Арт обзор 19.01-26.01.23

Колонка арт-обозревателя журнала Ольги Серегиной о самых ярких выставках и арт-событиях города на этой неделе.

Катерина Серьезная “Тоска”, 2018

19.01.23. КРОКИН ГАЛЕРЕЯ представила выставку работ своих художников К. Батынкова, А. Джикия, Ф. Инфантэ & Н. Горюнова, А. Мареева (ЛИМ), А. Политова & М. Беловой, А. Пономарёва, В. Ситникова на бумаге, открывающую серию выставок «БУМАГА». «Искусство на протяжении всей своей истории озадачивало себя двумя принципиальными вопросами, непременными спутниками своего бытия – «что изображать?» и «как?». Рефреном всему этому проходило то, что присутствовало как бы вовне этой проблематики и затрагивало в большей степени профессионалов, напрямую вовлечённых в сердцевину творческого процесса. Именно здесь, на этом уровне приоткрывается существующее по умолчанию – технология искусства как механизм его появления на свет. Это область особых знаний и ощущений – тактильных, световых и прочих; это предельно личное, почти интимное отношение к художественному материалу. В данном случае речь о бумаге, материале сложном в проявлениях, богатом в вариативности, дорогом в изготовлении и дешёвом, если забыть о вышеперечисленном в безудержном жесте. На бумаге можно рисовать, печатать, резать, рвать, царапать, из неё можно что-нибудь склеить, размять и просто сжечь. Горизонт возможностей бескрайний. «Бумага стерпит всё!» – афоризм-установка, раскрепощающая и снимающая комплексы и фобии, что нередко вызывают более устойчивые к творческому истязанию поверхности. Именно бумага как особый материал при всём многообразии форм и содержаний акцентирована в серии выставок графики, объектов, коллажа. Она оказывается основанием и пространством особых возможностей в реализации авторского замысла, материей, несущей в своих слоях и массах нечто важное, что создаёт условие и отчасти определяет форму того, что в итоге становится произведением искусства», – куратор выставки и галереи Александр Петровичев. Выставка работает до 19.02.23.

Фотографии предоставлены галереей

20.01.23. Культурный центр «Артишок» представил первый кураторский выставочный проект «Точка. Линия. Пространство». Куратор Катя Сидоренкова: «В классическом искусствоведении принято выделять основные жанры изобразительного искусства исходя из ведущего выразительного средства. Так для рисунка – это линия, для живописи – цвет. Но в эпоху метамодерна, многие каноны и правила отходят на второй план. Это происходит в связке с мировой глобализацией, которая, как тектонические сдвиги, перераспределяет позиции и баланс сил всех участников художественного процесса. Тогда становится очевидно, что одни и те же правила неприменимы в различных условиях, а если и применимы, то они сильно сужают возможности авторского высказывания, вносят ненужные ограничения. Художественный язык переходит к новым формам визуального искусства, вырабатывая универсальные парадигмы, отказываясь от старых норм и принятых понятий.
Синтез одних видов искусства с другими – процесс естественный и циклический, он происходит перманентно, то отдаляя, то соединяя воедино разные выразительные языки и виды искусства. Проект показывает как работая с чистой графической формой, художники используют разные приёмы, от точки, линии и до выхода из двухмерного пространства в трёхмерное и далее в четырехмерное, если принять четвёртым измерением время»
. Выставка работает до 12.02.2023.

Фотографии предоставлены КЦ «Артишок»

 

23.01.23. В Западном крыле Новой Третьяковки Министерство культуры Российской Федерации, Государственный Владимиро-Суздальский музей-заповедник, Государственная Третьяковская галерея и Галерея «Триумф» представили выставку «Великое княжество. Сокровища Владимиро-Суздальской земли», приуроченную к празднованию тысячелетия Суздаля. В масштабной экспозиции собрано около 600 экспонатов из собрания Владимиро-Суздальского музея-заповедника. В том числе – знаменитые Златые врата Богородице-Рождественского собора Суздаля, самый ранний список одной из древнейших русских икон Богоматерь Боголюбская и первый отечественный иллюстрированный учебник-азбука «Букварь» Кариона Истомина, а также предметы, обнаруженные в археологических кладах за последние 200 лет. Некоторые из них прежде не экспонировались. Выставка открывает серию мероприятий в рамках празднования тысячелетия первого письменного упоминания Суздаля, которое отметят в августе 2024 года. «Суздаль и Владимир сыграли знаковую роль в становлении Российского государства. Благодаря усилиям князя Юрия Долгорукого и его потомков Северо-Восточная Русь из безвестного удела на дальних окраинах страны буквально за несколько десятилетий выдвинулась на лидирующие позиции; именно здесь происходило складывание нового политического ландшафта, который получил законченную форму уже в Москве. Точно такое же определяющее значение Владимир и Суздаль имели и для становления русской культуры. Наследие Северо-Востока Руси отразилось в памятниках архитектуры, декоративно-прикладного искусства, иконописи», – заведующий научно-исследовательским отделом Владимиро-Суздальского музея-заповедника Матвей Давыдов. На выставке представлены редкие иконы.

«Выставка, представляющая главные сокровища Владимиро-Суздальского музея-заповедника — это проект, который невероятно важен для Третьяковской галереи, хранящей, наверное, самое значительное собрание древнерусской иконописи. Зрители увидят богатейший срез всего того, что было создано на этой земле с XII по XVIII вв. Выставочный проект посвящен тысячелетию первого письменного упоминания о Суздале и никогда ранее Владимиро-Суздальский музей не выдавал одномоментно такое количества шедевров —  Западные златые врата, икона Богоматери Максимовской, икона  Владимирской Богоматери, приписываемая кисти Андрея Рублева и самый ранний список со знаменитой  Боголюбской иконы. Очевидно, что в ближайшие десятилетия эти памятники не получится собрать в одном месте в Москве, да и где бы то ни было, и на эту выставку нужно бежать, чтобы успеть ее увидеть», – директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова. Больше двухсот предметов экспонируется впервые. В частности, покрова на гробницы княгини Анны Хованской 1633 года и князя Ивана Шуйского 1637 года прежде не показывались. В наше время предметы, принадлежащие наследию Северо-Восточной Руси, находятся в ведущих российских и зарубежных музеях, но основным хранителем их является Государственный Владимиро-Суздальский музей-заповедник. На его территории расположены 64 архитектурных памятника, семь из которых внесены в Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО под собирательным названием «Белокаменные памятники Владимира и Суздаля». Впервые произведения, связанные с историей Владимиро-Суздальской земли, демонстрируются на столь масштабной выставке. Куратор: М.И. Давыдов. Выставка работает по 10.05.23.

Фотографии предоставлены PR-агентством Бедуш & Маренникова

24.01.23. Галерея InArt открыла выставку художника Ивана Коршунова «Сад земных наслаждений». На 17-ти работах, представленных на выставке, изображены стилизованные композиции из воздушных шаров – символов вечного праздника и неземной легкости, присущей тому самому месту, о котором мы ничего не знаем, но к которому стремимся, вольно или невольно. «На эту тему написаны сотни книг, относящихся как религиозной литературе, так и к научной. Даже у неверующих людей есть свои представления о Рае. Как мне кажется, эти представления наиболее точно выразил Сергей Довлатов: «… Я даже не спросил — где мы встретимся? Это не имело значения. Может быть, в раю. Потому что рай — это и есть место встречи. И больше ничего. Камера общего типа, где можно встретить близкого человека…», – Иван Коршунов. «Сад земных наслаждений» – первая часть проекта Ивана Коршунова, посвященного теме апокалипсиса. Выставка работает по 02.03.23.

Фотографии предоставлены pr-службой галереи

24.01.23. astra gallery представила первую персональную выставку художника, поэта, музыканта Кирилла Доешвили «Сок из камня и земли». Художественный мир Доешвили населяют сказочные герои, играющие друг с другом в сложную игру, за которой зритель подглядывает вместе с художником и через которую получает новое знание. Доешвили примеряет на плоскости бумаги субъективное и метафизическое время, занимая позицию художника, работающего с реальностью. Само рисование превращается для него то в собеседника, то в незнакомца, с которым он начинает жонглировать образами. В процессе они меняются, как и меняется их взаимосвязь с пространством и друг с другом. Проявляются новые слои взаимодействий с силой, которая управляет этим измерением. «Как течёт вселенная, так и мы проистекаем, потому что мы ее звездная пыль… Когда я рисую, внутри меня звучит тишина, неоновый дождь, способный объять весь мир. Имена многих цветов мне неизвестны, но мой сад от этого не увядает», – Кирила Доешвили. Выставка работает до 20.02.2023.  

Кирилл Доешвили, Ветка забывает дерево

Фотографии предоставлены галереей

 24.01.23. В ЦСИ Винзавод Проекты кураторов и независимых сообществ фонда Винзавод достигли финального этапа – состоялось открытие двух выставок: «Цемента II» в Акцизном зале и «Краткий справочник современной городской мифологии в картинках и схемах» в Бродильном Цехе. Проекты кураторов и независимых сообществ фонда Винзавод были запущены как форма поддержки для действующих и независимых высказываний. По результатам опен-колла отобраны семь выставочных проектов и семь коротких форматов. Главная цель инициативы – дать стимул представителям творческого сообщества для самореализации в текущей ситуации. Это возможность для участников арт-сообщества представить свои кураторские проекты перед экспертной аудиторией и широкой публикой, а также шанс успешно интегрироваться в профессиональное арт-сообщество.

Проект «Цемента II» – продолжение выставки «Цемента I» (2014), задуманной как альтернатива выставкам Documenta и Manifesta – отсюда и созвучное название, придуманное одним из художников объединения PARAZIT Керимом Рагимовым. Первая «Цемента» была попыткой продемонстрировать равенство всех участников: выставочное пространство делилось на равные участки поверхности стен, а художники тянули жребий, чтобы занять свое место. «Цемента II» поднимает вопрос о двойном назначении материалов и множественности смыслов форм. Стены и мосты переходят в языковую единицу, наделенную способностью давать определение предметам и процессам. Материально-вещественное преобразуется в философско-психологическое, где второе вновь стремится встать в предметном мире. Куратор: Катарина Кано (творческое объединение PARAZIT).

Катарина Кано

В рамках выставки «Краткий справочник современной городской мифологии в картинках и схемах» независимый куратор некая Ада рассматривает уличное искусство сквозь призму «мифологического сознания», присущего нашим предкам из Первобытной эпохи. Нанесение изображений на стены – древнейший способ творческого взаимодействия человека с окружающей средой. Таким образом художник «высвобождает из стен» свой особый мир. С технической точки зрения наскальная живопись может считаться истоком стрит-арта – в этом контексте проект куратора некой Ады исследует стрит-арт как факт новой городской мифологии, творимой сегодня. Куратор: некая Ада.

Выставки работают до 19.02.23.  

Алексей Бархан, _Ограничение максимальной скорости_

Фотографии предоставлены пресс-службой ЦСИ Винзавод

24.01.23. VLADEY Space в сотрудничестве с OVCHARENKO представил выставку московского художника Алексея Каллимы. Работы, созданные в 2020-2021 годах, представляют собой продолжение экспериментов художника с цветом и исследованием темы города, к которой Каллима обращается последние несколько лет. «Город дорог» – авторское название выставки само по себе аттракцион: палиндром предполагает катание вперед-назад. И в работах много энергии, движения… Это энергия новой цивилизации – «старая» Европа, как известно, не пускает в города автобаны, ставит преграды машинам, запрещая их въезд в центр города. В нашей столице это, разумеется, не так. Ощущение свободы, если помнить социальный контекст 2020-2021 годов, поражает. Экстатические панорамы, акробатическая графика развилок и эстакад сочетаются здесь с возвращением к цветной стихии ранних работ, восковому воздуху, который меняет оттенки и плотность от розоватой дымки до витражного калейдоскопа. «Это посвящение любимому городу, без людей. Человек перестал быть моим героем, он оказался лишним в индустриальном мире. Героями стали дороги, эстакады, дома», – Алексей Каллима. Выставка работает до 01.03.23.

Фотографии предоставлены галереей

24.01.23. SISTEMA GALLERY совместно с фондом «Летний день» представила выставку «Не оглядывайся назад». На выставке представлены работы Алексея Ретинского, Владимира Бродарского, Ивана Покидышева и Леонида Ротаря. В экспозицию входят произведения видео-арта, скульптуры, живописи и инсталляции, затрагивающие сюжеты телесности, темпоральности бытия и эсхатологии. Проект представляет собой попытку запечатлеть ощущение перегруженности чем-то нематериальным, таким как само время. Выпускник Санкт-Петербургской академии художеств скульптор Владимир Бродарский отдает предпочтение фигуративному искусству, широко используя в своем творчестве священные тексты, мифы и легенды разных народов. Лаконичные композиции Ивана Покидышева обладают эффектом мощной, монументальной формы. Творчество московского художника Леонида Ротаря восходит к идеям метафизической живописи и в то же время отсылает к неоклассике 1930-х годов. Выставка работает до 11.03.23.

Фотографии предоставлены pr-службой галереи

 

25.01.23. Галерея и шоурум искусства «МУХА» представила персональную выставку Лены Романовской, молодой художницы из Нальчика – месте, где симбиоз русскости и Кавказа дает неповторимое ощущение этнически-слоистой реальности, где стереотипы о разности культур стираются. В своих работах Лена обращается к сюжетам из жизни разных народов, синтезируя культурные контексты и показывая, насколько похожи «разности». Для представленного в галерее «МУХА» выставочного проекта «Имена Обетованные» художница исследует положение личности в эпоху постправды. В своем желании докопаться до истины мы зачастую попадаем в зависимость от увеличивающейся информации в сети. Нам нужно всё больше и больше. Но увы, бесконечное пролистывание страниц не приведет к единому знаменателю, а только к навязчивому страху упустить что-то, фоновой тревожности и растворению в потоке информации. Частные истории пропадают, остается лишь контент. Единственный выход – отвлечься от остросоциального, сфокусироваться на моменте и обратиться к историям реальных людей. Лена Романовская провела эксперимент – писала портреты, не зная имён персонажей, с опорой лишь на текстовые описания рассказчиков. Проект «Имена Обетованные» – это тринадцать портретов, каждый из которых – запечатленная эмоция художника от взаимодействия с текстом. Симбиоз образа и слова позволяет по-другому взглянуть на постмедиальность искусства, а также сфокусироваться на моменте самоидентификации через историю Другого. Осмысление чужой жизни рекурсивно возвращает зрителя к собственному пути.  Этому способствует полифоничность экспозиционного пространства: специально созданная для выставки музыка Астемира Маршенкулова деликатно соседствует с голосами изображённых персонажей, сопровождая при этом интерактивной составляющей.  Как дополнительный интертеймент для каждого гостя выставки презентуется интерактивная игра-угадайка, созданная на основе картинной экспозиции и по итогам игры поучаствовать в розыгрыше авторских принтов Лены Романовской. А также представится возможность отправить письмо в собственное Будущее. Рассказать себе будущему о себе нынешнем, создать свою историю ремесленно, от руки. По итогу письма придут к своим адресатам через год по указанному адресу. В рамках выставки предполагается философско-искусствоведческая образовательная программа, посвященная месту личностного мифа и имени в современности. Выставка работает до 26.02.23.

Фотографии предоставлены галереей

26.01.23. В Фонде Ruarts состоялась презентация  персональной выставки современной московской художницы, работающей под псевдонимом Катерины Серьёзной. Катерина Серьёзная – выпускница МГХПА им. Строганова (кафедра «Художественное стекло»), НИУ ВШЭ (ОП «Прикладная культурология»), Школы Современного искусства «Свободные мастерские», член мастерской Бориса Трофимова, участник групповых выставочных проектов. Художница исследует феномен России. Используя определенный набор культурных штампов, Катерина выявляет законы и атрибуты национальной идентичности, работает с графикой, найденными объектами и с жанром иллюзиона. Сочетание эффекта глитча и реальных объектов, хранящих историю, выстраивает в работах одновременно тактильно и визуально-ориентированный язык.

В пространстве фонда показаны четыре знаковые работы проекта <Русское>, идея которого сформировалась несколько лет назад, но обрела зрелость именно сегодня. Выставка обращена к феномену «русскости». Художнице важно с позиции носителя и наблюдателя выявить природу национальной идентичности, отследить суть культурных явлений, способных установить связь прошлого с будущим. 

<Азбука> – cерия стеклянных объектов, объединяющих выразительную силу слова и изображения – исследование первичных понятий русского сознания. При помощи оптических преломлений Катерина Серьёзная создаёт визуальные иллюзии, диалектические концепции <русского>. Выбранный набор слов компонуется по смыслам и на уровне противопоставления, тождества, сравнения выявляет систему координат нашего мировоззрения. В объёмно-пространственной композиции <Тоска> главный штамп русской культуры даёт технический сбой – берёзы «шумят». Перенос художественного приёма глитча на смыслы обнажает глюк в реальности. Монохромные графические объекты серии <Земля> Воля> – исследование о свободе и несвободе в природе, обществе и мышлении. Объекты <Восток> Запад> – осмысление эффекта подвижности антропоморфных границ, потери индивидуального в коллективном. Оформление названий под тег – отсылка к дигитальности, поскольку именно так пишутся коды на языках программирования. Катерина Серьёзная умело переплетает эстетику операционной системы, лишённой душевной составляющей, и практику визуализации чувственных состояний – созерцания, перманентной рефлексии в поиске ответов на коренные вопросы бытия. <Русское> как оно есть. Возрастной ценз: 12+. Выставка работает до 26.02.23.

Фотографии предоставлены галереей

26.01.23. PA Gallery представила новый проект Анны Казьминой«Транскодирование». Куратором проекта выступает Ольга Турчина. Это первая персональная выставка художницы в России. Анна Казьмина окончила факультет искусств МГУ им. М.В. Ломоносова. Получила ученую степень доктора изящных искусств в Пекинском педагогическом университете. Член Российского союза художников. Участник ярмарки молодого искусства Blazar, лауреат первой премии на международном конкурсе Тициана Пекинской академии искусств, номинант на Zverev Art Prize. Участник Пекинской биеннале, а также многочисленных выставок в Китае и России. Живет и работает в Пекине. В рамках проекта галерея представляет более 50 работ в различных медиа: несколько масштабных инсталляций, видео-арт, объекты в смешанной технике, а также скульптура, живопись и графические работы, созданные художницей за последние несколько лет и подготовленные специально для проекта. «Реальность – это мощная структура, живой организм, в котором посредством сдавливания, процарапывания, плавления, разрывания, дробления и возможно даже поглаживания происходит разрушение с дальнейшим созиданием», – Анна Казьмина. В проекте «Транскодирование» Анна Казьмина исследует реальность через соприкосновение с различными по своим свойствам материалами, позволяющими увидеть не только разнообразные фактуры жизни, но и благодаря действию, проникнуть в структуру реальности, прочувствовать эволюцию мира в его полиаспектности. Художница проводит непрерывный процесс транскодирования реальности, от её самых хрупких проявлений и до её воплощения в малоподатливой, жёсткой форме.  В искусстве Казьминой  каждый материал – во взаимодействии и сам по себе – раскрывает свои свойства: бумага разной плотности разрывается, покрывается штриховкой, сминается, пропитывается разной степени вязкости красочным веществом, холст взаимодействует с акрилом, становится элементом технологий, принимая на себя цифровую печать. Готовые керамические объекты рассыпаются и склеиваются в иной последовательности, олово деформируется на алюминии под воздействием ультрафиолета … Метафизика перманентно взаимодействует с физикой, а материалы неразрывно связаны с идеей. Такого рода творческий процесс может служить метафорой к сложному устройству сознания человека, для которого деконструкция формы является необходимым условием, чтобы не увязнуть в рамках субъективизации без возможности дальнейшего развития структур и смыслов. Заложенная в человеке интенция к комбинированию и наслаиванию разнообразных образов и смыслов, стремление к бесконечной трансформации и перекодированию образных и мыслимых форм позволяет выходить за пределы видимого, проникать в материю жизни, получать новые данные о мире. Система автора, по сути, не имеет ни начала ни конца, поскольку является только частью огромного единого целого, эволюция которого бесконечна… Выставка работает до 03.04.23.

Анна Казьмина. Экспозиция в пространстве Арт-зона 798. Пекин. 2022

Фотографии предоставлены галереей

26.01.23. Московский музей современного искусства совместно с галереей «Триумф» представил выставку Александра Дашевского «Die Schere im Kopf*»/*Ножницы в голове, которая объединяет работы разных лет и новые произведения художника – живопись, графику и объекты. Формально основой проекта становятся размышления о памяти и различных формах мемориализации, их сложности и неоднозначности. Экспозиция выставки построена по принципу двойного прочтения и напоминает последовательность стадий принятия утраты. В контексте выставки утраты выступают не просто метафорой, но и буквальным техническим приемом – они появляются как в самих произведениях, так и в выставочном пространстве. Амбивалентная конструкция выставки становится своего рода ребусом, решая который, зритель способен обнаружить несколько разных ответов. Куратор: Полина Могилина. Выставка работает в ММОМА Гоголевский бульвар 10/2 до 19.03.23.

        

Фотографии предоставлены пресс-службой ММОМА

Автор || Ольга Серегина,
арт-обозреватель

Поделиться: