Арт-обзор 17.02-24.02.22

 

Колонка арт-обозревателя журнала Ольги Серегиной о самых ярких выставках и арт-событиях города на этой неделе.

Виктор Забуга «Девушка играет со своей киской или подсматривающий» 2021

18.02.22. В галерее Hide открылась выставка, объединяющая работы из коллекции Азизы, а также молодых художников-друзей галереи. Участники выставки: Трэвис Фиш, Брах Тиллер, Joile Alien, Марго Макарова, Азиза. Американский художник Трэвис Фиш пишет крупноформатные работы, трансформируя предметы одежды и символы моды. В галерее Hide представлена его работа «Chinatown bears». Брах Тиллер в своих работах совмещает две реальности – виртуальную и реальную, постоянно включая в свои произведения немного абсурдности и юмора. На выставке представлены две его работы: «Purple Mountains Majesty» и «Dead Weight». Российская художница Jolie Alien экспрессивным рисунком создает в своих работах броские образы и простые сюжеты. Все произведения связаны с личными воспоминаниями художницы, которые приобретают сюрреалистические образы. В Hide представлена работа «Ru». Мультидисциплинарная художница Марго Макарова  в своей практике исследует темы памяти и опыта, отталкиваясь от теории хонтологии. Использует идею призрака не как сверхъестественного существа, а как виртуальной идеи прошлого, которая вторгается в настоящее и строит теорию своей реальности. В представленной на выставке медиаинсталляции «Что было не со мной» каждое воспоминание автора балансирует между правдой и вымыслом. Выставка работает по 06.04.22.

Фотографии предоставлены пресс-службой галереи

 

18.02.22. В Музее-усадьбе Ф.И. Шаляпина Российский национальный музей музыки совместно с арт-дуэтом МАСтер и КАтерина представили партнерскую выставку «Игра в маски». В экспозиции собраны экспонаты из фондов музея-усадьбы Ф.И. Шаляпина и персональный проект художников «Шествие». Творческий подход МАСтера и КАтерины основан на соединении живописи и объемной пластики. Художники исследуют феномен маски в мировой культуре на протяжении многих лет, и отличительной чертой их творчества является присутствие в композиции лепного изображения маски литературно-исторического персонажа или мифического существа. Некоторые из работ созданы специально для выставки и представлены на ней впервые. «Феномен маски -театральной, карнавальной, ритуальной, сопровождает человека с незапамятных времен и тесно связан с проблемой идентичности, тождества, преемственности. В новом проекте художники стремятся переосмыслить маску как культурный артефакт, обладающий особыми эстетическими, философскими и сакральными смыслами… Название выставки концептуально перекликается с легендарной поэмой Иосифа Бродского «Шествие» (1961). В основу выставочного проекта также положен мотив шествия, как метафизики поступательного движения мира и архетипического путешествия героев, где под маской конкретной цели всегда скрыта вечность, а за неповторимым мигом эмпирики – бесконечный круговорот бытия.» –  искусствовед Андрей Епишин. Куратор: Галина Мерзликина. Выставка работает до 24.04.22.

Игрушки

Фотографии предоставлены арт-дуэтом МАСтер и КАтерина

 

22.02.22. В Mercury Tower на двух этажах башни галерея ILONA-K artspace представила персональную выставку Владимира Дубосарского «Дедушкины сказки». В экспозиции собраны живописные и графические работы из серии «1001 вид моря», а также масштабные работы из проекта «В мире животных». Вынесенная в название выставки сказка, как один из видов фольклорных фантастических поучительных рассказов, превращается в сложную систему напряжений различных несовместимых между собой сюжетов и героев. В живописных работах из проекта «В мире животных» Владимир Дубосарский конструирует концептуальные соединения равноудалённых друг от друга феноменов. Представители доисторической фауны, интерьеры типовой застройки хрущевского периода, образы и язык поп-арта, соединяясь в рамках произведения, высвечивают точки напряжений между содержаниями и комплексами идей, лежащих за ними. В работах из серии «1001 вид моря» Владимир Дубосарский обращается к парадоксальной связи между методом модернистской бесконечной репетиции формального поиска и поп-артистким тиражированием. Не являясь в действительности тиражными произведениями, за счет схожести языка эти работы обманывают наши ожидания и представления о границах направлений искусства. Выставка работает до 22.03.22.

Фотографии предоставлены ArtPR International

22.02.22. Фонд Ruarts представил первый совместный site-specific проект московских художников Алексея Луки и Матвея Шапиро. Отправной точкой к созданию проекта «Разрез» стал особняк – объект культурного наследия федерального значения, построенный в 1893 году в неоготическом стиле одним из самых востребованных архитекторов конца XIX – начала XX века Романом Клейном, русским и советским архитектором, академиком Императорской Академии художеств, реставратором и преподавателем. Особняк был построен в 1893-1894 годах по заказу профессора, доктора медицины, основоположника российской гинекологии Владимира Снегирева. Усадьба спроектирована в романтических традициях европейского средневековья, фасады выполнены в стиле классицизма. За 129 лет существования усадьба была частной собственностью, доходным домом и административным учреждением, но последние два десятилетия памятник архитектуры пребывал в запустении и безвозвратно разрушался. В настоящий момент в особняке ведется научная реставрация, которая завершится летом 2024 года. Концепция выставочного проекта Алексея Луки и Матвея Шапиро строится прежде всего на историческом и культурном исследовании особняка – первоначально усадьбы доктора медицины В. Ф. Снегирева. Авторы стремятся не только рассказать историю здания и его жильцов, но и сохранить часть архитектурных элементов, используя их как материал для создания объектов современного искусства. Все работы, специально созданные для проекта, объединяет идея открытия. В.Ф. Снегирев всю жизнь посвятил науке: он был первым врачом, определившим гинекологию как отдельное направление в медицине на территории России. Так, благодаря своим обитателям, особняк стал настоящим местом открытий, а теперь его история служит архивом, который изучают и актуализируют художники в своих работах. В основе выставки лежат оригинальные архитектурные планы дома Снегирева, именно они выстраивают систему координат. Экспозиция разделена на две части – историческую и инсталляционную. Архивные документы, чертежи, исторические справки к уцелевшим элементам здания, история владельцев и самой усадьбы вводят зрителей в историко-архитектурный контекст. Экспозиция, используя прием тотальной site-specific инсталляции, расставляет акценты не только в сторону историко-архитектурных, но и бытовых взаимосвязей. В рамках проекта представлены: графика, ассамбляжи, коллажи и скульптуры художников. Главная цель проекта – привлечь внимание общественности к бережному восстановлению объекта культурного наследия. Куратором проекта выступил Алексей Партола. Выставка работает до 13.03.22.

Фотографии предоставлены пресс-службой Фонда Ruarts

22.02.22. В обновленной галерее «Ростокино» Объединения «Выставочные залы Москвы» открылась выставка студентов Московской школы современного искусства «Мифологемы» – первая выставка проекта «Факультет» – направленного на поддержку молодых художников и кураторов. Новый проект задуман Объединением «Выставочные залы Москвы», чтобы решить проблему, с которой сталкивается молодой художник – выставить свои работы в коммерческой или музейной институции, когда находишься только в начале своей карьеры. Галерея «Ростокино» станет первой государственной площадкой, которая позволит системно выставлять работы студентов и выпускников при поддержке ведущих образовательных институций в области современного искусства. Проект «Факультет» – это годовая программа, в рамках которой у начинающих художников и кураторов появится постоянное пространство для высказывания, диалога и возможности представить свои работы широкой аудитории. Первым партнером проекта «Факультет» стала Московская школа современного искусства (Moscow School of Contemporary Art). MSCA представит три студенческих выставки в течение трех месяцев. Первая из них, «Мифологемы», поднимает вопрос формирования собственного художественного стиля у молодых художников. Участники: Екатерина Антонович, Дарья Верина, Екатерина Долгина, Алиса Джусоева, Кристина Дзидзрария, Ольга Махно, Наталья Межерицкая, Екатерина Нефедьева, Лариса Преображенская, Артемий Роккель, Эмма Цигунян, Ксения Флейшер, Юлия Юркова. Куратор: Михаил Левин. Выставка работает до 12.03.22.

Лариса Преображенская. Вдохновение (с) Мария Каллас

Фотографии предоставлены пресс-службой Moscow School of Contemporary Art

24.02.22. В Галерее классической фотографии состоялось открытие выставки инклюзивного фотопроекта «Ничего особенного». Проект реализован Федерацией адаптивного хоккея при поддержке Благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко, одного из крупнейших семейных фондов страны, который более 10 лет работает в российских регионах, поддерживая социокультурные проекты, развивая систему профилактики социального сиротства и заботы о старшем поколении, повышая доступность занятий спортом для детей. Фотовыставка «Ничего особенного» – это экспозиция из 24 фотоснимков. Над образами и стилистикой каждого кадра работал известный фотограф, член Союза фотохудожников и Союза дизайнеров России Марк Назаров. В проекте приняли участие более 20 детей и родителей из 12 регионов России. Очень часто можно услышать выражение «особенные дети» – его используют при упоминании детей, имеющих инвалидность. Для участников проекта хоккей открыл новые возможности, позволил поверить в свои силы, сделал жизнь по-настоящему насыщенной и яркой. Дети талантливы не только в хоккее, большинство из них имеют интересные хобби и ведут активную творческую и общественную жизнь. Трехкратный олимпийский чемпион, президент Федерации хоккея России Владислав Третьяк: «Разделение людей по какому-либо признаку подпитывает лишь страхи быть отличным от других. В то время как инклюзия питает в людях дух принятия. Я рад, что такие важные процессы в обществе становятся возможными благодаря хоккею, сильной игре, которая объединяет разных и по возрасту, и по возможностям людей. Спорт помогает осознать свой потенциал роста. А подобные фотопроекты способны каждого сделать чуточку добрее и внимательнее смотреть по сторонам и  видеть интересных, увлеченных  людей, а не их диагнозы». Цель фотопроекта «Ничего особенного» визуально и через личные истории подопечных Федерации адаптивного хоккея рассказать о проблемах развития инклюзивного общества и привлечь внимание к интеграции людей с инвалидностью в разные сферы жизни, преодолению сложившихся стереотипов о жизни людей с инвалидностью. Выставка работает по 13.03.22.

Фотографии предоставлены пресс-службой Галереи классической фотографии

24.02.22. Галерея Lazy Mike представила выставку уличных художников объединения BOMSE «Wild Wild World». Объединение «Bomse» существует уже более 10 лет и относится к новой волне уличных художников Нижнего Новгорода.  На данный момент в составе 8 человек, часть активно рисует в городском пространстве, а часть занята студийным творчеством. Проект представляет собой высказывание художников, отражающее их взгляд на тему жанра вестерн. Сохраняя образы Дикого Запада, авторы обращаются к сути противостояния ковбоев и индейцев, когда устаревший и привычный уклад сталкивается с новаторским образом жизни. Завоевания пространств, подчинение природы человеком, конфискация территорий – все это классические темы произведений о Диком Западе, но также это и контекст, в котором существуют сейчас граффити-художники. Уличная сцена, в которой формировались художники, сурова и имеет правила, аналогичные делению территорий на резервации и прилегающие акватории между США и коренными жителями Америки. Захват территорий у граффити художников происходит с помощью банок аэрозоли, для этого нужно «перекрыть» другого автора (нанести своё изображение поверх изображения другого художника). Этот процесс, зачастую, приводит к конфликтным ситуациям и может развиться до полноценной граффити-войны. Но существует и легальный способ конфискации пространства: перекрыть уже созданную форму бОльшим форматом. Грубо говоря, тег (стилизованное написание псевдонима художника или команды) можно перекрыть флопом (простое контурное изображение), а флоп можно «легально» перекрыть куском (полноценное изображение с использованием заливки и нескольких цветов). Все эти правила напоминают поединки ковбоев, перестрелки с шерифами и попытки урегулировать индейский вопрос. Выставка работает по 25.03.22.

Фотографии предоставлены пресс-службой галереи

24.02.22. В Cube.Moscow открылись новые выставки.  

– галерея Arts Square Gallery в большом зале Cube.Moscow представила выставку художника, татуировщика, скульптора, музыканта Виктора Забуги «Я в Москве». Виктор Забуга родился в Башкортостане, жил в Берлине и на Бали, колесил по городам России, бывал в Париже, Амстердаме, Барселоне, Копенгагене… Будучи частью ряда современных субкультур (тату, стрит-арт, «инстаграмный художник») Забуга перерос каждую их них. Сегодня любое действие автора превращается в художественный̆ жест и медийное событие. На выставке представлены работы, созданные в течение последних лет. Максимально простые образы в работах автора уживаются с традициями не только модернистского, но и классического искусства. Яркие цвета, как у Матисса и Гогена, примитивистская плоскостность, грубость рисунка встречаются с композицией̆ портретов эпохи Возрождения. Многие из работ показаны впервые, в том  числе центральная картина экспозиции – двухметровый̆ холст «Sofia & V». Выставка работает по 13.03.22

Виктор Забуга «Девушка играет со своей киской или подсматривающий» 2021

выставка NFT искусства SHIP: Future Artists Tokyo 2022, созданная на основе работ, представленных в коллекции японской NFT платформы FAT. На диджитал выставке показаны работы 24 японских художников. Основной темой выставки в Москве организаторы выбрали образ корабля как символа надежды, соединяющий всё более разобщенный мир – «То, что связывает нас, несмотря на разделение, – это воля к поиску связей, намерение, ставшее результатом идеи “корабля”. Начиная с доисторических времен человечество наделяло корабль надеждой и воспевало молитвы будущему каждый раз, когда мы погружались во времена кризиса. Каждая работа, представленная на выставке, отражает в себе различный спектр идей и мыслей художников, их эстетику, страсти и убеждения. Чтобы перевезти эти произведения искусства через море, мы преобразовали их в трехмерную компьютерную графику. Воспроизводя каждую мельчайшую деталь так, словно слышим дыхание автора с обратной стороны картины, со скрытой стороны скульптуры и чувствуем молитвы художника. Человечество плывёт по открытому морю с новыми технологиями, с сектантами и GPS, чтобы обезопасить маршруты. Мы бы хотели обратить внимание на NFT (Non-Fungible Token) – блокчейн-технологию, гарантирующую подлинность произведений искусства, словно новый компас, направляющий нас в неизведанном море, которым является цифровая реальность. Защитив ценность видео, цифровых картин и моделей, подлинность которых ранее было сложно определить, NFT позволяет этим работам получить ликвидность на рынке. Эта трансформация должно стать новым направлением для художников и для мира искусства». Выставка работает по 13.03.22

 – Gallery Shtorm представила выставку «Moscow Blues» Конора Маккриди, швейцарского художника, коллекционера и защитника природы. Конор Маккриди родился в Йоханнесбурге, Южная Африка, в 1987 году. Он праправнук сэра Теофилуса Шепстона, колониального британского государственного деятеля. Абстрактные произведения Маккриди известны по всему миру. Автор посвящает свои работы ярчайшим человеческим эмоциям и природным явлениям. А деньги от продажи картин жертвует фондам защиты дикой̆ природы и различным благотворительным организациям. Художник исследует творческий̆ жест, связь между собственными эмоциями и изобразительным материалом, стремясь к преодолению визуальных барьеров. Некоторые из работ Маккриди намеренно оставляет без названия, чтобы избежать возникновения лишних смыслов. В данный̆ момент в Швейцарии строится музей, в котором будет представлена его собственная постоянно растущая коллекция современных художников в дополнение к его собственным работам. Маккриди был в Москве трижды, очень проникся городом, его историческим центром, а также культурой̆. Этот опыт вдохновил художника на создание серии работ, посвящённой Москве. Представленная серия Moscow Blues – новые работы, созданные специально для Gallery Shtorm. В нее вошли портреты 13 известных московских зданий: Большой̆ Театр, ГУМ, Особняк Морозова, Dominion Tower по проекту Захи Хадид, Главное здание МГУ, Центральный Московский̆ ипподром, Кремль и другие. Выставка работает по 13.03.22

Conormccreedy-The+Paradigm-Chaos_Theory

– галерея «Алиса» открыла первую персональную выставку Ксении Финогеевой «Indoor Warriors». На ней представлены живописные холсты, в которых художница изображает застывших словно во сне «воинов», вырванных из их повседневной жизни. Творчество художницы как будто открыто к интерпретации. На огромных холстах Ксения изображает бойцов смешанных единоборств, но в реальной жизни все участники боев – люди мирных рофессий: юристы, врачи, менеджеры. Свой круг Mixed martial arts бойцы описывают как мужское братство, замкнутое сообщество, существующее вне их реальной жизни, куда жены и дети не имеют права вторгаться. Ксению интересуют человеческие эмоции, но для своего проекта художница выбирает людей более чем сдержанных на эмоции. Казалось бы, речь о об эмоциях, проявленных через агрессию борьбы, но заявленной брутальности противоречит живопись Финогеевой. Фигуры бойцов пребывают в каком-то зависшем сомнамбулическом состоянии, их бой статичен, а глаза закрыты или полностью отсутствуют. Художница не перформер и не работает с телесной органикой, с телом как медиумом, ее интерес к телу является чисто формальным. Ксения – наблюдатель и это самое ценное, что есть в проекте. Художница пытается «за явным» отыскать «истинный смысл»: природное, социальное и культурное пространство, которое конструируют нашу телесность. Выставка работает по 13.03.22

INDOOR WARRIORS, 2021

Arts Square Gallery в своем резидентском пространстве открыла выставку натюрмортов художника, основателя ленинградской группы «Митьки», Александра Флоренского. Все холсты, представленные на выставке «Много натюрмортов из одних и тех же предметов», созданы в период с 2013 по 2020 год, в промежутках между работой над другими масштабными проектами, и прежде никогда и нигде не выставлялись. Выставка работает по 19.03.22

Александр Флоренский, Крупа, нарзан и еще 3 предмета, 2017

галерея «КультПроект» представила выставку «Свет Фавора» – цикл работ Владимира Наседкина под названием «Фаворский свет. Созвездия горы». Цикл возник благодаря поездке в Израиль в 2005 г., и к нему художник постоянно возвращается в своих размышлениях и новых работах. Для ощущения авторского замысла необходимо представить не только географию места, но и связанные с ним религиозные представления и исторические события. Традиция восхождения почти 600-метровую гору Фавор возникла еще в 4 в. н.э. и в горе было высечено 4300 ступеней, по которым ныне проходит дорога. Красота пейзажей, невероятность встреч с местами особой духовной наполненности, легенд и преданий – все это  вдохновило художника на создание художественных произведений, наполненных метафорическими высказываниями и размышлениями о мироустройстве. Владимир Наседкин: «Я использую архетип Горы и создаю посредством своего искусства метафору «нетварного Света», обращаясь к текстам Священного Писания и Патрологии. Здесь материя как создание преображается, уступая место таинственному и невидимому нами нетварному Свету. В моем случае, повторюсь, речь идет о метафоре. Я нахожусь на территории искусства и предлагаю зрителю соответствующий понятийный ряд. Я акцентирую беспредметное искусство как альтернативу фигуративному видению реальности, а геометрию форм как обращение к первоосновам, к идеальному, сокрытому за материальными покровами внешнего мира. Здесь схемы-идеограммы созвездий парят и впечатываются в поверхность холстов, открывая дали геометрической бесконечности и рождение новых планет и звезд». Выставка работает по 13.03.22

Фаворский свет 1. 2020-21

галерея и арт-магазин Cubed представила выставку работ московского художника Дмитрия Запылихина «Будьте осторожны с необычными цветами!». Весной на стенах кафе арт-пространства Cube.Moscow появятся цветы – натюрморты Дмитрия Запылихина, представляющие собой комбинацию различных художественных техник: графики, коллажа и ассамбляжа. На Земле огромное количество всевозможных цветов и некоторые из них, увы, ядовиты. В природе фитотоксины вырабатываются для борьбы с естественными врагами и могут вызвать опасное отравление. Тем не менее, многие ядовитые цветы одновременно являются лекарственными – лечат болезни сердца, обезболивают, повышают устойчивость организма. Что, если самые прекрасные цветы – это чувства? Степень их токсичности может варьироваться в зависи

Дмитрий Запылихин. Будьте осторожны с необычными цветами

мости от окружающих условий: возраста, ухода, состава почвы, в которой они произросли… Выставка работает по 19.03.22

11.12 GALLERY и Kupol Gallery представили совместный проект «Кетчуп и майонез» Кирилла Манчунского и Ивана Волкова. Это не только парная выставка двух молодых художников, но и их первое концептуальное заявление о себе в среде российского арт-сообщества. У каждого из них свой неповторимый визуальный стиль изложения творческих амбиций, объединенные схожим духом восприятия окружающей реальности. Как кетчуп и майонез хороши сами по себе, так и кетчунез обладает совершенно особым вкусом, который невозможно повторить. Выставка работает по 19.03.22

Фотографии предоставлены пресс-службой Cube.Moscow

24.02.22. Галерея Гари Татинцяна представила персональную выставку «Зона машин» Мэта Коллишоу, одного из самых значимых художников в истории современного британского искусства. Его имя неразрывно связано с движением Young British Artists (YBA). За 30 лет успешной карьеры Коллишоу стал символом концептуального искусства и мастером визуальных воплощений. Каждый его проект – новое яркое событие арт сцены, собирающее тысячи зрителей в музеях и галереях по всему миру. Исследуя природу человеческого подсознания и способы влияния на него через различные медиа, Коллишоу создает свои уникальные работы – оптические иллюзии, живопись, проекции и подвижные скульптуры – приковывающие взгляд зрителя и заставляющие задуматься о фундаментальных вопросах психологии, истории и науки. За яркостью и внешней привлекательностью каждой работы скрыто глубокое исследование того, как сегодня мы воспринимаем мир через визуальные образы, и как современные технологии меняют наше мироощущение, манипулируя сознанием и программируя наши действия. В 2018 году Галерея Гари Татинцяна представила в Москве проект Мэта Коллишоу «Альбион». В 2022-м галерея показывает выставку «Зона машин», также называется одна из работ, представленных в экспозиции. Зона машин – это термин, определяющий состояние, характерное для азартных игроков, когда внешний мир перестает для них существовать. Разработчики программного обеспечения использовали эту психологическую зависимость для построения механики социальных сетей, введя такие функции, как «комментарии» и «лайки». Алгоритмы формируют наши привычки и порождают неосознанное привыкание. «Зона машин» отражает нашу растущую зависимость от все более механизированного мира.  «Я работаю с внутренними механизмами визуального образа и тем, как эти механизмы влияют на наше сознание» – Мэт Коллишоу. Выставка работает до 25.06.22.

 

 

Фотографии предоставлениы Галереей Гари Татинцяна

 

Автор || Ольга Серегина,
арт-обозреватель

 

Поделиться: