпоральностью. Материальная природа вещей наполняется романтизмом». Выставка работает до 21.08.21.
Фотографии Cabinet de l’art
28.07.21 Галерея XXI век / ARTinvestment представила выставку Татьяны Ян Сады Мецената / Horti Maecenatis. В экспозиции — живопись, графика. Сады Мецената были излюбленным местом целого созвездия поэтов и интеллектуалов, окружавших знаковую фигуру древнего Рима, Мецената, который был при императоре Августе чем-то вроде министра культуры, покровителем всех искусств. Имение его начиналось от городских ворот на Эсквилине и выходило за городскую стену, где прежде располагались кладбища городской бедноты, отчего место было гнилым и заразным. Меценат, выкупив землю за бесценок, построил здесь свою загородную виллу, разбил роскошные сады, наполнил свое владение греческими статуями и лучшими образцами искусства. Там, где прежде было царство смерти, по слову Горация, теперь — Эдем, обитель муз и певчих птиц. С тех пор, уже два тысячелетия образ сотворенного волей человека райского сада как преображающей силы искусства занимает одно из главных мест в поэзии и живописи. «В античности я нахожу ту ясность и соразмерность человека небу, которые сегодня почти утрачены, трудно различимы. Соразмерность с тем, что есть та Красота, которая мир оправдывает и спасает. Сегодня античность мы знаем лишь во фрагментах…Наслаиваясь и смешиваясь в памяти с видимой реальностью, с цветением и ритмом жизни наших подмосковных садов, все вместе складывается в старую не просмотренную ленту немого кинематографа, что отчасти, фрагментами раскрашена от руки анилиновыми красителями. Соединяется в мерцающий образ когда-то единой подлинной жизни, неразделенной надвое смертью. Мое обращение к Садам Мецената – это дань творящей природе человека, преображающего засохшую пустошь и гнилые болота в цветущие сады и виноградники. Эти работы – воспоминание о незнаемом, обращение к мифическому Золотому веку, когда Великая Красота и высшая гармония еще не покинула наши земные сады.» — Татьяна Ян. Выставка работает до 17.08.21.
Фотографии предоставлены автором Татьяной Ян
29.07.21. В KROKIN GALLERY состоялась авторская встреча с Ниной Котел в рамках ее персональной выставки «Незащищённые». Тема не новая, но вечная — всегда актуальная вне зависимости от авторского решения. Творчество Нины Котёл всегда и прежде всего строится на наблюдении. С формальной точки зрения, она изображает очищенные ножом груши, кабачки, яблоки, но лишённые защитной оболочки фрукты и овощи Нины Котёл воспринимаются как нечто незащищённое, оголённое и ранимое. Это — воспроизведение очень личного взгляда, личного чувства и взаимодействия с действительностью. Именно человек с его незащищённостью в пространстве агрессивной среды, незримо присутствует в как бы «натюрмортах» Нины Котёл. Выставка работает до 15.08.21.
Фотографии: KROKIN GALLERY
29.07.21. Всероссийский музей декоративного искусства представил выставку художника и ювелира Александра Степаняна «Лиможская эмаль».
Лиможская эмаль – разновидность выемчатой эмали, появившаяся в середине XII века во французском городе Лиможе. Эта сложная техника позволяет достичь нужного рисунка путём многослойного нанесения и запекания эмали на медной пластине под 900 градусов. Лиможские эмальеры прекратили использовать эту технику в середине XIV века. Работы Александра Степаняна выделяются чистотой исполнения и цельностью пластического решения. В экспозиции представлены работы художника последних лет. Куратор: Нийоле Точицкая. Выставка работает до 26.08.21.
Фотографии предоставлены куратором
30.07.21. Галерея fābula представила выставку «Вечное возвращение» в арт-пространстве дизайн-отеля Рихтер. Персональная выставка итальянского художника Оресте Касалини в Рихтере демонстрирует традиции итальянского спациализма и метафизиков, которые, как и многие другие явления в итальянской культуре и политике, являлись яркими, но не первичными. В них есть энергия, движение. И, наконец, вулкан как персонаж – в виде физического материала – лавы, и в методологии – застывающего в движении. Материал, который использовал Оресте в этой серии работ – вулканическая лава, собранная им у подножия Везувия, в его родном городе Неаполе. Нарочитое отсутствие цвета позволяет почувствовать его качество, его чёрность (Blackness). Чёрный цвет в работах Оресте становится неразделим с материалом. Мимикрируя под механику вулкана, он создаёт работы в этой серии быстро, спонтанно и интуитивно. Таким образом ему удаётся запечатлеть энергетический отпечаток, не размытый антропогенным воздействием. Массивное извержение вулкана Лаки в Исландии в 1783 году повлекло за собой заметное снижение температуры по всей планете. Считается, что именно это климатическое потрясение сыграло критическую роль в революции 1789 года, вызванную в первую очередь затяжным голодом в Европе. Вулканы и их повторяющаяся активность являются частыми, но непроявленными героями исторических событий и остаются запечатленными в искусстве. Кураторы: Алина Чичикова, Елена Фадеева. Выставка работает до 12.08.21.
Фотографии предоставлены галереей fābula
Автор || Ольга Серегина,
арт-обозреватель
Анастасия Литвинова