Арт-обзор 1.09-8.09.22

 

 

Колонка арт-обозревателя журнала Ольги Серегиной о самых ярких выставках и арт-событиях города на этой неделе.

05.09.22. Музей AZ представил выставку одного из лидеров советского неофициального искусства Дмитрия Плавинского «Носороги на черепашьих бегах в Москве». Проект приурочен к 85–летию со дня рождения знаменитого художника.

Создатели проекта «Носороги на черепашьих бегах в Москве»: Генеральный директор Музея AZ Наталия Опалева, арт-директор, автор и куратор Полина Лобачевская. Художник-постановщик: Геннадий Синев. Координаторы проекта: Наталья ВолковаЕлизавета Плавинская, дочь Дмитрия Плавинского. Выставка работает до 20.11.22. 

Интервью с Полиной Лобачевской и Елизаветой Плавинской  ПО ССЫЛКЕ

Фотографии предоставлены pr-службой проекта

05.09.22. Московский музей современного искусства при поддержке галереи a-s-t-r-a представил выставку художницы Джоли Алиен «Сухая крапива». В искусстве Алиен символы современной культуры соседствуют с персональным мифом, а имитация детской простоты и экспрессивность — с сюрреалистическими образами. В первом персональном музейном проекте Алиен собраны работы последних нескольких лет. Сад стал отправной точкой и собирательным образом всего проекта. Сады, так или иначе, присутствуют в пространстве экспозиции, даже в самой истории музейного здания.  Дом Губина, в котором располагается ММОМА — это бывшая городская усадьба, издавна окруженная садом, оранжереей и прудом. Призрак этой истории воплощается в металлическом каркасе, возведённом в основном зале экспозиции. В поисках художественной формы Алиен обращается к чувственному опыту и к переживанию сегодняшней действительности. Подвергая сомнению механизмы статистического контроля, она предъявляет грубую шкалу упорядоченных отметок, предназначенных для определения физических отклонений или соответствий регламентированным нормам. Возникающая погрешность становится частью высказывания и является значимой чертой индивидуальности любого сада и его обитателей.  Выставка работает на площадке ММОМА Петровка, 25 до 16.10.22.

Фотографии предоставлены пресс-службой ММОМА

06.09.22. Московская школа современного искусства (MSCA) представила выставочный проект «Пока взрослые разговаривают». Пока реальность не столкнула искусство с понятиями тренда, коммерциализации и связей, авторское высказывание будет звучать максимально чисто. Фраза-вето, фраза-ограничение — «Молчи, когда взрослые разговаривают!» — оживает с должной силой, свободой и справедливостью в рамках представленного проекта. По словам Ольги Махно, выпускника Московской школы современного искусства, художника, писателя, и куратора выставки «Пока взрослые разговаривают», тема звучания слова очень важна для концепции проекта: «Уровень громкости, тональность, место — все имеет значение, так как художникам сейчас буквально приходится учиться коммуницировать заново: с собой, миром, людьми. Сказанное вечером шепотом за дверью кухни, сказанное днем на площади в рупор, сказанное утром за рабочим столом, сказанное ночью одним движением губ. Сказанное самому себе или другому, или всем? Пики звуковой шкалы могут быть разными, но невысказанные слова должны иметь возможность стать действием». В проекте принимают участие более 50 авторов и объединений, представляющих различные креативные индустрии. Экспозиция будет полностью трансформирована к середине выставки, следуя концепции, как часто меняются мнения и слова в процессе разговора. Мультидисциплинарность — важная особенность данной выставки. Работы художников выполнены в разных медиумах: живопись, перформанс, фотография, саунд- и видеоарт, инсталляция, графика, CG, скульптура, коллаж, анимация, художественное макетирование, геймификация, документальное кино, AR и другие. Михаил Левин, директор Московской школы современного искусства: «Как многие художники, мы мечтаем создать новое не только в искусстве, но и в обществе, при поддержке которого был реализован проект — поэтому мы пригласили к участию как художников, так и представителей других творческих профессий, что позволило авторам расширить границы собственной практики, выйти за рамки пути в каждой из индустрий, положить начало полилогу».  Кураторы выставки также анонсировали сопутствующий ресайкл проект «Пока, взрослые!». На вернисаж выставки каждый желающий сможет принести ненужные шопперы, которые будут переработаны и изменены художниками. Забрать новый арт-шоппер можно будет 27 сентября, в день обновления экспозиции. Также в рамках проекта будет издана виниловая пластинка (аудиомузыкальный проект от участников выставки), авторский мерч, а также пройдет публичная программа. Расписание событий — на сайте проекта poka.vzroslie.u.university. Куратор, автор идеи: Ольга Махно. Сокураторы: Елизавета Головченко,  Юля Юркова, Артемий Роккель.  При поддержке директора Universal University. Выставка работает на площадке U Contemporary, ЦСИ Винзавод Экспозиция I  07.09 – 23.09 и Экспозиция II 27.09 — 13.10.22.

Фотографии предоставлены пресс-службой MSCA

06.09.22. Традиционный Вечер Вернисажей прошел в ЦСИ Винзавод. Восемь галерей представили новые выставки:  Галерея XL: Художественное объединение «Красный кружок» «Самая плохая выставка на свете»; Галерея 11.12: Владимир Колесников Game Boy; Галерея Треугольник: Красил Макар «Земное притяжение»; Галерея astra: Игорь Литвинов Existence of light; Галерея pop/off/art: Михаил Левиус Beware!; Totibadze Gallery: коллективная выставка Константина, Светланы, Анны и Марии Сутягиных «Родня»; InArt Gallery by Ksenia Podoynitsyna: коллективная выставка «Рвется там, где тонко»;U Сontemporary: коллективная выставка «Пока взрослые разговаривают».В проект InArt Gallery by Ksenia Podoynitsyna вошли 30 работ 25 художников в самых разных жанрах, от живописи до инсталляции, отобранные после open-call, проведенного в галерее летом 2022 года. Тема экспозиции — социальные взаимодействия во время перемен. Сентябрь — время обновлений. Сентябрь 2022 — время перемен в квадрате. Находясь внутри живого исторического процесса, мы являемся одновременно и его свидетелями, и акторами. Естественные связи, будь то семья, коллеги или бывшие одноклассники, годами закрывающие нашу потребность в “мы-идентификации”, подверглись серьезным испытаниям. Но желание разделить с кем-то свой страх, радость или печаль никуда не делось. И даже наоборот, обострилось. Иллюзия автономности личности, подстрекаемая индивидуализмом Просвещения и новыми технологиями, испарилась. Человеку нужен человек. Куратор: Мария Нам. О представленном в галерее astra художнике арт критик Игорь Дудинский писал: «Игорь Литвинов активно использует метафизическую пластику архаики как способ самоочищения от диктата линейной логики и здравого смысла во имя достижения священного экстаза ясновидения, позволяющего провести зрителя по изнаночным лабиринтам инобытия, чтобы подготовить к встрече с предстоящими катаклизмами». В галерее pop/off/art показана новая живопись и графика российского молодого художника Михаила Левиуса, созданная специально для выставки. Левиус, продолжая совершенствовать свой художественный язык, имитирует коллажную технику, добиваясь эффекта многосложности и мозаичности визуальных образов. Названием выставки «Beware!» послужила песня Янки Дягилевой «Берегись!», в то же время «Beware» – название одной из работ, представленных в экспозиции. Живопись Левиуса отсылает к насыщенному комплексу образов, позаимствованных из манги и американских фильмов ужасов. Новые работы художника построены на противоречии статики и динамики, крупных и дальних планов, реалистичных и абстрактных изображений. Куратор Оксана Чвякина. К вернисажам присоединились резиденты восьмого сезона Открытых студий: Таня Прыставка и Полина Абина провели sound-art перформанс — звуки городов, лесов, океанов, растений, животных в формате Live. Саунд-арт перформанс входит в специальную программу 8 сезона Открытых студий, сопровождающую сезон. Художники инициируют различные форматы и события в течение всего срока резиденции. Выставки работают по 08/14.10.22.

Фотографии предоставлены галереями InArt Gallery by Ksenia Podoynitsyna, astra, pop/off/art и пресс-службой ЦСИ Винзавод

07.09.22. Галерея «Е.К.АртБюро» открыла выставку Егора Острова «Увертюра. Гармония над хаосом». Экспозиция объединяет 12 живописных полотен художника, чье имя тесно связано с петербургской Новой академией изящных искусств. Елена Куприна-Ляхович, основатель галереи: «Мы открываем сезон 2022– 2023 годов выставкой художника, чье имя не нуждается в представлении. Егор Остров давно вписан в историю современного российского искусства как последовательный неоакадемист, начинавший свою карьеру рядом с Тимуром Новиковым». Основная тема выставки — один из любимых сюжетов Острова — музицирующие Ангелы. Подобно тому, как музыканты оркестра сонастраивают свои инструменты перед тем, как звуки сольются в едином гармоничном потоке, художник настраивает свои инструменты, превращая абстракцию в законченный образ на холсте. Неоакадемист Остров работает как классический музыкант — дает новое звучание некогда созданным великими мастерами произведениям, создавая свой язык повествования и применяя целую систему изысканных аранжировок. Картины Острова одновременно зашифрованные и прямолинейные, простые и многогранные, лаконичные и многословные. Камерная выставка «Увертюра» открывается в преддверии масштабной ретроспективной выставки «re:Renaissance», об открытии которой будет сообщено дополнительно. «Е.К.АртБюро» в «Увертюре» показывает 12 работ, представляющих разные визуальные направления, разработанные Островым за годы работы. В рамках выставки подготовлена серия образовательных мероприятий, включающих дискуссии и лекции как об авторском стиле художника, о возрождении и сохранении высокого искусства сегодня. Выставка работает по 13.11.22.

Фотографии предоставлены пресс-службой галереи

07.09.08. Галерея «Триумф» представила групповую выставку «Между строк. Текстуальное в визуальном», посвященную осмыслению в контексте произведений нового поколения авторов феномена текстуальности в современном российском искусстве, присущей ему текстоцентричности, Проект объединит работы 25 авторов, в практике которых текст играет первостепенную роль или является важной составляющей художественного языка. В представленных на выставке работах текст обретает визуальное воплощение в самых разных медиа — от живописи до уличной акции, от инсталляции до вышивки. Центральным в них может быть как концептуальное содержание текста, так и его пластическая форма. Во всех произведениях именно текст определяет характер коммуникации со зрителем.

Работы художников не изолированы от исторического и социокультурного контекста — они являются свидетельством своего времени, результатом рефлексии текущего момента, оставаясь при этом связанными с личностью художника и переданными искренним и универсально понятным языком. Куратор проекта: Полина Могилина. Участники проекта: Владимир Абих, Лиза Бобкова, Паша Бумажный, Иван Волков, Алина Глазун, Александр Дашевский, Максим Има, Кирилл Лебедев (Кто), Кирилл Манчунский, Ася Маракулина, Вадим Михайлов, Семен Мотолянец, Маяна Насыбуллова, Павел Отдельнов, Таня Пёникер, Ульяна Подкорытова, Слава Ptrk, Тимофей Радя, Игорь Самолет, Маша Сомик, Андрей Сяйлев, Наталья Тимофеева, Анна Титова, Лада Учаева, Валерий Чтак. Выставка работает до 09.10.22.

Фотографии предоставлены галереей «Триумф»

 

08.09.22. Галерее Atelier CHOUTKO исполняется пять лет. Это событие галерея отмечает первой выставкой сезона «Кто Она?». На выставке ковров и гобеленов ручной работы представлены новые и флагманские работы, ставшие классикой галереи. Важной частью юбилейной экспозиции стали произведения Татьяны Карамышевой (1961-2016). Татьяна Карамышева — известная русская художница, всю жизнь посвятившая работе с ткачеством. В конце 1990-х годах Карамышева училась в творческих мастерских Музея декоративно-прикладного искусства, в 2006-м посещала мастер-классы Высшей школы графического дизайна. Работы Карамышевой, члена Международной федерации художников и Творческого союза художников России находятся в частных коллекциях по всему миру. Художница переосмыслила традиционный язык ткачества и сформировала собственный уникальный авторский стиль. В работах Карамышевой есть «включения» проволоки, металлических и синтетических нитей. Строгие, сдержанные, графичные работы, которые сама автор называла «тканой живописью», чрезвычайно архитектурны. Цельность образа раскрывается в каждой детали и странным образом именно использование «жестких» материалов, таких как сталь и медь, делают работы Карамышевой особенно воздушными — они «держат форму», невесомые и прочные, как паутина. Центральной темой творчества Карамышевой на протяжении многих лет была Женщина и ее положение в современном мире. Художница бесконечно и с разных сторон исследовала тему женственности, материнства, философской значимости женского начала во Вселенной. Алла Харитонова, критик: «Когда вспоминаешь Таню, то «приходит» тепло земли, уют здешнего бытия, что-то плотное и одновременно изнутри светящееся, но не как звезда, а как окно в доме, как очаг…».  Представленные в Atelier CHOUTKO работы позволяют почувствовать это тепло. Выставка работает до 23.09.22.

Фотографии предоставлены галереей Atelier CHOUTKO

08.09.22. Галерея-мастерская ГРАУНД Солянка представила программу фестиваля авторской книги и малотиражной литературы V ГРАУНД зин фест. Кураторы: Катя Бочавар и Марта Руказенкова. В течение последних четырех лет ГРАУНД зин фест представляет авторов книг и независимых издателей на исследовательских и художественных выставках, ярмарках, воркшопах. Также фестиваль знакомит с культурой звукового самиздата — саундартом и электронной музыкой. Фестиваль ставит перед собой задачу включить Москву и российских авторов в движение авторского тиражного издательства. Объединяя микроиздателей, ГРАУНД зин фест показывает актуальность и значимость дальнейшего развития этого направления для книжного и художественного сообществ. Независимые печатные инициативы переживают новый этап развития, становясь катализаторами творческих экспериментов. Молодые художники, фотографы, дизайнеры, литераторы и музыканты имеют возможность показать на фестивале все направления современных идей, воплощенных в зинах, журналах, книгах художника и других экспериментальных формах. Участники отобраны на основе open call. В рамках параллельной программы ГРАУНД зин феста пройдут мастер-классы по созданию авторской книги (зинов) для взрослых и детей, технике шелкографии, созданию коллажа, концерты, тематические беседы, практические занятия по шелкографической печати и сеансы зарисовок движущейся натуры. В 2022 году основной темой ГРАУНД зин феста станет плакат. ГРАУНД предлагает всем участникам создать плакат специально для фестиваля, который будет затем представлен в ГРАУНД зин магазине. Центр художественного производства «Своды» утвердил приз, специально и только для участников ГРАУНД зин феста 2022. Выбранному из участников художнику даруется право целый месяц бесплатно пользоваться профессиональным оборудованием «Сводов» — ризографическим станком шелкографии, печатающим размер A2. Дата проведения: 10.09.22 с 12:00 до 0:00. Вход свободный. Бесплатная регистрация, параллельная программы ГРАУНД зин феста 2022 и подробная информация на сайте https://solyanka.org/zinefest22

Фотографии предоставлены пресс-службой галереи-мастерской ГРАУНД Солянка

 

08.09.22. ЦТИ «Фабрика» представил персональную выставку Валерия Чтака «ПГТ». На выставке представлена масштабная живописная инсталляция художника.

Выставка Валерия Чтака стала первой из серии персональных выставочных проектов художников программы «Фабричные мастерские» (внеконкурсная часть). В течение предстоящего выставочного сезона ЦТИ «Фабрика» представит выставки своих постоянных резидентов: группы ЕлиКука, Анны Титовой и Алексея Булдакова. Выставка работает до 30.11.22.

 

Валерий Чтак «Сдача с бесконечности» 2016 г.

Фотографии предоставлены пресс-службой ЦТИ «Фабрика»

08.09.22. В галерее ГУМ-Red-Line открылась персональная выставка петербургский дизайнера, художника и куратора Андрея Люблинского «Кто они?». ГУМ-Red-Line представляет новую серию работ «Кто они?» – расширенную вселенную персонажей, впервые появившихся на Фестивале паблик-арта «ЧО» в Екатеринбурге в 2020 году как проект «Художественно-пространственное ориентирование». Бывшие когда-то барельефами на фасадах в столице Урала, в Москве пестрые персонажи появляются в виде восьми самостоятельных металлических объектов выше человеческого роста.  Скульптуры в равной степени являют собой личную мифологию выросшего в СССР художника и художественное осмысление социально-исторического контекста. Название проекта – скорее риторический вопрос, который не требует ответа, но приглашает зрителя к сотворчеству. В экспозицию входят как монументальные, крупномасштабные, так и камерные произведения: тиражная графика, видео, скульптура и живопись. Куратором проекта выступила искусствовед Анастасия Митюшина. Выставка работает до 01.11.22.

Андрей Люблинский. Фигура №2. 2021. Металл, автомобильные краски, лак.png

Фотографии предоставлены пресс-службой проекта

08.09.22. В галерее «Наковальня» на Пречистенской набережной открылась персональная выставка Виталия Барабанова «Сады Нарциссов». Проект посвящен отображению «внутренней природы человека» средствами живописи, исследованию феномена самолюбования. Название выставки «Сады Нарциссов», как и использование зеркал вместо полотен, становится одновременно и точным описанием замысла художника, и определенной иронией, и отправной точкой для размышлений — можно ли оказаться по ту сторону живописи, попасть в зазеркалье… Понятные и привычные для широкой аудитории формы наполняются новым содержанием и проблематикой. На протяжении своей карьеры Виталий Барабанов параллельно развивает концепции «живого произведения» и «живописи действия», позволяя холсту взаимодействовать с меняющейся средой (землей, полом галереи, лапами любимого пса, регулировкой температурного режима, освещения и водных растворов) или максимально «разрушая» изображение, чтобы передать влияние памяти и эмоций на то, что мы воспринимаем глазом. Психологизм пейзажа в цифровой век позволяет провести границу между фотографией – по Барабанову, отражением безэмоциональной, «мертвой природы» – и живописью, позволяющей передать внутреннее состояние художника, непостоянство природы и, в то же время, ее цикличность. Воображаемый пейзаж распадается на фрагменты, которые едва удается поймать, ветви гнутся на ветру или сбрасывают листья, а верхушки гор то и дело скрываются за облаками… Каждая работа из серии создавалась в течение одного дня, чтобы максимально точно отразить эмоциональный посыл автора. Концепция Сада как внутреннего автопортрета художника родилась в ходе нескольких предшествующих проектов: Perfect Decay (2020-2021) или Make Garden Great Again (2021), а участие Барабанова в выставочных проектах Гаража и Новой Третьяковки позволило ему представить свой художественный язык для более широкого круга профессионального сообщества и зрительской аудитории. Ирония Виталия Барабанова в адрес массовой аудитории, которая использует художественные пространства и произведения как фон для фотосессии и затем саморепрезентации в социальных сетях, остается при всей остроте темы деликатной, мягкой – как и выбор оттенков для цветущего “Сада Нарциссов”. Игра с древнегреческим мифом становится призывом по-новому прочитать классический сюжет. Заглядывая в пустоты на поверхности зеркального полотна, мы способны увидеть не только замысел художника, но и самих себя – если, конечно, сумеем отказаться от самолюбования или критики. Илья Овчаренко, основатель галереи: «После мифогенных столкновений силы, времени и пространства и перед горячим осенним сезоном, мы хотим дать отдохнуть душой и взглядом нашим посетителям, вместе с потрясающей игрой цвета, отражений и ширм от уже зарекомендовавшего себя деятеля современного искусства — Виталия Барабанова. Тут вам и пастельные нежные пейзажи, и мощные рамы с зеркалами, и много аристократичного цвета. Это стоит увидеть в галерее, а после — и на стенах своего дома». Выставка работает по 15.09.22.

Фотографии предоставлены галереей «Наковальня»

08.09.22. Галерея Ruarts представила выставку российского мультидисциплинарного художника Миши Бурого «АВТАРКИЯ». По мнению Сергея Гуськова — скульптуры Бурого рождены из праха и могут с легкостью в него вернуться, чтобы быть пересобранными – художник собирает отходы производства — обрезки бумаги или картона, куски пластика и фанеры, излишки полиграфических или строительных процессов — и делает из них антропоморфные скульптуры. Этот аккуратный мусор не просто подвергается апсайклингу, художник выстроил целую теорию вокруг собственной деятельности. Затем цикл непременно повторится… и так до бесконечности. Как будто в каком-то бесчеловечном конструкторе, существа эти претерпевают непрерывные мутации. Современные люди, по мнению художника, живут в безжалостном мире, где от них мало что зависит, в любой момент они готовы всего лишиться. Как раз такие персонажи, в духе осовремененных Книг Иова и Екклесиаста, представлены в скульптурах Бурого. Сочетание экологической осознанности и возвышенного пессимизма художника со скрытым взрывоопасным зарядом хаоса в его работах на выходе дает меланхоличное повествование о судьбах медленно умирающей Земли и сдуваемого ветром истории с ее поверхности человечества. Мир заполняется мусором, но это уже не противопоставленный нормативной реальности эксцесс, а его законная и конституирующая жизненный уклад составляющая. Отходы стали не просто частью окружающей действительности, но активно формируют ее. Теперь без них никуда, теперь они нам необходимы. Мир закольцовывается в самообеспечении. Эпоха автаркии требует нового человека, а Миша Бурый уже набросал, как это племя незнакомое будет выглядеть. Выставка работает по 16.10.22.

Фотографии предоставлены галереей Ruarts

08.09.22. В своем новом пространстве галерея К35 представила выставку «Жатва». В композиции объединены работы трех художников: Евгении Войнар, Ильи Гапонова и Никиты Макарова. «Жатва» — условное подведение итогов, и каждый из участников выставочного проекта работает с темой по-своему: это может быть и глубоко личная история, и попытка найти ответ на серьезные мировоззренческие вопросы. Все участники проекта любят и активно вводят в свои работы визуальный ряд, связанный с растительностью. В серии Евгении Войнар «Сады» тема заброшенного сада звучит как память детства, связь человека с корнями. Евгения обращается к теме своих снов, бессознательного, прорабатывая личные автобиографические истории своего детства.  На ее масштабных холстах появляются мифологические фантазийные растения. Леса эти населены вполне узнаваемыми животными, словно из русских народных сказок. Где-то среди этих лесов бродит девочка, которая силой воображения и вызвала к жизни всю эту буйную флору. В проекте явственно звучит отсылка к Кэролловской «Алисе», которая может стать ключом к трактовке образов и нашим проводником в фантазийном мире художницы. Керамические объекты Никиты Макарова из серии «Таинственный лес» — плод синтеза мифических антропоморфных и зооморфных образов из разных культур. Его уникальные скульптурные объекты, каждый со своим характером: фавны, сороки, лисицы — обитатели того самого фантастического леса с холстов Евгении. Серия «Тоскана» Ильи Гапонова отсылает к теме увядания и перерождения как в природе, так и в жизни. Илья использует тематику растений как неких символов природы, которая преобладает над цивилизацией и в итоге поглощает ее вместе со всеми достижениями и провалами.

В проекте «Жатва» эта мысль звучит отчетливо, в представленных работах естественность и сила природы превалирует над всеми видимыми плодами цивилизации, напоминая о бренности всего, что мы сейчас считаем незыблемым. Вместе с тем процесс рождения жизни, созревания и постепенного увядания дает возможность отстраниться от внешних катаклизмов, напоминает о том, что жизнь продолжается. Выставка работает до 13.11.2022. 

Фотографии предоставлены галереей К35

Автор || Ольга Серегина,
арт-обозреватель

Поделиться:

Подписка

Мы не спамим! Прочтите нашу политику конфиденциальности, чтобы узнать больше.