Ксения Фаресова. Интервью с директором Выставочных залов Москвы

 

Ксения Фаресова окончила Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, училась в Университетском центре Леонардо да Винчи в Париже по специальности «культурный менеджмент». Учредитель и вице-президент Благотворительного фонда «Твори во Благо». Более 10 лет организовывала социокультурные городские и федеральные проекты. С 2020 года назначена директором объединения «Выставочные залы Москвы».  

Выставочные залы Москвы — сеть выставочных площадок, работающих с разными видами и жанрами традиционного и современного искусства, в состав которой входит 20 галерей в 9 округах Москвы.

ОЛЬГА: Ксения, вы возглавили ОВЗМ в 2020 году. Как руководитель всех городских галерей Москвы вы пришли со своей программой перемен. Вы сформировали свою концепцию, свою команду. В чем суть реформы?

КСЕНИЯ: Я бы не стала называть это реформой. Но, безусловно, передо мной и моей командой стояла непростая задача сформировать единую стратегию развития совершенно непохожих друг на друга небольших, но значимых культурных институций, работающих с самыми разными жанрами и направлениями искусства.

В рамках реализации концепции развития всего Объединения мы четко понимаем, что на сегодняшний день наши галереи – не только пространства, специализирующиеся на выставочно-экспозиционной деятельности, но и места, куда можно прийти и получить новые впечатления всей семьей: сходить на выставку, принять участие в мастер-классах, купить работу молодого художника, выпить вкусный кофе и просто приятно провести время.

Наш слоган – «искусство рядом» и он идеально транслирует нашу миссию: показать каждому жителю города, что искусство гораздо ближе, чем иногда может показаться. Я часто говорю, что нам важно объяснить людям, что искусство доступно. Доступно, с точки зрения восприятия и приобретения. Мы уделяем большое внимание медиации наших проектов для того, чтобы наши гости могли по-настоящему понять замысел художников и кураторов.

Мы стараемся создавать такое пространство, где каждый сможет узнать что-то новое и где тебе очень простым языком про это новое расскажут.

ОЛЬГА: Что уже получилось сделать за это время? А что по ходу пришлось изменить в самой концепции, если пришлось?

КСЕНИЯ: В первую очередь мы были сконцентрированы на том, чтобы отстроить работу внутри галерей и дирекции. Одной из приоритетных задач мы изначально обозначили выстраивание органичной и, главное, эффективной системы управления, которая соединила не похожие выставочные пространства в единое целое, сохраняя при этом идентичность каждого.

И так как часть команды сменилась, нам потребовалось довольно много усилий для того, чтобы выстроить слаженную работу между отделами и сократить часть процессов, которые раньше занимали намного больше времени. Это та теневая работа, которая не видна многим, но отнимает огромное количество ресурсов и времени для всей институции и на самом деле она также важна, как и большие и имиджевые проекты.

Тем не менее за это время мы сделали многое. И прежде, чем формировать стратегию развития, мы провели большое маркетинг-исследование, что помогло нам лучше увидеть потребности наших посетителей, сформировать свое позиционирование и, исходя из этого, уже разработать план развития институции.

Помимо этого, мы открыли новый объект – галерею «Краснохолмская». Это единственный выставочный зал в городе, который прицельно работает с экологической повесткой. Специализация галереи – современные гибридные формы искусства, реагирующие на развитие науки и техники, а также на цивилизационные вызовы времени, такие как изменение климата и загрязнение окружающей среды. Таким образом, мы сформировали на городском уровне новую повестку и новые смыслы.

Одна из миссий Объединения – популяризация современного искусства и открытие новых имен. Поэтому в начале этого года была перезапущена галерея «Ростокино» (бывший Электромузей). На базе галереи сформирована годовая программа «Факультет», направленная на поддержку молодых и начинающих художников. Эту программу мы реализовываем с ведущими образовательными институциями, например: Московская школа фотографии и мультимедиа имени Родченко, Московская школа современного искусства (MSCA) и с другими партнерами.

Совсем недавно мы запустили обновленный сайт не только Объединения, но и каждой галереи. До этого сайты были у 7 галерей, теперь же у каждого нашего зала есть удобный и простой сайт. Прямо сейчас мы разрабатываем программу лояльности для наших посетителей и карту друга Объединения.

В прошлом году мы провели юбилейный 5 Фестиваль «Дни авангарда 2021. НЭП», в рамках которого привлекли самых разных партнеров. Он впервые прошел в таком масштабе: центральной площадкой стал Музей Москвы, фестиваль длился целую неделю и мероприятия состоялись в ЗИЛе, Музее Авангарда, библиотеках и музеях города, были организованы пешие экскурсии, выставки, спектакли и многое другое.

ОЛЬГА: Городские галереи, входящие в Объединение, которое вы возглавляете, очень разные, я не о размере, местонахождении и физическом состоянии, – разные по своему влиянию на арт-жизнь Москвы, узнаваемости, «брендовости». Есть галереи очень неудобно расположенные и совсем небольшие и без ремонта, но они привлекают аудиторию не только и даже не столько из соседних домов. Конкретный пример – галерея «Измайлово», «На Каширке», «Здесь на Таганке». У некоторых галерей есть «свое лицо», своя аудитория в рамках всего города и даже гостей Москвы, они выстраивают четкую стратегию в арт-мире. Это собственная инициатива команды, руководителей отдельных галерей или профиль определенной городской галереи определяете вы – руководство Объединения?

КСЕНИЯ: Каждая площадка работает с разными направлениями искусства. Например, галерея «Ходынка» специализируется на медиа-арте, галерея «На Шаболовке» на авангарде, Галерея А3 работает с московскими художниками. А есть площадки, которые работают с традиционным искусством. В этом уникальность нашей институции – можно сказать, что мы представляем каталог разнообразного искусства и, посещая наши выставочные залы, можно познакомиться с очень разными направлениями.

При формировании выставочного плана мы стараемся ориентироваться в первую очередь на ту аудиторию, которая живет в районе, так как именно эти люди приходят к нам чаще всего. Поэтому можно с уверенностью сказать, что галерея не может развиваться отдельно от места, где находится. Одна из наших стратегических задач – формировать локальное сообщество и взаимодействовать с местными жителями таким образом, чтобы им было интересно постоянно приходить к нам. Поэтому это всегда история про взаимосвязь культура – район – человек.

Культурная повестка каждой галереи – это, в первую очередь, инициатива каждой галереи, так как руководители галереи лучше всего знают, что именно интересно их целевой аудитории. Тем не менее концепция каждой площадки входит в единую стратегию развития, поэтому мы всегда находимся в диалоге с каждой площадкой.

ОЛЬГА: Ксения, а есть в ваших планах расширение круга выставочных залов Москвы?

КСЕНИЯ: Сейчас мы на этапе реструктуризации и совсем скоро к нам присоединится еще один выставочный зал, который находится в Тушино. Таким образом, в состав Объединения будет входить 21 объект в 9 округах.

ОЛЬГА: Как строится финансирование галерей Объединения? Кто принимает решение о стоимости входных билетов и кому идут деньги? – ведь практически во все частные галереи вход бесплатный. В магазин, тот же концептуальный очень красивый бутик, вход ведь бесплатный. А городские галереи тоже занимаются продажами картин, керамики, объектов. Получается, что имея финансирование из бюджета, продавая входные билеты, (билеты – мелочь, но арендная плата и заработная плата сотрудников идет из бюджета) они занимаются тем же бизнесом, что и частные галереи – но при этом находятся в более выгодном финансовом положении. Или же можно поставить вопрос совсем по-другому – стоит ли вменять выставочным залам в обязанность продавать предметы искусства и даже те же билеты – ведь это городские залы, каждый город имеет бюджет на развитие культуры, искусства, на образовательные цели в этой области, т.е. городские выставочные залы – это ведь не галерейный бизнес?

КСЕНИЯ: Один из самых сложных вопросов. Безусловно, у нас есть субсидия со стороны города на содержание наших залов, на заработную плату сотрудников, а также на проведение выставочных проектов и культурно-массовых мероприятий. То есть на выполнение нашего государственного задания, в рамках которого мы должны провести определенное количество выставочных мероприятий и их должно посетить определенное количество гостей.

Но для того, чтобы сделать ремонт внутри помещений, разработать и запустить социальные проекты всегда требуется отдельное или дополнительное финансирование. И его можно запрашивать, как субсидию, но это достаточно сложный процесс и не всегда эту субсидию могут выделить.

Ведь на сегодняшний день выставочный зал – это не просто стены и экспозиция, это точка культуры или место, куда приходят не только для того, чтобы посмотреть выставку. Здесь хочется провести время всей семьей, посетить мастер-класс, сходить на кружок, послушать интересную лекцию, поучаствовать в квестах и многое другое. На все это субсидия не выделяется, а потому мы стараемся это реализовывать за счет наших внебюджетных средств, которые мы зарабатываем, в частности, на входных билетах.

Мы запускаем новые проекты на те деньги, которые мы зарабатываем: формируем новые программы внутри Объединения, работаем над уровнем сервиса и создаем ту инфраструктуру, которой сейчас не хватает: сувенирные магазины с классным мерчем и доступным искусством, которое можно купить в подарок, небольшие кафе и зоны отдыха и еще очень многое.

ОЛЬГА: Насколько галереи и кураторы галерей свободны и автономны в своих решениях о выставочной программе?

КСЕНИЯ: Выставочные планы в наших галереях формируются таким образом: так как одна из наших самых важных задач – поддержка молодых художников, в начале года мы проводим масштабный опен-колл для кураторов и художников, кто хотел бы провести свою выставку на базе одной из наших галерей. После его завершения, экспертный совет отбирает работы, и галереи формируют свой выставочный план. Конечно, выставочный план формируется не только из этих заявок: кураторы и руководители галерей дополняют их собственным проектами. Далее мы проводим защиту выставочных планов на следующий год, где рассматриваем каждую выставку каждого зала, проговариваем мероприятия в рамках выставки, событийную программу, как будет выстроена работа в рамках выставки с разными категориями населения: детьми, подростками, лицами третьего возраста. Мы стараемся смотреть на все планы комплексно в разрезе года, чтобы понимать, в какую сторону галерея хочет развиваться и почему.

Бывает так, что отдельные выставки не принимаются и галерея дорабатывает свои планы, но это, скорей, исключение из правил. Мы всегда стараемся прислушиваться к команде галереи, потому что они ежедневно соприкасаются со своей аудиторией, формируют локальное сообщество вокруг выставочного зала и стараются отвечать и реагировать на запрос местных жителей.

ОЛЬГА: Ксения, а как строится политика продвижения, public relations ваших галерей? Они решают эти вопросы самостоятельно и каждый выставочный зал сам разрабатывает свой сайт, есть ли у них в штате специалисты по связям с общественностью?

КСЕНИЯ: В команде дирекции есть отдельная PR-служба, которая ведет флагманские проекты и работает над тем, чтобы стягивать позиционирование Объедения как единой, большой институции. Одна из больших сложностей, с которой мы столкнулись, заключается в том, что многие воспринимают наши галереи как отдельные организации, не зная, что это масштабная московская сеть. В самих галереях есть также PR-специалисты, которые работают прицельно с районом: коммуницируют с локальными сообществами и пабликами, местными СМИ.

Совсем недавно мы запустили новый сайт, так как опять же, столкнулись с тем, что у каких-то галерей были свои сайты, у каких-то не было, все они выглядели по-разному и по ним невозможно было понять, что все галереи являются частью большой культурной институции.

Теперь у каждого выставочного зала есть своя страница, куда они могут добавлять информацию о выставочных проектах, о кружках и секциях, размещать информацию о партнерах и публиковать главные новости. Помимо этого, у нас есть общий сайт, где можно прочитать про миссию Объединения, наши цели и задачи, посмотреть весь список галерей и познакомиться с командой каждой из них, а также можно узнать главные новости и почитать про самые яркие проекты: https://vzmoscow.ru/. У нас самый динамичный выставочный план в Москве и выставки меняются раз в месяц, поэтому чтобы ничего не упустить, лучше следить за обновлениями.

Мы потратили примерно полгода от идеи до реализации сайта и для нас это очень значимое событие.

ОЛЬГА: По вашему мнению, насколько ваш план реформирования системы городских выставочных залов Москвы уже реализован и когда по вашим оценкам он будет полностью выполнен и все заработает так, как задумано или это постоянно идущий процесс поиска?

КСЕНИЯ: Я думаю, что это постоянно идущий процесс. Ведь культура не стоит на месте, а потому мы всегда будем идти вперед. Нет пределов для совершенства, и будем надеяться, что нам всегда будет, куда расти и развиваться. Потому что процесс – это также важно, как и результат.

Автор || Ольга Серегина,
арт-обозреватель

Поделиться: