Арт-обзор 14.07-21.07.22

 

Колонка арт-обозревателя журнала Ольги Серегиной о самых ярких выставках и арт-событиях города на этой неделе.

Кинематика вращательного движения или Динамика хорошего настроения. 2022, бумага, акварель

15.07.22. В Доме культуры «ГЭС-2» открылся проект «Настройки-2» — новая глава проекта «Настройки».  К диалогу архитектуры и звука в «Настройках-2» присоединяется визуальное искусство, представленное работами мировых художников XX и XXI веков из коллекции фонда V–A–C. Работы из коллекции Фонда выбраны таким образом, чтобы связи между разными медиумами, временем и пространством выстраивались не только на зрительном, но и на звуковом и даже осязательном уровне. В экспозиции собраны работы Василия Кандинского, Александры Экстер, Бриджет Райли, Зигмара Польке, Дэниела Кнорра, Герхарда Рихтера, Лиз Дешен, Вейда Гайтона, Константина Бранкузи, Луиз Буржуа и др., помогающие выстроить сложные связи между архитектурой, аудиальным и визуальным искусством. К звуковым инсталляциям «Настроек-2» присоединились три новых сочинения, написанные современными российскими композиторами для Проспекта и Парковки «ГЭС-2»: «Мгновения» Марка Булошникова, I campi dei ricordi («Поля воспоминаний») Ивана Бушуева и «Формы нежности» Антона Светличного. «Продолжавшиеся на протяжении всего ХХ века эксперименты с чистой формой и технологиями освободили искусство от необходимости подражать реальности или воздействовать на нее, научили искать созвучия в музыкальных экспериментах и заново определили роль художника: из творца и производителя он постепенно превратился в исследователя», — Андрей Паршиков, куратор фонда V–A–C. Экспозиция состоит из четырех разделов: Глава 1. Беспредметность как новая образность. Глава 2. Эксперименты в трехмерном пространстве. Глава 3. На грани видимого. Глава 4. Практики коллективного жеста. Во время работы выставки по программе «Настройки-2» в здании Дома культуры будут проходить медиаторские туры. Выставка и публичная программа к ней адаптированы для посетителей с инвалидностью. Кураторы: Андрей Василенко, Андрей Паршиков, Дмитрий Ренанский, Карен Саркисов, Елена Яичникова. Проект открыт для посещения по 30.09.22.

Фотографии предоставлены  Домом культуры «ГЭС-2»

18.07.22. Объединению «Выставочные залы Москвы» исполнилось 9 лет. Это крупная сеть выставочных площадок, работающих с разными видами и жанрами традиционного и современного искусства. Одной из приоритетных задач институции на протяжении всего времени существования Выставочных залов Москвы является поддержка начинающих и молодых художников и кураторов. За это время было проведено более 2.000 выставок и почти 20.000 мероприятий, десятки фестивалей и партнерских проектов с музеями, творческими союзами и вузами, была открыта первая в Москве эко-галерею. 

На сегодняшний день основная сложность, с которой сталкивается художник или куратор – невозможность выставить свои работы в музейной или частной институции, когда находишься только в начале своей карьеры. Именно поэтому в Выставочных залах Москвы запущено несколько проектов, помогающих решить эту проблему системно, и каждая галерея, входящая в состав институции, знакомит посетителей с новыми именами, перспективными молодыми кураторами, привлекая к сотрудничеству образовательные институции, арт-резиденции, культурные проекты и различных партнеров.

В начале этого года на базе Галереи Ростокино был запущен большой проект, направленный на поддержку студентов творческих вузов и на открытие новых имен современного искусства, под названием «Факультет». Партнерами проекта стали Московская школа современного искусства (MSCA), Московская Школа фотографии и мультимедиа им. Александра Родченко и другие ведущие институции. Ежегодно Выставочные залы Москвы объявляют масштабный OPEN CALL, который идет с начала года до конца июля, в рамках которого открыт прием заявок от художников и кураторов с целью организации выставок в галереях Объединения в следующем году. Авторам лучших работ и проектов представится возможность реализовать художественное высказывание на персональной или групповой выставке в одной из галерей. В честь дня рождения Выставочные залы запускают первый арт-маркет «Искусство рядом», где будут представлены работы молодых и начинающих художников по очень доступным ценам. В будущем такой маркет появится на каждой площадке. Важным партнерским проектом, приуроченным ко дню рождения Выставочных залов, стала коллаборация с аудиосервисом Звук: проект созерцательных аудиомедитаций доступен посетителям с 18 июля в любой из 20 галерей Объединения, где администраторы расскажет, как послушать специальный плейлист из композиций Макса Рихтера, Людовико Эйнауди, Нильса Фрама и других неоклассиков.  

Интервью с Директором Объединения «Выставочные залы Москвы» Ксенией Фаресовой https://cabinetdelart.com/intervyu/kseniya-faresova-intervyu-s-direktorom-vystavochnyh-zalov-moskvy/

Фотографии предоставлены пресс-службой Объединения ВЗ Москвы

18.07.22. В Omelchenko Gallery состоялось открытие групповой выставки «(БЕС)(НА)(У)СИЛИЕ».  В рамках проекта 17 художников-участников Самоорганизации Base(less) исследуют практики поиска хрупкого баланса, внешнего и внутреннего, и новых стратегий взаимодействия с непредсказуемой реальностью в эпоху неустойчивости. Кураторы: Асмик Мелконян, Наталья Казакова, Катя Улитина, Карина Россиус. Их позиция заключается в том, что «в попытке сбалансировать свою жизнь и найти методы управления ею, мы пытаемся действовать рационально и инновационно: обучаем нейросети работать с big data, цифровизируем процессы, осваиваем системы тайм-менеджмента, следим за здоровьем, личным и финансовым благополучием, развиваем умственные способности, укрепляем ментальную и физическую оболочки, ищем эликсир долголетия. Но любая форма контроля в один миг может перейти во властвующую, где любое усилие может обернуться насилием. Насилием над собой и частями своей личности, насилием над другим человеком или группой людей. Насилием над природой.» Baseless предлагает вместо попыток упорядочения неизвестности, попробовать пообщаться с ней. Художники представят работы в разных медиа: инсталляция, скульптура, живопись, видео и перформанс. География участников Самоорганизации Base(less) — Россия, Армения, ОАЭ, США, Польша. Выставка работает по 07.08.22.

Фотографии Cabinet de l’art

19.07.22. Государственный музей Востока представил выставку Низара Сабура «Жизнь не умирает». Выпускник факультета изящных искусств Дамасского университета, Низар Сабур считается живым классиком сирийской живописной школы. В 1990 году художник получил степень кандидата искусствоведения в Московской художественно-промышленной академии им. С.Г. Строганова. Творчество Низара Сабура неотделимо от истории и культуры его родины: в плотной живописной манере и особом колорите его работ читаются традиции сирийской школы живописи. Безусловно, трагические события, происходящие на сирийской земле в последние годы, не могли не повлиять на мироощущение Низара Сабура. Художник понимает творчество как остросоциальный инструмент, призванный говорить о вечном и современном, вскрывать больные вопросы и давать свет надежды. Его боль, его любовь к родине, попытка осмыслить происходящее отразились в целом ряде циклов, представленных на выставке, таких как «Иммиграция», «Города мертвых птиц», «Пожары». Низар Сабур работает в разных техниках, смело смешивая материалы и экспериментируя с ними. Помимо масляных и акриловых красок, а также карандаша, он добавляет пепел, уголь, песок, текстильные вставки. Художник признается, что именно любовь к экспериментам сподвигла его включать в работу природные материалы, однако безусловно и то, что часто они позволяют передать тонкие оттенки идеи, которая раскрывается в процессе работы. Обращение автора к традиционным живописным приемам, переосмысление наследия прошлого создает неразрывную связь между искусством поколений. Куратор выставки: Полина Коротчикова. Выставка работает до 21.09.22.

 

Фотографии предоставлены пресс-0службой Музея Востока

19.07.22. Выставка выпускников Британской Высшей Школы Дизайна «Clarify, Expand, Highlight» открылась в пространстве InArt Gallery by Ksenia Podoynitsyna на территории ЦСИ Винзавод. Выставка исследует опыт образования, которое строится на взаимодействии студентов друг с другом. Название отсылает к комментариям преподавателей на работы студентов, которые обычно являются отправной точкой для формирования независимых взглядов на художественную практику и развития индивидуальных методов работы. Работы на выставке сгруппированы на основе сходств методов, предмета работ и интересов студентов — детство и личный опыт как метод, пространство как предмет, экран как выразительное средство и медиум как искажение. Выставка работает до 30.08.22.  

Фотографии Cabinet de l’art

21.07.22. Галерея «Открытый клуб» представила выставку Кати Сысоевой «Авиация превращений». Катя, размышляя о неопределённости реальности, о зачастую перевёрнутых смыслах и понятиях окружающей действительности, своими работами подталкивают к разговору на языке абсурда. Название отсылает к одноимённому стихотворению Даниила Хармса — именно хармсовская «бессмыслица», ритм и звучание его стихов, «случаев», поэм и рассказов лежат в основе графических рифм, найденных автором. Своё высказывание Катя Сысоева разворачивает на стыке сознательного и бессознательного, используя нарративы в эстетике, близкой к сюрреализму: «Я выстраиваю новые истории, приглашаю зрителя в свои собственные визуальные миры, где возможен синтез чуда человеческих возможностей и чудес науки. Часто я чувствую себя в роли «лазутчика», собирая информацию на границе двух областей знания, обнаруживая новые взаимоотношения искусства и науки. Ведомая любопытством, я часто погружаюсь в неизведанные области, толком не зная, как именно это произошло. В ситуации, когда многие человеческие законы перестали работать, законы науки становятся для меня самыми верными. Порой мантра «Е = МС квадрат» удерживает меня от полного отчаянья». Выставка работает по 02.08.22.  

        

Фотографии предоставлены пресс-службой галереи «Открытый клуб»

21.07.22. Музей-заповедник «Коломенское» открыл выставку «Стул’Я. История стула в 12½ главах». В экспозиции проекта, раскрывающего эволюцию образа одного из самых прозаичных предметов повседневности, в выставочном зале «Атриум» объединено более 100 предметов, среди которых: мебель, живопись, графика и театральная бутафория, а еще комиксы Даниила Еремина и звуковая инсталляция Ольги Бочихиной, созданные специально для выставки. Это первый масштабный проект, представленный в обновленном пространстве выставочного зала «Атриум». В названии выставки заложена отсылка к постмодернистскому роману британского писателя Джулиана Барнса «История мира в 10½ главах» (1989). С одной стороны, стул является неотъемлемой частью жизни и воспринимается только как предмет мебели, на котором можно и нужно сидеть. С другой, находясь в фокусе внимания людей самых разных специальностей и профессий – например столяра, театрального реквизитора, пианиста или дизайнера – стул становится особенным объектом.  А в руках художника, скульптора или перформера получает собственное метафизическое и эстетическое значение. Для музыканта он может стать буквально «музыкальным инструментом». У каждого из нас есть свои требования, ассоциации, истории об этом «предмете для одиночного сиденья». В рамках выставки образ стула в пластических искусствах раскрывается живописью, графикой и скульптурой из собрания Московского музея современного искусства (ММОМА). В разделе «Стул в музыке и литературе» можно узнать, что писали о стульях Николай Гоголь, Герман Гессе, Илья Ильф и Евгений Петров, Иосиф Бродский и др. Все стулья имеют собственное звучание – композитор, исследователь музыки Ольга Бочихина специально для проекта создала звуковую инсталляцию, состоящую из скрипов, стуков, шелеста, свистов, производимых этими предметами мебели. Запись осуществлена при поддержке Центра электроакустической музыки Московской консерватории им. П.И. Чайковского. Все стулья на выставке «Стул’Я» становятся сложнее и интереснее самих себя и выходят далеко за пределы понимания «предмета для одиночного сидения». Параллельная программа выставки включает в себя показы спектакля по пьесе Эжена Ионеско «Стулья» в сотрудничестве с художественным объединением «Эскизы в пространстве» и лекцию художницы и кинорежиссера, лауреата премии «Инновация», Елены Скрипкиной «Стул в современном театре и кино». Выставка работает до 15.10.22.

Фотографии предоставлены пресс-служба МГОМЗ «Коломенское Измайлово»

21.07.22. Московская школа современного искусства представила дипломную выставку «Конец беззаботности.Четыре предложения для радикальной заботы» проектов выпускников первого потока программы «Практики кураторства», куратором которой в 2021-2022 учебном году выступил Александр Буренков, куратор международных выставочных и образовательных проектов, арт-критик, лауреат государственной премии в сфере современного искусства «Инновация» (2017) в номинации «Куратор года». Темой учебного года была «радикальная забота о себе, других и планете». В течение девяти месяцев, находясь в диалоге с более чем тридцатью приглашенными преподавателями из разных стран и институций культуры – от частных фондов и государственных музеев до самоорганизованных инициатив и виртуальных кураторских объединений, студенты курса пытались ответить на вопросы, как программирование выставочных и образовательных проектов должно реагировать на вызовы времени и осмысленно воплощать и производить знания и политику заботы. В пространстве U contemporary  представлено четыре кураторских проекта в виде проектных идей и макетов, с разных сторон раскрывающих заявленную тему учебного года 2021-2022 и подвергающих исследованию различные аспекты и регистры заботы – зачастую с совершенно противоположных позиций.

Проект Марии Калялиной «Е-84 И Е-122. Искусственная жизнь и жизненное искусство» раскрывает тему заботы об обществе и гуманистических ценностях, рассмотренную через призму влияния на нашу жизнь процессов алгоритмизации и механизмов искусственного интеллекта. Проект Артура Данилина «Нарушения сна» концентрируется на заботе о теле, психическом здоровье и личном пространстве, подвергаемых атакам со стороны систем сдерживания, контроля, слежки и data-майнинга современного гиперкапитализма. Лейла Имамутдинова предлагает проект «Кейем-һалым. Кочевое искусство Как башкирские традиции и эпос перекочевали в современное искусство» о традициях малых этносов страны и преемственности современным искусством национальных промыслов и узоров на примере не получавшей до этого должного исследовательского внимания современной художественной среды Башкортостана. «Тон интенций. Vol. I» – проект Анастасии Логиновой – про заботу о зрителе и художнике, предлагает уникальную кураторскую оптику на стыке психологии креативности, теории запланированного поведения и концепции интенциональности. Куратор выставки: Александр Буренков. Выставка работает в пространстве U contemporary на Винзаводе до 31.08.22.

Фотографии предоставлены пресс-службой MSCA

21.07.22. Центр визуальной культуры Béton представил выставку «От лаптя до Союза. Фотография второй половины XIX — начала XX века». Новый проект объединяет работы российских и советских фотографов, в числе которых Сергей Лобовиков, Андрей Чежин, Всеволод Тарасевич, Леонид Лазарев, Евгений Халдей, Владислав Мамышев-Монро и другие. В экспозицию входят авторские отпечатки, аутентичные эпохе их создания. Проект «От лаптя до Союза. Фотография второй половины XIX — начала XX века» рассматривает трансформацию огромной страны в амбициозный проект, не лишенный изъянов, но ставший одной из главных вех мировой истории и искусства. «Возможно, судьба нашего народа <…> заключается в реализации невозможного, стремлении к недостижимому и преодолении рациональных представлений», главный куратор ЦВК Béton Алексей Логинов. Выставка работает до 10.09.22.

Фотографии предоставлены пресс-службой Центр визуальной культуры Béton

Автор || Ольга Серегина,
арт-обозреватель

 

Поделиться: