Колонка арт-обозревателя журнала Ольги Серегиной о самых ярких выставках и арт-событиях города на этой неделе.
24.10.22. Московский музей современного искусства представил выставку произведений XX столетия «Грани XX века» из собрания Самарского художественного музея, посвященную 125-летия со дня его основания. Самарский областной художественный музей входит в число крупнейших музеев российской провинции. Музей был основан в 1897 году по инициативе самарских художников во главе с Константином Головкиным. Здание музея, построенное в начале ХХ века, — памятник архитектуры федерального значения. В настоящее время коллекция музея насчитывает более 18 тысяч произведений западного и отечественного искусства основного фонда, охватывающих период с конца XVI по начало ХХI века. Представленный в ММОМА раздел коллекции Самарского музея насчитывает более пяти тысяч произведений, не представленных в основной экспозиции, среди авторов такие ключевые имена, как: Надежда Удальцова, Петр Кончаловский, Александр Самохвалов, Павел Корин, Юрий Пименов, Гелий Коржев, Аркадий Пластов, Элий Белютин, Юрий Злотников и другие. С помощью полной ретроспективы XX столетия Самарский художественный музей демонстрирует в ММОМА шедевры своего собрания и одновременно отражает характерные тенденции развития отечественного искусства этого периода.
Экспозиция в ММОМА собрана по хронологическому принципу, представляя все направления отечественного искусства XX века, начиная с авангарда, «Бубнового валета» и «Голубой розы», искусство XX столетия продолжается творчеством представителей ранне-советских художественных ассоциацией ОСТ, АХРР, занимающихся жанровой живописью с персонажами новой страны; на их смену приходит устоявшаяся риторика советского реализма, внутри которого особое место занимает искусство времен Великой Отечественной войны. Официальному искусству в этот период противопоставляется более камерное, иногда уходящее в наив, творчество региональных авторов. Период оттепели 60-х знаменует «суровый стиль», представленный произведениями Гелия Коржева, Петра Оссовского и других, а также неофициальное искусство — в экспозицию в ММОМА вошли работы Элия Белютина, выполненные в стиле абстрактного экспрессионизма, переданные Самарскому художественному музею его вдовой искусствоведом Ниной Молевой. Коллекцию Самарского художественного музея отличает разнообразие — каждый период отражен в пейзажах, натюрмортах, портретах и бытовых сценах, связанных с духом времени. С начала XXI столетия в собрание музея стали поступать работы современных авторов. Художники первых произведений, оказавшихся в коллекции, являлись участниками Ширяевской биеннале, проходящей с 1999 года в небольшом селе в Самарской области. В 2004 году после окончание Венецианской биеннале коллекция музея пополнилась работами Валерия Кошлякова, Константина Звездочетова, Сергея Браткова, Владимира Дубосарского и Александра Виноградова. Куратор: Светлана Шатунова. Выставка работает в ММОМА, Гоголевский бульвар, 10/1 до 29.01.23.
Фотографии предоставлены отделом общественных связей ММОМА
24.10.22. Состоялся пресс-тур в мастерскую скульптора, художника, графика и ювелира Даши Намдакова, который впервые за всю свою творческую деятельность выступит сценографом: он разработал декорации проекта «Лабиринт», премьера которого состоится 15 и 16 ноября в Большом театре. Скульптор Даши Намдаков впервые создаст декорации для балетной премьеры. Работы академика РАХ и Заслуженного художника РФ Даши Намдакова выставлены в ведущих музеях Лондона, Китая и Японии. Однако он впервые пробует себя в качестве театрального художника. «Лабиринт» – новый проект продюсерской компании MuzArts, в которой заняты лучшие российские танцовщики. «»Лабиринт» — это три спектакля о мечте, страхе, боли, ненависти и любви, соединившие в себе новаторство российской балетной культуры, международный опыт и поиск оригинальных решений, это художественное осмысление человеческой жизни с её поисками, сомнениями, переживаниями, страданиями и наслаждением в лабиринте жизни», – генеральный продюсер MuzArts Юрий Баранов. За один вечер зрители Большого театра увидят три одноактных балета: «Сияние», «Нерв», «Минотавр». Над балетной программой работают известные молодые хореографы лауреаты Национальной театральной премии «Золотая маска» – Ольга Лабовкина и Анна Щеклеина, художники по костюмам – Заслуженный художник России Игорь Чапурин и Галина Солодовникова, композиторы Илья Дягель и Василий Пешков, художник по свету Иван Виноградов, а также испанский хореограф Патрик Де Бана — «Лучшей наградой для меня как автора этого балета будет, если в финале спектакля, вместо бурных аплодисментов и криков «Браво!», аудитория будет сидеть, не имея возможности пошевелиться, находясь под впечатлением от увиденного, в полной тишине».
Фотографии Cabinet de l’art
24.10.22. В Московском театре Оперетты прошел премьерный показ фильма «Зачем России оперетта». В год 95-летия Московского театра оперетты по его заказу был снят полнометражный фильм. Поведать историю неугасающей зрительской любви генеральный директор театра Владимир Тартаковский поручил известным документалистам Дарье Виолиной и Сергею Павловскому. Многие фильмы этих соавторов награждены премиями международных фестивалей, но почти всегда их работы были посвящены самым драматическим периодам в жизни страны. Война, сталинские репрессии, Холокост. И вот такая неожиданная «смена регистра» — музыка, танцы, оперетта… «Есть разные подходы к работе с документальным материалом. Для нас с Сергеем Павловским есть один, пожалуй, самый важный критерий — нам необходимо полюбить своих героев. И тогда появляется шанс сообщить эту любовь экрану и передать зрителям фильма. Надеюсь, что в случае с картиной «Зачем России оперетта» нам это удалось, потому что мы, на самом деле, искренне и глубоко полюбили людей, работающих в стенах Московского театра оперетты. Хорошо зная атмосферу многих творческих коллективов, мы начинали работу с некоторой тревогой. Но нам повезло — не только на сцене, но и за кулисами этого театра царит удивительный мир единомыслия и братства, в котором нет равнодушных, и каждый делает всё для общего успеха. Обычно в наших фильмах довольно много авторского текста, но на этот раз мне хотелось дать слово героям, а их около 40 человек, и каждого важно услышать», — автор фильма Дарья Виолина. Фильм охватывает историю театра с 1927 года, когда его возглавлял основатель театра, знаменитый комик Григорий Ярон, проработавший здесь 36 лет, до наших дней, когда театром руководит Владимир Тартаковский, и тоже уже более 30 лет. «Для меня самой сложной и необычной задачей в работе над этим фильмом стала не только необходимость познакомить зрителя за один час экранного времени с десятками настоящих шедевров этого жанра, но и сохранить ощущение праздника и бурлеска, которым ты заражаешься в зале как зритель. Я постарался и сам фильм сделать в жанре оперетты, сохранив очень высокий темпоритм повествования и задор, присущий этому жанру», — режиссер фильма Сергей Павловский. Премьера фильма на телеканале «Культура» состоится 24 ноября 2022 года.
Фотографии предоставлены pr-службой организаторов
25.10.22. В галерее Беляево открылась выставка «Великое искусство рядом. Шагал», приуроченная к 135-летию со дня рождения художника. В экспозиции собраны произведения тиражной графики Марка Шагала, работы других представителей парижской школы: Анри Матисса, Пабло Пикассо, Хоана Миро, Сальвадора Дали, оказавших значительное влияние на творчество Шагала, а также произведения современных художников, вдохновленных творчеством великого мастера. В преддверии 10-летия Выставочные залы Москвы запускают цикл проектов под общим названием «Великое искусство рядом», где будут представлены шедевры мирового искусства, собранные из частных коллекций. Одной из главных задач институции является децентрализация искусства и формирование культуры в разных районах города. «Великое искусство рядом. Шагал» в галерее Беляево стала первой выставкой в рамках ежегодного цикла. Все работы для экспозиции собраны из частных коллекций, что делает выставку уникальной возможностью увидеть произведения великих мастеров, которые никогда не были представлены в музеях города, познакомиться с тиражной графикой в творчестве известных художников мира. Экспозиция дополнена работами современных российских художников: Екатерины Бубновой, Евгении Вороновой, Александра Соколова, Надежды Лихогруд, Джона Пешкова, которые развивают стилистику и тематику представителей парижской школы. «Наша главная миссия — постараться сделать искусство доступным совершенно каждому, представляя разные направления, стили и жанры самой широкой аудитории. Мы очень хотим, чтобы наши галереи стали точкой входа для понимания искусства, проводником в мир культуры. Сейчас Выставочные залы Москвы представлены в 21 районе города, в каждом из которых постоянно открываются новые экспозиции, проходят мастер-классы для детей и взрослых, лекции и многое другое., а также можно покупать работы молодых художников в наших арт-маркетах по доступной цене. Но такой масштабный проект мы делаем впервые. Это очень важный для нас шаг –– показать шедевры мирового искусства в отдалённом от центре города районе, тем самым мы становимся еще на одну ступень ближе к нашей цели», — Ксения Фаресова, директор Выставочных залов Москвы. Выставка работает до 27.11.22.
Фотографии Cabinet de l’art
25.10.22. В московской галерее современного искусства ASKERI GALLERY состоялось открытие выставки московского художника и скульптора Темы Сюлева, избравшего в качестве основы своего творчества симбиоз природного и механического, создающего произведения на стыке макро- и микромиров. Выставка «MIA-21» посвящена одному из самых счастливых событий в жизни каждого человека – рождению ребёнка. В рамках выставки представлена серия графических произведений, изображающих фантазийное существо, порожденное одновременно человеком и природой. Прообразом работ послужили «зверороботы» из 90-х, которые были хитом среди детских мальчишеских игрушек и продавались в каждом ларьке. Однако в центре нового проекта – скульптура: двухметровый белоснежный заяц, столетиями символизирующий в России свет, зарождение радости и счастья. Заяц задуман в качестве трогательного подарка на день рождения дочери художника — Мии. Белый цвет выбран неслучайно: он является высшей точкой в цветовой палитре, отражает свет и сам символизирует луч света. Таким образом, подарок для Мии – не просто игрушечный зайчик, а свет, которым каждый родитель хочет осветить жизненный путь своего ребенка. Выставка работает по 15.11.22.
Фотографии предоставлены ASKERI GALLERY
25.10.22. Галерея Milliart представила выставку «Следуя за бегущим». Организаторы подобрали работы разных авторов так, что яркие образы экспозиции сразу напоминают страну чудес, затягивая гостей в мир оживших снов. Застигнутый в прыжке кролик, стянутый бандажным шнуром, задает главный вопрос: вы сможете взлететь вопреки преградам или позволите препятствиям остановить себя? Основной темой выставки стало художественное препарирование понятия «тьма». Каждое полотно, скульптура, арт-объект от авторов-участников становится приглашением заглянуть в самое сердце темноты и увидеть на месте пустоты бездонное ничто, из которого рождаются яркие эмоции. Выставка работает по 13.11.22.
Фотографии Cabinet de l’art
26.10.22. Команда центра «Зотов» провела встречу для СМИ, посвященную завершению реставрации здания Хлебозавода №5. На встрече создатели Центра рассказали об истории здания, реставрационном проекте, задачах и планах нового Центра. Специалисты провели экскурсию по зданию. Центр «Зотов» на Ходынской улице — первая в России институция, посвященная конструктивизму. Центр изучения конструктивизма «Зотов» находится в отреставрированном Хлебозаводе №5 имени Зотова. Хлебозавод № 5 был построен в 1931 году. Здание на Ходынской улице — первый из пяти реализованных в СССР кольцевых хлебозаводов-автоматов системы инженера Георгия Марсакова. В 1978-м Хлебозавод №5 получил имя Василия Зотова (1899–1977) — автора идеи и организатора массового строительства московских хлебозаводов. Производство в здании хлебозавода было полностью остановлено в 2006 году, в 2004-м он был признан объектом культурного наследия регионального значения. Работы по реставрации и приспособлению здания под культурно-просветительную институцию велись с 2018 года. Ключевым принципом работы с интерьерами Хлебозавода № 5 стало бережное выявление и консервация всех сохранившихся подлинных элементов внутренней отделки в том виде, в котором они дошли до наших дней. Реставрация зафиксировала абсолютно все наслоения времени, сделав объектом показа не только конструктивистскую архитектуру здания, но и то, как она трансформировалась под влиянием процесса эксплуатации и смены эпох. Здание хлебозавода по своей архитектуре, ставшее подлинным манифестом конструктивизма, спустя 90 лет, после успешной реконструкции, превратилось в центр изучения и развития наследия этой эпохи.
Центр будет заниматься исследованием теории и практики конструктивизма, изучением идеи создания «нового человека» с помощью среды и влияния направления на свою эпоху и сегодняшний день. В 1922 конструктивисты приступили к практическому преобразованию мира вокруг. Сегодня, спустя сто лет, центр «Зотов» станет местом, где можно будет познакомиться с «живым» конструктивизмом и открыть новые смыслы авангардных идей. В проектах Центра будут взаимодействовать современные художники, архитекторы, дизайнеры, фотографы, исследователи. Существование центра в конструктивистском здании позволит зрителям не просто изучать эпоху как музейный феномен, но проживать ее, становясь соучастниками событий и соавторами исследований. В программу центра войдут выставки, авангардное кино, лекции и публичные события, а также большая научная грантовая программа, которая будет направлена на поддержку исследований, относящихся к этому периоду. В центре предусмотрены выставочные пространства, общественная зона с книжным клубом и кафе, лекторий, детский клуб, два кинозала, где кроме фильмов эпохи 1920-30-х годов, сопровождаемых лекциями и музыкальной программой, также планируются показы новинок кинопроката.
Открытие центра «Зотов» запланировано на ноябрь 2022 года, премьерной выставкой «1922. Конструктивизм. Начало». В экспозицию войдут работы из 17 российских музеев и институций, среди которых Государственная Третьяковская галерея, Музея архитектуры им. А.В.Щусева и другие институции.
Авторами идеи центра выступили банк ВТБ и архитектурное бюро «СПИЧ» под руководством Сергея Чобана. «СПИЧ» разработало проект архитектурного решения внутренних пространств здания для приспособления бывшего хлебозавода под культурно-просветительский центр. Авторы проекта: Сергей Чобан, Игорь Членов, Алина Гарновская. Центр «Зотов» будет развиваться как филантропический проект банка ВТБ по сохранению и развитию культурного наследия авангарда в искусстве. Партнерами центра «Зотов» выступают Государственная Третьяковская галерея, Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В.Щусева, в сотрудничестве с которыми планируется развивать грантовые программы и исследовательские проекты.
Генеральным директором центра «Зотов» стала Дарья Филиппова, арт-менеджер, соавтор концепции центра. Старшим куратором выставочного направления выступает Полина Стрельцова, искусствовед, историк архитектуры, куратор. Младший куратор Анна Замрий, специалист по архитектуре выставок. За кинопрограмму отвечает Полина Прибыткова, киновед, продюсер, куратор. Детские программы курирует Лада Шаповалова, художник, график, куратор программ Uteens Art&Design/Creative drawing и преподаватель Современного искусства для подростков в Universal University.
Фотографии предоставлены pr-bureau vesnaskoro
27.10.22. В галерее «Наковальня» открылась персональная выставка Рината Мустафина «Зенит». Это первый масштабный сольный проект художника. Илья Овчаренко, основатель галереи: «Открывать персональную выставку Рината без него самого — тяжелый, но необходимый ход. Она как никогда сейчас к месту и показывает, насколько красива и эстетична наша планета в зените ее восприятия, без социальных претензий, на волне принятия и созерцания. И лучшим подарком и признанием для художника будут гости, которые признают и увидят этот смысл и понесут в общество его идею». Выставка «Зенит» представляет более тридцати работ, созданных художником в разные годы. Все они собраны в тематические серии, объединенные при этом общей концепцией: зритель вслед за художником словно поднимается над живописным полотном и воспринимает изображение сверху — из точки зенита. Интерес к образу земной поверхности, наблюдаемой с большого расстояния, появился у художника очень давно. Его привлек контраст между абстрактными, обобщенными формами, которые видит глаз с высоты птичьего полета, и детализацией; между строгой, замершей геометрией линий и постоянной динамикой, присущей нашему миру. Двигаясь от минимализма и абстрактного экспрессионизма в сторону реалистичной предметности и сакральных символов, Ринат Мустафин вырабатывает особый художественный язык. Если в ранних работах он стремится отсечь все, кроме композиции, фактуры и цвета, то в последующих проектах наблюдается эволюция его взглядов. В качестве референсов для создания произведений Мустафин использует снимки Google-карт — как поверхности планеты, так и отдельных городов, улиц, спортивных площадок. Сам художник видит в этом отражение «современного» взгляда на мир, сформированного под влиянием новой цифровой реальности. То, что запечатлено роботом, осмысливает художник. «Графика, живопись и все эти новые сервисы — два максимально далеких друг от друга медиума. Одни — очень древние, архаичные, другие — самые современные. Потенциал этого контраста я и исследую в своих работах», — Ринат Мустафин. Выставка работает по 20.11.22.
Фотографии предоставлены галереей «Наковальня»
27.10.22. Музей Тапан открыл в своих залах выставку «8 ½», представляющую искусство московских художников второй половины ХХ — начала ХXI века, объединенных общим стремлением к поиску свободного творческого языка и индивидуальности. Участники: Рубен Апресян, Сергей Бордачев, Евгений Гор, Игорь Терехов, Виталий Копачев, Игорь Ширшков, Александр Кацалап, Оваким Сехпосян. Кто-то из мастеров начинал в далёких 60-х, участвуя в знаменитой «Бульдозерной» выставке, кто-то раскрыл миру свой талант в 90-ые и нулевые. Проходя столь разные пути, каждый нашел себя в роли творца и занял почетное место в собраниях мировых музеев и частных коллекций. Музей поставил сложную задачу – сочетание в одном пространстве «сильных» и самостоятельных художников с уникальными творческими замыслами, собрав в экспозиции не только картины, но и арт-объекты и скульптуры в удивительном многообразии стилей: от геометрической абстракции до экспрессионизма. Давид Багдасарян, директор Армянского музея Тапан: «Искренне надеюсь, что квинтэссенция философских размышлений о жизни, мире и искусстве сквозь эстетическое художественные формы вызовет подлинный интерес у зрителей и приоткроет для наших гостей страницу культуры Москвы рубежа веков». Выставка работает до 27.11.22.
Фотографии предоставлены Музеем Тапан
27.10.22. Галерея «Открытый клуб» представила выставку Константина Батынкова «Внеклассное чтение». В новой серии работ, выполненной в авторской технике, Константин Батынков исследует феномен иллюстрации и её связь с текстом. Занимаясь книжной и журнальной иллюстрацией более двадцати лет, художник ищет ответ на собственный вопрос о необходимости и роли визуальной трактовки литературного произведения. Результатом стала графическая серия, наполненная узнаваемыми персонажами и ситуациями из вселенной художника, но никак не серия иллюстраций к конкретным произведениям. В серии «Внеклассное чтение» Батынков полностью отказывается от связи с замыслом писателя, рисуя иллюстрации к «самому себе»: «Это кино, которое проецируется на внутреннюю сторону моей черепной коробки. Всё то же самое, что я рисовал в школе, сидя на задней парте. Импульсом тогда служили книжки по внеклассному чтению — «Том Сойер» Марка Твена, «Кортик» и «Бронзовая птица» Рыбакова, «Два капитана» Каверина. Но до сих пор — начинаю рисовать и думаю: вроде это «Три мушкетёра». А может, «Двадцать лет спустя»?.. Вроде Шекспир. А может, нет?..». Не найдя ответ на вопрос «Так нужна ли иллюстрация?», Батынков тем не менее погружает зрителя в сюрреалистическое и поистине эпическое действие, литературная основа которого если и считывается, то лишь как дополнение к визуальному ряду. Выставка работает по 08.11.22.
Фотографии предоставлены галереей «Открытый клуб»
27.10.22. Состоялось презентация предстоящей выставки предметов интерьера и искусства ARTDOM Design & Art Expo на площадках Центра современного искусства Винзавод. Ключевая задача проекта — способствовать развитию и популяризации локального рынка дизайна, а также задать новый вектор в работе с экспозицией. ARTDOM внедряет новый для российского рынка выставочный опыт – все участники представляют свои стенды в формате эффектных инсталляций, рассчитанных вызвать эмоциональный отклик у посетителей. Эти задачи решаются совместно с арт-куратором выставки Татьяной Федосовой и дизайнером одного из павильонов выставки Дианой Балашовой. Важную формирующую часть проекта составляет галерейный сектор, в котором экспонируется современная живопись и скульптура. Также на выставке будут представлены ведущие отечественные институции в сфере дизайнерского образования. «Мы очень хотели объединить выставочные павильоны и у нас родилась идея создать Арт-объект-Переход», — Дарья Золотова. В программе выставки ARTDOM Design & Art Expo запланирована масштабная деловая программа со знаковыми экспертами сферы дизайна, студенческий конкурс от ведущих учебных заведений в сфере дизайнерского образования, кураторские туры. Организаторы: Дарья Золотова и Владимир Кузнецов. Арт-куратор: Татьяна Федосова. Выставка ARTDOM Design & Art Expo проходит на площадках ЦСИ Винзавод 28-30.10.22. Подробности программы на сайте https://artdom-design.ru/
Фотографии ЦСИ Винзавод предоставлены pr-службой ЦСИ
Автор || Ольга Серегина,
арт-обозреватель