Арт-обзор 1.06-8.06.23

 

Колонка арт-обозревателя журнала Ольги Серегиной о самых ярких выставках и арт-событиях города на этой неделе.

01.06.23. AZ ART Маросейка представил выставку Марины Беловой и Алексея Политова «Опрокинутая вселенная», приуроченную к выходу в свет одноименного альбома-монографии, посвящённого к 25-летию их творческого содружества. Дуэт «Алексей Политов и Марина Белова» – одни из самых остроумных и разноплановых в современном искусстве. Он сложился в 90-е годы, когда они оформляли московские клубы, и продолжился во многих выставочных проектах. Сами они не относят себя к концептуальному искусству, их стихия – игра в широком смысле этого слова, эстетика и поэтика карнавала. Часто Политов и Белова обращаются к цирковым, театральным, кино- и телевизионным образам. Художники совмещают проекции, световые инсталляции, графику, скульптуру и фотографию, играя с понятием «массовой культуры». Первый совместный проект художников состоялся в 1998 году. За последние двадцать пять лет совместной творческой и семейной жизни авторы провели свыше двух десятков персональных и более полусотни групповых выставок. Они дважды становились номинантами Премии Кандинского. Весной прошлого года состоялась их масштабная ретроспективная выставка в Московском Музее Современного Искусства. Произведения Алексея Политова и Марины Беловой находятся в коллекции Государственной Третьяковской галереи, Музее AZ, Московском Музее современного искусства, Мультимедиа Арт Музее и многих других.

Выставка «Опрокинутая Вселенная» – это графические работы и арт-объекты, созданные художниками в разное время. «В искусстве Марины Беловой и Алексея Политова присутствует определенная аналогия с театральным спектаклем: за детской радостью простой эмоции кроется очень непростая машинерия, которая сложно и мудро управляет нашими аффектами», – российский арт-критик, теоретик, куратор, историк искусства, кандидат искусствоведения Сергей Хачатуров. Искусствовед Александр Петровичев так же отмечает эту открытую игровую структуру работ Политова и Беловой: «Именно карнавал как образ, как принципиальная парадигма обуславливает содержание их произведений. При всей уникальности каждого произведения, перед нами всегда единое пространство, калейдоскоп, проецирующий череду образов и фраз, извлечённых из парадоксального текста… Из обрывков нескончаемых ребусов, головоломок, затейливых картинок для взрослых и крылатых выражений Алексей Политов и Марина Белова каждый раз создают нечто новое, цветастое, с лубочной брутальностью и жаргонизмом. Но при всей доступности и кажущейся простоте, «потешные» картинки Политова и Беловой заключают в себе особую интригу и далеки от однозначности». Выставка работает по 08.06.23.

Фотографии предоставлены AZ ART

01.06.23. С 1 июня в ЦСИ М’АРС работает выставка Зорикто Доржиева, ZORIKTO. В Арт-коворкинге представлены жикле и принты на холстах, доработанные автором вручную, основой для которых послужили картины с персональной выставки ZORIKTO «Воображаемая реальность» в Третьяковской галерее в 2015 году. Кинематографическое сообщество оценило его как художника по работе над фильмами «Монгол» (2007) Сергея Бодрова-старшего и «Небесные жены луговых мари» (2014) Алексея Федорченко. Образы с картин Зорикто Доржиева были использованы в художественном и графическом оформлении фильма «Байкал. Удивительные приключения Юмы» (2021). Одновременно с презентацией выставки ЦСИ М’АРС представил программу открытия летнего сезона на крыше Центра, который откроет 9 июня в 19:00  встреча FRUIT PARTY – объединяющая  концерт, выставку, перформансы и экскурсии.  

Фотографии предоставлены Пресс-служба Центр современного искусства МАРС

02.06.23. Парк Малевича при поддержке Третьяковской Галереи открыл вторую часть экспозиции современного искусства под открытым небом, которая продолжает серию партнерских проектов Московской области и культурных институций России. Первая часть экспозиции была представлена осенью 2022 года – это работы Франциско Инфанте-Арана, Вячеслава Колейчука, Леонида Тишкова, Аристарха Чернышева и Игоря Шелковского. Сейчас выставочный проект пополнился пятью объектами, созданными в разные годы Игорем Шелковским, Леонидом Тишковым, Аллой Урбан, Александром Константиновым и Романом Ермаковым. Проект в Парке Малевича призван раскрыть связь места с ключевой фигурой искусства XX века – Казимиром Малевичем – через исследование и рефлексию его идей и философии русского авангарда. Вторая часть выставки расширяет онтекст, включая в экспозицию произведения нового поколения авторов. Проект объединяет серию объектов современной скульптуры и паблик-арта в пешеходной зоне парка. «Человек бегущий» Игоря Шелковского происходит из серии, над которой художник работает с начала 2000-х годов. «Человек сидящий» Шелковского, прежде открывавший маршрут, теперь располагается в чаще липовой аллеи. Конструктивное мышление Шелковского, собирающего из линейных структур вариативные композиции, сближает его творчество с экспериментами русского авангарда. «Куб космоса» постконцептуалиста Леонида Тишкова завершает триптих художника для Парка Малевича. Вместе с «Частным солнцем» и «Частной луной», размещенными в парке осенью 2022 года, он обыгрывает излюбленные формы супрематизма, наделяя базовые формы новыми смыслами. Объект «Встреча» Аллы Урбан – сюрреалистичные глаза леса – наследует идеям органического авангарда Михаила Матюшина, мечтавшего о «расширенном смотрении», и ученика Казимира Малевича Владимира Стерлигова, создавшего собственную формулу искусства – «чашно-купольную систему», где геометрические фигуры супрематизма сменяют соприкасающиеся кривые – купол неба и чаша земли. Автор «Цветных деревьев» художник, математик и архитектор Александр Константинов известен своими монументальными инсталляциями из цветного скотча и тонких деревянных или металлических планок. Его минималистские структуры подобно произведениям авангарда спрямляют изгибы стволов и ветвей, организуют мир согласно законам геометрии. На временное экспонирование в парке представлена «Стабильная композиция» скульптора Романа Ермакова из арт-коллекции Sminex. Белоснежная монументальная скульптура входит в авторскую серию «Танцующая ось пятого измерения». Для посетителей экспозиции доступен аудиогид. Научный куратор экспозиции: искусствовед, заведующая отделом новейших течений Государственной Третьяковской галереи Ирина Горлова; куратор: искусствовед, креативный продюсер Ксения Новохатько.

Фотографии предоставлены пресс-службой проекта

 03.06.23. В галерее «Выхино» Объединения «Выставочные залы Москвы» открылась выставка работ творческой Мастерской -ТАФ (Театр Архитектурной Формы), которая объединяет единомышленников, художников, архитекторов, дизайнеров под руководством профессора МАРХИ, основателя авторской дизайнерской школы Александра Ермолаева. Регулярный резидент галереи «Выхино» Мастерская-ТАФ на этот раз представляет свой творческий путь в искусстве, построенный на открытии визуально-пластических достоинств окружающего нас удивительного мира. Мастерская-ТАФ возникла более 40 лет назад как творческая лаборатория в стенах Московского Архитектурного Института. Все это время участники мастерской развивают принципы естественности, уместности, соединения умной традиции и современности в своей многообразной деятельности (архитектурном и дизайнерском проектировании, педагогике, станковом творчестве, фотографии, поэзии, издательских инициативах). Экспозиция выставки представляет искусство, открывающее красоту чистого, светлого, ясного, простого и сложного мироустройства. Это ПРОТОискусство красоты, свободное от понятия и значения. Принципиальная линия ТАФ-арта – это развитие изобразительного искусства, соединяющего открытый взгляд на мироздание с профессиональной эрудицией художников в области пространства, формы и цвета, авангардной культуры XX века. На выставке будет представлена живопись, графика, коллажи, ассамбляжи, скульптура, арт-объекты, дизайн. Экспозиция будет дополнена увеличенными изображениями книжных разворотов «Книги о ТАФ-арте», изданной к открытию выставки. Художники: Александр Ермолаев, Николай Белов, Лариса Климова, Павел Климов, Юрий Кузнецов, Галина Левкина, Марина Соколова, Сергей Садовсков, Светлана Тарасова, Елена Тарутина, Наталья Чунакова, Константин Шулика, Татьяна Шулика, Ольга Халдеева. Кураторы: Лариса Климова, Ольга Халдеева. Выставка работает до 23.07.2023.

Фотографии Ольги Серегиной

06.06.23. Галерея JART представила выставочную программу «Скрипторий визуальных впечатлений», подготовленную совместно с куратором Сергеем Хачатуровым. Программа включит в себя серию из пяти выставочных проектов и многожанровую параллельную программу на разных площадках Москвы, объединенных темами странничества, потерянности в складках времени и истории. Синтез изобразительного и театрального искусства в проекте раскрывает многогранность затронутой проблематики. Первая выставка проекта – «Складки странствий» – выстроена вокруг идеи странствий художников разных времен, эпох, жанров и стран. Галерея показывает работы старых мастеров Возрождения и большой круг отечественных художников: от классиков до новых имен современного искусства. «В мировой культуре темы странствий, скитаний соотносятся с изучением исторической психологии людей, пребывающих в экстремальном, пограничном статусе изгоя, беженца, авантюриста. Странствие, в отличие от путешествия, это испытание себя часто на пределе возможностей. В таком испытании культура, искусство оказываются неоценимыми помощниками. Размышлять на тему странствий, странников и их перипетий в пространстве жизни и искусства зритель будет в обществе художников разных времен и стран, от Рембрандта и Дюрера до стрит-арт-художников, собственно художников и мастеров интермедиального жанра. Странники часто исчезают в складках большой человеческой Истории и разных, связанных с ними маленьких историях. Складки – это и конверт, в котором заключено послание, адресованное скитальцу или написанное им, и тайные уголки мира, в которых герой прячется или спрятан», – Сергей Хачатуров. Художники проекта: Рембрандт Харменс ван Рейн, Альбрехт Дюрер, Мартин Шонгауэр, Евгения Буравлёва, Даниил Васильев, Дмитрий Гутов, Евгения Дудникова, Владислав Долженков, Максим Корольков, Егор Кошелев, Лёша Кьюджей, Анна Лапшинова, Георгий Литичевский, Антон Мороков, Рамин Нафиков, Егор Плотников, арт-группа «Россия», Татьяна Стрельбицкая, Егор Федоричев. На выставке представлены видео-арт-проект, спродюсированный Сергеем Хачатуровым и выпускниками Московской школы фотографии и мультимедиа имени Родченко с участием выпускников театральных вузов Москвы, среди которых Екатерина Воронина, Алексей Ярмущик и Владислав Долженков. На экранах галереи можно увидеть фрагменты спектакля «Илаяли» по роману норвежского классика Кнута Гамсуна «Голод» (режиссер Сергей Тонышев, актерский курс Александра Коручекова Театральной школы Константина Райкина). Спектакль получил гран-при на Московском международном фестивале студенческих спектаклей «Твой шанс». Второй фильм «Каспар Хаузер, или Леность сердца» вдохновлен личностью и литературным образом странника, фантомного человека Каспара Хаузера, прозванного в эпоху романтизма «Дитя Европы». Роман о его трагической судьбе написал Якоб Вассерман. Главы романа на встречах со зрителем будет читать Владислав Долженков. Режиссер: Илья Минин. К выставке подготовлен каталог-дневник, включающий в себя эстетический опыт странника. Заметки на страницах дневника, стенах галереи, паблик-арт-пространства Art Residence разрисованы художником уличной волны Лёшей Кьюджеем.  Выставка работает до 07.07.23.

Фотографии Ольги Серегиной

 

05.06.23. ГМИИ имени А. С. Пушкина и Государственный Эрмитаж подготовили совместный проект, посвященную фигуре Дени Дидро и его знаменитым «Салонам». Открывает в ГМИИ имени А. С. Пушкина выставку «“Салоны” Дидро. Выставки современного искусства в Париже XVIII века» раздел, рассказывающий о первых Салонах в Пале-Рояле и Большой галерее Лувра до луврского Квадратного салона, давшего название самим экспозициям. Эспозиция следующих залов посвящена знаменитым «Салонам» Дидро – критическим обзорам выставок в Лувре, которые затрагивали вопросы не только истории искусства, но также эстетики и философии. Этот раздел включает как произведения искусства, так и редкие образцы художественной критики XVIII столетия и экземпляры рукописного журнала «Литературная корреспонденция». Критические тексты Дидро экспонируются рядом с произведениями, которым они посвящены. В разделе показаны каталоги Салонов. Далее в экспозиции создан воображаемый кабинет философа, задуманный кураторами в качестве смыслового центра проекта. Этот раздел выставки рассказывает о Дидро как о коллекционере.  Здесь также показаны книги из библиотеки Дидро, приобретенной императрицей Екатериной II в 1765 году. Библиотека прибыла в Эрмитаж только в 1785 году – по соглашению с дочерью и наследницей Дидро, Мари Анжеликой де Вандёль. Экспозиция последнего знакомит с историей Салонов после Дидро – с выставками, прошедшими с 1783 года до конца XVIII века. Этот масштабный проект, организованный совместно с Государственным Эрмитажем, построен исключительно на материале отечественных собраний из коллекций ГМИИ им. А.С. Пушкина и Эрмитажа, Исторического музея, Тверской областной картинной галереи, Музея-заповедника «Архангельское», Русского музея, музеев-заповедников «Павловск» и «Останкино и Кусково». Значительный историко-документальный материал, отражающий атмосферу века Просвещения, предоставлен Российским государственным архивом древних актов, Российской национальной библиотекой и Российской государственной библиотекой. Куратор: Анна Сулимова, заведующая отделом искусства старых мастеров. Научный консультант: С.Я. Карп, руководитель Центра по изучению XVIII века Института всеобщей истории РАН. Выставка работает до 01.10.23.

Фотографии Ольги Серегиной

 

07.06.23. Музей русского импрессионизма представил выставку «Выбор Добычиной», посвященную одной из первых российских галеристок. В созданном ей Художественном бюро в Санкт-Петербурге в 1910-е годы состоялась персональная экспозиция Наталии Гончаровой и «Последняя футуристическая выставка картин “0,10”», на которой впервые был показан «Черный квадрат» Казимира Малевича. Экспозиция представляет Надежду Добычину в двух главных профессиональных ролях: коллекционера и устроительницы выставок. Художественное бюро Н. Е. Добычиной на протяжении почти десяти лет было главной независимой площадкой в Санкт-Петербурге, где художники-новаторы могли выставлять свои работы. Выступая одновременно и как галерист, и как куратор, Надежда Евсеевна дала возможность Марку Шагалу, Юрию Анненкову и другим еще не признанным на тот момент авторам впервые широко представить свое творчество столичной публике. Экспозиция «Выбор Добычиной» знакомит с основными проектами Художественного бюро с 1912 по 1919 год: от «Постоянной выставки современного искусства» с работами мирискусников и авангардистов до персональной экспозиции Николая Кульбина, художника и теоретика авангарда, близкого друга Добычиной. Участниками выставок Бюро в разное время были Натан Альтман, Борис Кустодиев, Роберт Фальк, Анна Остроумова-Лебедева, Ольга Розанова, Ян Ционглинский и другие. На выставки также представлены работы из личной коллекции Надежды Добычиной, среди которых Александр Бенуа, Константин Сомов, Кузьма Петров-Водкин, а также произведения менее известных авторов: Валентины Ходасевич, Виктора Замирайло, Юрия Черкесова и других.

На третьем этаже музея продолжение экспозиции посвящено проектам Художественного бюро, которые по разным причинам не были осуществлены. Первая мировая война, две революции вносили коррективы в выставочные планы. Архивные документы, газетные вырезки, личная переписка художников дали возможность восстановить тематику и состав участников нереализованных выставок: показов персидского и японского искусства, выставки мастеров русской провинции, персональных экспозиций Льва Бакста, Сергея Судейкина, Василия Шухаева и Николая Рериха.

Выставка представляет собой первое масштабное исследование, посвященное фигуре Надежды Добычиной и ее влиянию на русскую культуру начала XX века. В экспозиции собраны произведения из более чем 40 собраний: частных коллекций, российских и зарубежных музеев. В выставке подготовлен  каталог со статьями куратора Анны Скляревской и искусствоведов Натальи Мюррей и Наталии Семёновой, посвященные Надежде Добычиной и ее личной коллекции искусства, деятельности Художественного бюро и устройству художественного рынка в России 1900–1910-х годов. Куратор выставки: Анна Скляревская, специалист выставочного отдела Музея русского импрессионизма. Выставка работает до 24.09.23.

Фотографии предоставлены пресс-службой МРИ

07.06.23. Государственный музей Востока открыл выставку «Охотники, шуты, марионетки: тайные общества Республики Мали». В экспозиции представлено около 60 музейных предметов, дополненных фото и видеоматериалами. Выставка продолжает серию проектов по результатам научно-исследовательской экспедиции Института востоковедения РАН в Республику Мали, в которой принимает участие Государственный музей Востока. Тематика выставок посвящена различным аспектам художественной культуры народов Мали.  В этом году выставка новых поступлений в коллекцию музея рассказывает о нескольких «тайных обществах» среди множества существующих на территории Республики Мали. Экспозиция знакомит с художественными атрибутами, легендами, обрядовыми песнями, которые связывают этнические группы, людей разных возрастов и статуса в сложный социальный организм, позволяя регулировать практически все аспекты традиционной жизни.  Ключевое для Западного Судана общество Коре, наиболее закрытое, связанное с обрядами инициации, представлено на выставке уникальными своей нехарактерной образностью масками, а беспечные, кочующие по стране танцоры-шуты Коре-Дуга — танцевальными атрибутами. Хотя внешне это общество открыто и похоже на бродячую театральную труппу, оно выполняет важную роль в улаживании конфликтов между отдельными людьми, деревнями, народами, являясь частью общества Коре. Такая важная для традиционного уклада часть жизни, как охота также подчинена правилам и законам «тайных обществ». Выставка наглядно демонстрирует, что традиционные институты коммуникации и объединения людей сохраняются в эпоху постиндустриального общества не как экзотика и архаизм, перешедший в область театра и лубочных представлений, но как действенный инструмент организации жизни такого сложного и разнородного общества как союз этносов Республики Мали. Кураторы выставки: Дарья Ванюкова, Андрей Улитин. Выставка работает до 30.06.23.

Церемониальный предмет Общества Коре-Дуга в виде стилизованной лошади. Республика Мали. Конец XX в.

Фотографии предоставлены пресс-службой Музея Востока

 

08.06.23. В галерее «Наковальня» открылась выставка «Мультфильмы для взрослых», которая представляет результаты недолгого периода совместного творчества братьев Матвеевых, в рамках которого им удалось создать свою узнаваемую вселенную: каждая картина является стоп-кадром странных, потусторонних мультфильмов, а их сюжеты проявляются в символических образах и подсказках, предлагающих зрителю своеобразную игру. Мультфильмы как метафора детской рефлексии буквально прорываются и на сами полотна, образуя коллаж из строгой масляной живописи и нарочито упрощенных форм, и даже подпись на картинах Матвеевых представляет собой два мультяшных кристалла, будто заимствованных из аниме. Братья-близнецы Антон и Артем Матвеевы называют себя художниками низкого возрождения и приверженцами юмористического искусства, хотя подчас комичные на первый взгляд образы оборачиваются интимными размышлениями о современном мире и уходящей эпохе. Матвеевы работают в дуэте и подчеркивают, что «childhood 90-х годов оставил отпечаток на наших работах – компьютерные games, LEGO и, конечно, телевидение, где мультфильмы чередовались с передачами про маньяков, которые составляли life эпохи. Сюжеты картин варьируются от миров видеоигр до портретов Ельцина и Малахова, но главная черта каждой работы – юмор, который наполняет полотна. Наша цель состоит в том, чтобы все считывалось и узнавалось без лишних comments». Куратор: Влада Закс.

Профессионалка_100x70 холст, темпера 2016

Фотографии предоставлены галереей

9.06.23
Автор || Ольга Серегина,
арт-обозреватель

Поделиться: