Арт-обзор 10.08-17.08.23

 

Колонка арт-обозревателя журнала Ольги Серегиной о самых ярких выставках и арт-событиях города на этой неделе.

Незнакомец, холст и масло, 2020

12.08.23. Впервые в стране прошел всероссийский фестиваль «Ночь заводов». В фестивале приняли участие индустриальные объекты из 16 регионов России, которые на одну ночь открыли свои двери для зрителей и провели различные культурные мероприятия. Фестиваль посетило более 20 000 зрителей по всей России. Записи видеотрансляции событий, информация об участниках и программа мероприятий представлены на сайте фестиваля. «… наш сайт – своеобразная карта индустриальных объектов – от исторических объектов до действующих промышленных предприятий. Благодаря культурным проектам исторические индустриальные объекты наполняются новым смыслом и функционалом, возвращаясь в жизнь города и человека. Завод становится открытой площадкой для творческого высказывания и открытым местом для города и его жителя. Мы очень надеемся, что в перспективе «Ночь заводов» станет ежегодной. Для этого необходимо, чтобы фестиваль привлекал не только промышленные площадки, но и бизнес, без чьей поддержки подобные инициативы невозможны», Анна Пьянкова, директор Центра поддержки и развитии современного искусства «ЗА АРТ». Для художников участие в фестивале предоставляет уникальную возможность использовать в своем творчестве пространство, изначально не предназначенное для демонстрации искусства, раскрыть неочевидный потенциал взаимодействия искусства с производственной сферой.  «Всегда завораживает возможность первыми исследовать пространство, изначально не предназначенное для демонстрации искусства, раскрыть потенциал, который может быть неочевиден для широкого круга зрителей. Так сложилось естественным образом, что мультимедийное искусство работает на индустриальных территориях, потому что они могут дать нам достаточный масштаб помещений и технические мощности для инсталляций. Все три площадки, на которых мы работали, очень отличаются друг от друга. Мы с интересом изучили их и хотели подчеркнуть особенности каждой, рассказать их историю через мультимедийное искусство, используя свой метафоричный язык, чтобы позволить зрителям взглянуть на эти территории по-новому», Вероника Смирнова, концерт-дизайнер и куратор проекта «Ночь Заводов» от студии dreamlaser.

В Москве Центр творческих индустрий «Фабрика», пройдя конкурсный отбор среди более чем 90 заявок от заводов со всей страны, стал одним из победителей и единственной площадкой фестиваля «Ночь заводов» в столице.

Подробнее о концепции Фестиваля в интервью главного продюсера и организатора фестиваля Марии Туркиной для Cabinet de l’art в арт-обзоре ПО ССЫЛКЕ.

ЧЗЭМ, город Чехов, мультимедийная инсталляция студии dreamlaser

Фотографии Ольги Серегиной

15.08.23. Московский музей современного искусства и Школа современного искусства «Свободные мастерские» представили проект художницы Дарьи Барыбиной «Свидетель». Дарья работает с жанровой картиной, изображая в повседневности героев и обывателей новой современной мифологии. Выставка «Свидетель» проходит в рамках Программы поддержки молодого искусства ММОМА. Серия из 9 работ объединена темой тревожного ожидания и неопределенности. Все живописные полотна лишены героя, так как он явно находится за пределами холста, заглядывая в него и пытаясь понять, что происходит.  Стандартный номер в отеле напоминает декорации к тревожному фильму, а существо, обнаруженное в холле, и вовсе далеко от реальности. Каждая работа – это приглашение разгадать, что за секрет хранят пустые комнаты и коридоры, случайно или намеренно оставленные две пары обуви.  Разгадка зависит только от нашего воображения. Куратор: Люся Янгирова. Выставка работает в залах ШСИ ММОМА, Гоголевский бульвар 10/1 по 01.10.23.  

Фотографии предоставлены пресс-службой ММОМА

16.08.23.В Галерее Давыдково Объединения «Выставочные залы Москвы» открылась выставка «История российского Мэйл-арта». Выставочный проект представляет собой исследование художника, коллекционера и куратора Юрия Гика. Мэйл-арт – это направление современного искусства, основанное на практиках классического авангарда, прежде всего движения Дада. Мэйл-арт оформился в начале 1960-х как нью-йоркская школа корреспонденции Рэя Джонсона, американского художника и участника знаменитой международной группы «Флаксус», оказавшего в свое время влияние на поп-артистов — Энди Уорхола и других.

Этот вид искусства не определен стилистически, но имеет сложившиеся имманентные формы произведений искусства — марки художника, конверты художника, штампы художника, открытки художника. На уровне визуальных практик для мэйл-арта характерны коллажи и смешанные техники, а также концептуальные объекты.

Проект показывает российский мэйл-арт, как состоявшееся направление современного искусства, являющееся частью международной сети – со своей спецификой, теорией и динамикой развития. Многие представленные материалы нигде ранее не публиковались. Кураторы: Юрий Гик, Алёна Борщаговская. Выставка работает до 28.09.23.

Фотографии предоставлены галереей

17.08.23.  Новые выставки в пространстве арт-платформы Cube.Moscow:

— в большом выставочном зале галерея «Купол» открыла выставочный проект «Нам нужен Дягилев», в названии которого зашифрован манифест современных художников, которым нужен свой мэтр. В основу выставки положена концепция синтеза разных видов искусств: живописи, графики, костюма и видеоарта. В экспозиции собраны произведения Александра Бенуа, Леона Бакста, Эрте, Константина Коровина. Куратор выставки Полина Лобачевская выявляет для зрителей неугасающую связь между дягилевскими мастерами и современными российскими художниками, такими как Юрий Купер, Рустам Хамдамов, Екатерина Филиппова, Игорь Чапурин, Платон Инфанте и Вадим Тишин.  В рамках проекта представлены костюмы Игоря Чапурина к балетам «Лебединое Озеро», «Chinque» и «Лабиринт», а также костюмы Кати Филипповой из серии «Гамлет.Полоний». Экспонаты для выставки предоставлены из коллекций Большого театра, Фонда Андрея Челгакова, а также костюмы из частных собрания И.В. Чапурина и Н.М. Цискаридзе.

— в своем резидентском пространстве галерея «Купол» совместно с художницей Катериной Lime Blossom представляет выставочный проект «ЛЕС». Катерина Lime Blossom работает с нитью как главным образом и лейтмотивом, проходящим и переплетающимся сквозь все произведения художницы. В представленном проекте художница обращается к теме метафорического леса души, предлагая погрузиться в то, что стоит за суетой, желаниями и страхами, наполняющими наши жизни.

Катерина Lime Blossom

Most Wanted Gallery показывает выставку Германа Орехова «Техникум глаза», название которой собрано из осколков культурных и социальных проектов преобразования человеческого общества последних трех столетий. По задумке автора выставка «Техникум глаза» — одновременно поэтический перформанс, прерванный исчезновением всех действующих лиц, и приглашение зрителям занять их место.

Герман Орехов, Ночь наступает просыпаются, 2023

— в галерее M.A.R.S.H. открылась персональная выставка Михаила Рубанкова «…Не хватает только красных чернил». Художник размышляет о природе языка и рассматривает искусство как феномен, который позволяет отстраниться от привычных маршрутов речи и мысли, почувствовать окружающий нас мир с новой стороны, что является необходимым первым шагом для настоящей, подлинной мысли. Работы Михаила деконструируют язык повседневности, пересобирая привычные нам семантические конструкции, демонстрируя их условность.

Михаил Рубанков, Хелп, 2023

 

— галерея Art It Easy представляет проект Кати Улитиной «Куда течет Кынгарга?». Кынгарга — название любимой реки из детства художницы (бур. Хэнгэргэ — река в Тункинском районе Бурятии), на которой она училась ходить по острым камням в ледяной воде. Бабушка Кати выросла в Дальневосточной Тайге, и до сих пор фазы луны, положение звезд являются для нее ориентирами. Она обращается к растениям и к земле как к живым сущностям, приветствует водоемы по именам, поэтому с самого детства Катя тоже приобщалась к древним практикам: привязывала ленты на деревья, загадывала желания и кидала монетки духам воды. На выставке представлена серия живописных работ, дополненная инсталляцией, которая отсылает к ритуальным практикам народов Сибири.

Катя Улитина, Кынгарга 3, 2023

Arts Square Gallery подготовила выставку произведений Элия Белютина и Владислава Зубарева «Вектор Времени». Проект дает возможность проследить становление художников на их пути от академической живописи до авангарда. Яркие работы отображают художественную и политическую жизнь XX века, которая стремительно менялась — появлялись новые направления и стили. Каждая работа является своеобразным откровением и демонстрирует, как трансформировался почерк и видение художников.

В. Зубарев, Поздравление, 1966

— в лектории Cube.Moscow открылась персональная выставка художницы Kalina «Подглядывая за счастьем». В своих картинах Kalina ищет мимолетные, ускользающие, не всегда заметные всполохи чистого счастья и ярко и броско разливает их на полотнах. Основной инструмент художницы — цвет, с помощью которого она рассказывает истории о любви, исследовании себя и мира, открытости новому, экспериментам, а еще о приятной усталости, любовании телом и миром, личных достижениях и ностальгии.

Kalina, Кабинет, 2023

Artwin Gallery представляет еще один pop-up проект в пространстве Cube.Moscow — персональную выставку Антона Кушаева delirium. В проекте delirium художник обращается к натюрморту — жанру, исследующему природу объекта. Символически интерпретируя сюжет о жизни цветка, автор очерчивает новые траектории прочтения канонических понятий природы и симуляции, разрушения и повторения, механического и священного.

Антон Кушаев
, из серии «delirium», 2023

PA Gallery продлевает групповую выставку-исследование «Функция», в которой авторы рефлексируют над интерпретацией понятий «функции» и «функциональности» в современном искусстве. В пространстве арт-платформы Cube.Moscow продолжают работу: выставка Марии Даниловской Paradise Syndrome в Postrigay Gallery,  выставка арт-группы ЮН-1-1 «Поле. Ритм» галереи ЛУЧ, персональная выставка Рината Мустафина «Территория» в галерее 159F, выставка «Координаты памяти» галереи КультПроект и выставка Арута Овсепяна и Анны Сави «Dream X 2. Техники эскапизма» в галерее Syntax.

Выставки работают с 19.08.23. по 23.09.23/25.09.23.  

Фотографии предоставлены пресс-службой Cube.Moscow

 

17.08.23. В филиале Музея Москвы Центре Гиляровского открылась выставка «Как найти грифона», посвященная волшебным существам, местам их обитания, символике, внешнему облику. Единороги, кентавры и грифоны издревле украшали самые разные московские здания. Геральдическая пара лев и единорог еще во времена Ивана Грозного стала эмблемой московского Печатного двора. Самая известная в Москве мифологическая пара — поражающий копьем или мечом коварного змия-дракона всадник. Сюжет победы святого Георгия запечатлен на иконах и образках, гербах, монетах, предметах быта. Практически исчезнув со стен зданий после Октябрьской революции, фантастические существа и в советское время продолжили свою жизнь в предметах декоративно-прикладного искусства, книжной иллюстрации, кино и мультипликации. В экспозиции представлены подлинники XVII-XIX веков — изразцы, книги, открытки, шкатулки, чернильницы. Среди экспонатов: два белокаменных льва  XVII века из Коломенского по 590 килограммов каждый, книжные иллюстрации художницы Татьяны Мавриной, уникальный московский изразец XVII века с изображением редкой иконографии китовраса — коронованного получеловека-полульва с пушистым хвостом, а также сделанные специально для выставки фотографом Владиславом Ефимовым кадры самых необычных деталей фасадов с фантастическими существами и карта с адресами этих московских зданий. Куратор выставки: Екатерина Святицкая. Выставка работает до 12.11.23.

Фотографии предоставлены PR-агентством Бедуш & Маренникова

Поделиться: