Арт-обзор 21.11-28.11.24

Колонка арт-обозревателя журнала Ольги Серегиной о самых ярких выставках и арт-событиях города на этой неделе.

 

Владимир Яковлев. Красный цветок. Работа из коллекции Михаила Алшибая

 

25.11.24. ГМИИ им. А.С. Пушкина представил выставку «Неизвестный Щукин. Не только новое искусство». Всеобщую известность Сергей Иванович Щукин приобрел как собиратель нового искусства — импрессионистов. Однако недавно проведенные Государственным музеем изобразительных искусств имени А.С. Пушкина исследования установили, что дом мецената также наполняли произведения старых мастеров, памятники Древнего Египта, цивилизаций Востока, предметы из фарфора, древние русские иконы. Проект «Неизвестный Щукин. Не только новое искусство» представляет Сергея Ивановича в совершенно ином свете, а также рассказывает о забытых частях разнопланового собрания коллекционера и его семьи. Проект выстроен как путешествие по цивилизациям и странам, где каждый экспонат, в начале ХХ века находившийся в доме Щукина, напоминает об интересах его семьи: это Древний Египет, Китай и Япония, Европа эпохи барокко, наследие русской усадебной и религиозной культуры XVII–XIX столетий. Собирательством живописи Сергей Иванович увлекся лишь после сорока лет, в то время как его братья были одержимы этим с молодости. Дмитрий — знаток старых мастеров, Пётр — любитель исторических реликвий и культур Востока, а «парижский Иван» — страстный любитель Испании. Сегодня не всегда с уверенностью можно сказать, кто из братьев связан с теми или иными произведениями и чьи увлечения отразились на формировании этой коллекции. В 1920-е годы, после национализации собрания Щукина, все «непрофильные» произведения были переданы из бывшего дома мецената в другие музеи Москвы и регионов СССР. Документы об этих событиях позволили достоверно реконструировать собрание. Проект открывает новые возможности сотрудничества между музеями по всей России. Экспонаты, когда-то принадлежавшие Щукиным, были обнаружены в Музеях Московского Кремля, Музее Востока, в Музее-заповеднике «Останкино и Кусково», Академии художеств, Государственном Эрмитаже, Музее истории религии, в музеях Астрахани, Махачкалы, Якутска.

Экспозиция построена на нескольких ключевых сюжетах. Тема первого зала — история особняка в Большом Знаменском переулке и его сложная планировка. Второй зал посвящен собранию памятников Древнего Египта; оно было впервые атрибутировано в составе коллекции ГМИИ им. А.С. Пушкина. В экспозиции представлены документы о поездка на Синай в 1907, а также подлинный, полностью расшифрованный так называемый синайский дневник Щукина. Третий зал выставки отдан искусству Востока. Китайская и корейская живопись на шелке у Сергея Щукина была помещена рядом с работами Сезанна и Дерена. На выставке воссозданы эти пары. Впервые была подробно атрибутирована коллекция из Государственного музея Востока: удалось уточнить происхождение предметов, так как восточные древности собирали и братья Сергея — Пётр и Дмитрий. Один из отделов выставки посвящен старой живописи, объединившему и разные произведения, и разные судьбы Щукиных. Несколько залов посвящены предметам декоративного искусства в доме Щукина, в числе которых две пары ваз Императорского фарфорового завода из собрания Музея-заповедника «Останкино и Кусково». Также показаны детально реконструированные фрагменты наиболее знаменитого ансамбля особняка — Розовой гостиной, — созданного в 1911 году Щукиным и Матиссом. Завершается экспозиция залом собрания икон, которое находилось в доме Сергея Иванович Щукина. Часть этой коллекции обнаружилась в Государственном музее истории религии. Во время своего визита в Москву осенью 1911 года русскими иконами восхищался Анри Матисс. Встреча с русским искусством оказала влияние на его творчество. Об этом напомнит эпилог проекта: «Розовая мастерская» из собрания Щукина и акварельный эскиз картины «Красная мастерская», написанный Матиссом после возвращения из России. Это сравнение предложил внук коллекционера — Андре-Марк Делок-Фурко, давний друг Пушкинского музея.

К выставке подготовлены фундаментальные издания на русском и английском языках со статьями отечественных и зарубежных исследователей, включая выдержки из египетского дневника Сергея Ивановича Щукина, а также компактный путеводитель. Куратор: Алексей Петухов, кандидат искусствоведения, ведущий научный сотрудник отдела нового западного искусства ГМИИ им. А.С. Пушкина. Выставка работает в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков до 16.03.25.

 

Фото: Антон Баклыков

Фотографии предоставлены пресс-службой ГМИИ им. А.С. Пушкина

 

26.11.24. В Центре современного искусства AZ/ART на Маросейкесостоялось открытие выставки «А в степи: бушует ветер…», посвященная 90-летию со дня рождения художника Владимира Яковлева (1934 – 1998). В экспозиции собраны созданные в 50-е — 70-е годы XX века работы из собраний Музея AZ, Государственной Третьяковской галереи, коллекции семьи художника и других частных коллекций, представляющие главные направления в творчестве Яковлева. Название выставки — фрагмент одного из небольших нерифмованных стихотворений Владимира Яковлева: «А в степи: бушует ветер,/Ветер бурю догоняет,/И абстрактные картины/Все развешаны мои…». ​​В этих строчках отразилось особое мироощущение художника и главные мотивы его творчества — на протяжении всей жизни он создавал абстрактные «портреты ветра», «портреты цветов», печальные, лаконичные изображения лиц, в которых зрителю открывается иная реальность. Выставка задумана как светлый поэтический образ, где пространство белокаменных палат XVII века подчеркивает философскую глубину и цельность художественного мира Владимира Яковлева. Несколько работ публично демонстрируются впервые, среди них произведения из частных коллекций и три картины из собрания Третьяковской галереи: «Композиция. Дождик, солнце» (1959), «Беспредметная композиция» (1958–1959), а также шедевр 1950-х «Голова» — его показывают впервые после реставрации, которой занимался один из кураторов проекта Валерий Силаев.Наталия Опалева, генеральный директор Музея AZ и ЦСИ AZ/ART: «Владимир Яковлев — один из самых важных художников не только нашей коллекции, но и всего московского неофициального искусства второй половины ХХ столетия. Еще при жизни его высоко ценили друзья-художники, некоторые называли гением. В год 90-летия со дня рождения Владимира Яковлева мы открываем на Маросейке музейную выставку его работ, отобранных кураторами по определенному принципу: цветы и лица. Изображения цветов можно назвать “портретами цветов”, а на лица людей художник часто накладывает крест — возможно тот, что несет каждый человек на своем жизненном пути. В картинах Владимира Яковлева явственно ощущается печать трагедии, но в то же время они дарят надежду на лучшее». Совместно с Фондом Николая Каретникова к выставке запланирована концертная программа, которая сопоставляет внутренний мир, художественный язык, сюжеты и темы работ Владимира Яковлева с камерными произведениями композиторов двух последних столетий.Кураторы проекта: главный хранитель Музея AZ Наталья Волкова, коллекционер Сергей Александров и заведующий отделом Третьяковской галереи Валерий Силаев. Музыкальный куратор: Сергей Терентьев.  Художник–постановщик: Геннадий Синев. Выставка 12+ работает до 02.02.25.

 

Фотографии предоставлены пресс-службой Музея AZ

 

26.11.24. В Гостином дворе состоялось открытие Юбилейного Российского Антикварного Салона. Дебют состоялся в 1996 году в Центральном доме художника на Крымском валу. В Гостином дворе на Ильинке Салон проходит с 2019 года. Расширилась концепция, которая включает не только произведения живописи, графики, скульпторы и декоративно-прикладного искусства, но также ювелирное дело и дизайн интерьеров. Возросло число экспонентов, от 18 участников первого салона до 191 в нынешнем году. В 2023 году Салон принял более 40 000 посетителей. Тема Салона 2024 – «НАСЛЕДИЕ», задача — показать посетителям многогранность и богатство культурного наследия великих художников, целой страны или эпохи, подчеркивая их значимость в контексте глобальной цивилизации. На каждом стенде есть QR-код с описанием экспонатов, отобранных галеристами и коллекционерами для данного проекта.

К юбилейному Российскому Антикварному Салону подготовлена специальная историко-художественная экспозиция «Историческое наследие великой России». На ней представлены редкие произведения русской бронзовой пластики второй половины XIX – начала ХХ.
В специальной экспозиции «Золотой век русской мебели» Suslov Fine Arts впервые представляет экспозицию произведений, созданных ведущими русскими мебельщиками по рисункам известных архитекторов 1760-х- 1880-х годов. Редкие интересные экспонаты представлены в разделе классического искусства: живопись русских мастеров XIX – XX веков – Василия Поленова, Алексея Саврасова, Константина Коровина, Константина Маковского, Исаака Левитана, Ивана Айвазовского, Роберта Фалька, Михаила Ларионова и многих других; редкое западноевропейское искусство, древнерусские иконы и коллекционный фарфор; предметы прикладного и ювелирного искусства мастеров фирм Карла Фаберже, Карла Болина, Ивана Хлебникова, Павла Овчинникова.

Среди тематических экспозиций: Шедевры Императорского Фарфорового и стеклянного заводов — работы ИФЗ разных периодов его существования – со второй половины XVIII до начала XX столетия. До 1917 года завод работал преимущественно для нужд Высочайшего двора. «Путешествия русских художников» представляет произведения В. Поленова, Р. Фалька, В. Борисова-Мусатова, К. Коровина, М. Зичи, С. Виноградова, Н. Лапшина с изображением самых отдаленных уголков России и зарубежья.«Представитель русского импрессионизма» — экспозиция к 150-летию со дня рождения представителя русского импрессионизма Петра Петровичева. На выставке показаны работы его лучшего периода, а также творчество его дочерей Нины и Ольги, которые продолжили художественную традицию отца, но имеют собственный живописный почерк. «Духовно-исторические мотивы в русском искусстве XIX – начале XX веков» — экспозиция работ русских художников XIX-XX веков, объединенных историко-культурной тематикой. В центре внимания – работа В. М. Васнецова «Богоматерь с младенцем» 1919 года, авторское повторение образа Богородицы для Владимирского собора в Киеве, и эскиз ворот для русского павильона на Международной выставке в Венеции 1913 года, выполненный архитектором А. В. Щусевым. «Артефакты древних цивилизаций» — на выставке представлены артефакты культур, лежащих на Шелковом пути – основной оси не только торговли, но и распространения передовых знаний своего времени: Древнего Египта и Древнего Китая. Самый яркий памятник – фрагмент древнеегипетского саркофага высокопоставленной жрицы из Ахмима – города. Экспозиция «Дух воина. Легенды и образы самурая» посвящена самураям как духовной и культурной элите Японии.

Антикварный Салон уделил особое внимание ювелирному искусству. Экспозиция объединяет 60 российских ювелирных домов и брендов.  В Салоне принимают участие художники-ювелиры, победители конкурсов Гохрана России, участники Hong Kong International Jewellery Show, MilanoJewelry Week, мастера.  

Специальный проект Российского Антикварного Салона, посвященный дизайнерскому искусству, объединяет более 90 участников: дизайнеров, мебельных, текстильных и световых брендов. Акцент экспозиции – на коллаборациях дизайнеров, художников и производителей.

В рамках Салона разработана деловая программа и программа экскурсий. Российский Антикварный Салон & Lifestyle Искусство интерьера открыт для посещения по 01.12.24.

 

Фотографии предоставлены пресс-службой Салона

 

27.11.24. Центр визуальной культуры Béton представил выставку современной фотографии «Memento vivere. Помни о жизни», на которой представлены авторские работы российских и зарубежных фотохудожников: Иоахима Шмайссера, Марсело Бродского, Жерара Рансинана, Андрея Чежина, Саши Генциса, арт-группы ГрОМ, Дмитрия Провоторова, Василия Чунаева, а также арт-объект Гонсало Мабунда. Проекты объединяет стремление авторов посмотреть на искусство как возможность преодоления пессимистической парадигмы memento mori, обратится к оптимистической надежде — memento vivere. Там, где прагматизм рассудка видит катастрофический катаклизм или серую рутину, яркое воображение художника способно отыскать проблески неизведанного будущего и новые горизонты восхищения Вселенной. Там, где строитель видит разрушения и упадок, искусство показывает руины великого прошлого, где обыватель сталкивается с тоталитарным бытом настоящего, искусство визуализирует конечную цель идеологических устремлений в будущее и величие смелых замыслов, где визуальный документ фиксирует социальное неравенство, искусство акцентирует внимание на силе духа и стойкости воли борцов за справедливость. Искусство учит ценить жизнь во всех ее проявлениях через богатство человеческих эмоций. Где memento mori предостерегает страшиться всепожирающего пламени, memento vivere завораживает воображение великолепным танцем его сакрального тепла. Выставка работает до 19.01.25.

 

Дмитрий Провоторов. Из серии «THE END». 2012-2015 гг. Желатиносеребряный отпечаток, ручная печать, ручная раскраска

Фотографии предоставлены пресс-службой ЦВК

 

27.11.24. Фонд Stella Art Foundation представил выставочный проект «Границы Лиминальности». Впервые лиминальность («символическая смерть», «переходное состояние») была описана в антропологии, как часть ритуала инициации, но оказалась удачным инструментом для анализа социальных процессов, общества и культуры. Сегодня лиминальность является междисциплинарным метапонятием и рассматривается в самых разных контекстах. В конце двадцатого века концепт лиминальности находит свое отражение в кинематографе, искусстве, литературе, виртуальной реальности, научной фантастике.  На выставке «Границы Лиминальности» в Stella Art Foundation метапонятие рассматривается через различные оптики и медиа, выставка исследует опыт лиминальности в творчестве зарубежных и российских современных художников. Видеоартист Билл Виола в своих работах часто обращается к темам смерти и возрождения, создавая глубокие медитативные образы. На выставке представлено «Вознесение Изольды» из коллекции фонда. Итальянский художник Утан посвящают свои работы глубинным трансформациям персонажей. Художники московского концептуального круга исследовали в своих работах вопросы преодоления «границы», «порога», возможности выхода за пределы нормативной логики. На выставке показаны работы художников, созданные в 1990-2010-е годах: документация инсталляций Ильи Кабакова, графическая и фото серии Игоря Макаревича, объекты Андрея Монастырского, видеодокументации перформансов Андрея Кузькина, живописный триптих художницы Ольги Чернышевой «Панорама». Новый этап интереса к «лиминальности» в 2000-е был связан с открытием «Немéст» — лиминальных пространств без определенного «значения» — покинутые офисы, пустые ночные переходы, «заброшки» и др. Фотоработы Полнарева были сделаны в московской гостинице «Россия» накануне ее сноса в 2006 году. Художник передает драматическую атмосферу гибели архитектурного гиганта. В выставке участвуют произведения художников из коллекции Stella Art Foundation.  Куратор выставки: искусствовед, независимый куратор Анна Романова. Выставка работает по 10.02.25.

 

Ольга Чернышева. Из серии «Панорама». 2005-2006. Холст, масло

Фотографии предоставлены пресс-службой Фонда

 

28.11.24.  В Музее «Новый Иерусалим» состоялось открытие выставки «Невесомость. Александр Лабас о скорости, прогрессе и любви», посвященная 125-летию со дня рождения художника-авангардиста, лидера Общества художников-станковистов (ОСТ), ближайшего друга Владимира Татлина и Александра Тышлера. Выставка ставит задачей максимально полно представить разные грани творчества художника через его ключевые работы, созданные в 1920–1930-е годы. «В творчестве Лабаса плотно сплелись технические и поэтические задачи: поиски нового художественного языка и стремление запечатлеть таинство жизни. Новаторский художественный язык Лабаса выделял его на фоне современников и до сих пор остается неповторимым и хорошо узнаваемым. Выставка призвана расшифровать код Лабаса, раскрыть тонкости его мировосприятия», — куратор выставки Ксения Новохатько. Экспозиция занимает основные выставочные залы музея, преобразуя их в тотальную инсталляцию на тему невесомости, хрупкости и сновидений. Атмосферу ирреальности и нематериальности, характерной для художественной манеры Александра Лабаса, дополняют абстрактная видеопроекция и сценографические элементы.  Название выставки «Невесомость» отражает состояние, открывшееся человеку с появлением летательных аппаратов. Оно неизменно присутствует в работах Александра Лабаса независимо от их сюжета или композиции. Сам художник испытал близкое к невесомости чувство в свой первый полет, описав его как «удивительное спокойствие» и «философское равновесие». Схожими словами в своих дневниках он описывает и чувство глубокой любви, когда время замедляется и наступают мгновения «беспечно свободные, всеохватывающие своим проникновением в тайны Вселенной». В экспозиции собрано более 150 живописных и графических работ мастера из собраний 18 ведущих музеев России, включая Музей «Новый Иерусалим», Третьяковскую галерею, Русский музей, ГМИИ им. А.С. Пушкина, Екатеринбургский музей изобразительных искусств и другие, а также из 12 частных коллекций. Выставочный проект организован при участии Фонда содействия сохранению творческого наследия художника Александра Лабаса (Лабас-Фонд) и наследницы авторского права художника Ольги Бескиной-Лабас. Архитектурно-художественное решение выставки создали театральные художники, лауреаты Эмиль Капелюш, Юрий Сучков и Яна Глушанок. Куратор: искусствовед Ксения Новохатько. Научный консультант проекта: искусствовед, специалист в области русского искусства ХХ века Александр Балашов. К выставке выпущен каталог, разработана параллельная программа для взрослых и детей. В рамках выставки музей «Новый Иерусалим» представит музыкально-просветительский проект «Время, вперед!» — цикл лекций и концертов. Цель проекта — раздвинуть временные границы и ощутить связь открытий Лабаса и его современников-композиторов с основными направлениями художественного авангарда XX века.

 

Александр Лабас Уральский завод 1925 © Екатеринбургский музей изобразительных искусств © Бескина-Лабас О.М. 2024

Фотографии предоставлены пресс-службой проекта

 

28.11.24. В галерее ГУМ-RED-LINE состоялось открытие выставки Александра Беридзе «Абстрактное мышление». Экспозиция объединяет новые, ранее не выставлявшиеся работы художника, созданные в его парижской студии за последние два года, а также работы из московской мастерской автора. Выставка «Абстрактное мышление» акцентирует внимание на сочетании живописи, графики и фотографии Александра Беридзе, выставляемой впервые. Участие в реализации проекта принял Фонд поддержки образования и науки (Алфёровский фонд). Куратор: Марина Федоровская. Выставка работает до 23.02.25.

 

Фотографии предоставлены пресс-службой галереи

 

28.11.2024
Автор || Ольга Серегина,
арт-обозреватель

Поделиться: